Вторичность как тенденция

Буквально на днях довелось совершенно случайно познакомится с двумя относительно новыми отечественными фильмами 2021 года. Летала по делам в Сибирь. Путь неблизкий, по 6 часов туда-обратно. Спать не получается, читать темно, попить-поесть быстро, что ещё делать в полёте? Техника в помощь – почему бы не посмотреть кино. Выбор в аэрофлотовской фильмотеке оказался большой: классика, детективы, драмы, комедии, триллеры, фильмы-оскароносцы. Транслируют и полёт самолета от взлёта до посадки – тоже интересно. Но всё-таки решила остановиться на фильмах из раздела «новинки». Выбрала «Дунай» и «Конец фильма». Не в восторге – отечественное кино пока не радует шедеврами. Но поговорить есть о чём. Случайный выбор выявил некую тенденцию, причём совершенно непродуктивную для любого вида искусства, будь то литература, живопись или кино. Эта тенденция – подражательство. Не пародия, которая иногда бывает ярче оригинала, а именно подражательство, как плохая копия, нечто вторичное.

Итак, «Дунай» (2021). Название привлекло, да и фильм, как сообщалось в аннотации, целиком снимался в Белграде. Режиссёрский дебют сценаристки Любови Мульменко шёл ограниченным прокатом. После просмотра поняла почему: антиковидные меры и цензура тут ни при чём, прокатчики справедливо рассудили, что выручат за него условные три копейки. Кино снято как авторское, фестивальное, «не для всех», вот и вся интрига. А то, что 16+, так кого сейчас удивишь сценами плотской любви (однако спасибо, что без «излишеств»).

Сюжет в том или ином виде уже не раз встречался в кино. Надя (Надежда Лумпова), девушка 30 лет, уставшая от московской суеты, надоевшей работы и неудачных любовных отношений, едет одна в отпуск, чтобы кардинально изменить судьбу. Что ж, девушек, стремящихся убежать от рутины, одиночества и разочарований мы уже видели. Кто-то отправляется на курорт к морю, или в путешествие по экзотическим странам, кто-то в одиночный дикий поход, чтобы, преодолев трудности, избавиться от душевных переживаний. Надя едет в Белград. Выбор столицы Сербии понятен – Любовь Мульменко часто там бывает, хорошо знает сербский язык и местные особенности. Если сценарист понимает, о чём пишет, а режиссёр знает, где и как снимать, и если тот и другой выступают в одном лице – фильму это сочетание должно бы пойти на пользу. «Дунай» процентов на 80 идет на сербском языке. Субтитров в аэрофлотовском прокате почему-то не было (а может, просто их не включила), так что о многом пришлось догадываться. Язык похож на русский, хотя при быстрой речи проблемы с пониманием есть. Но именно это и было самым интересным – угадать, услышать знакомые слова.

Главная героиня, как её видит режиссёр и подаёт актриса, бесцветна внешне и внутренне, зажата, отчего образ получился пустой, зацепиться не за что – без изюминки, без обаяния, про таких ещё говорят «серая мышь». И вот эта тусклая Надя в первый же вечер в Белграде вдруг бросилась в любовное приключение со случайным знакомым Нэшей (Ненад Васич), который немного говорит по-русски. Они пьют пиво, гуляют, валяются на скамейках на берегу Дуная, а потом расслабившаяся Надя зовет Нэша в снятую ею симпатичную квартирку, с видом всё на тот же Дунай, где они пьют вино, дурачатся, и в первую же ночь у молодых людей случается спонтанный пьяненький секс. Наутро, надутая как мышь на крупу, молчаливая и замкнутая Надя выпроваживает Нэшу восвояси.

Photo credit: Marmot Film

Они, конечно, встречаются снова на следующий день, и закручивается роман. Нэша поселяется у Нади, и она с удивлением узнаёт, что парень нигде не работает, он уличный жонглёр, не любит сидеть на месте, всё время в движении. Равнодушен к одежде, своему внешнему виду, к тому, где будет сегодня ночевать, у него даже нет мобильного телефона, но он весёлый и позитивный. Этим-то, наверное, и привлёк нашу царевну Несмеяну. Таковы и его приятели – беззаботные живущие одним днём любители петь, пить и гулять. Так и кажется, что они вот-вот затянут: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свобо-о-ды…». Словно хиппи, застрявшие в Белграде с 1970-х годов прошлого века, цветы запоздалые. Герои картины живут случайными заработками, их жилье можно назвать лачугами, но они не унывают, любят повеселиться, общаться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми. Братья-славяне вроде бы похожи на нас – безбашенные, выпить-погулять не дураки, и порассуждать о глобальных проблемах, но и отличия есть. В сербах нет угрюмой тоски, напротив, они доброжелательны, расслаблены.

Photo credit: Marmot Film

Но чем больше наблюдаешь эту свободу без границ, тем яснее понимаешь: то, что привлекло Надю в Нэше, очень быстро обернётся раздражением и отторжением. Всё хорошо в меру. Нельзя жить как ребёнок, ни о ком и ни о чём не заботясь, или как перекати-поле: надоело здесь, пойду к другим приятелям или переночую на уличной скамейке, или в парке под деревом. Смогла бы москвичка долго жить такой цыганской жизнью, как девушки приятелей Нэша – мотаться по случайным квартирам, спать вповалку, справлять нужду под лестницей чужого дома, жить в походных условиях на берегу реки у костра или в домике с дырявой крышей, где дождь льёт, почти как на улице? Надя пытается привести в порядок жилище одного из друзей Нэша, где они временно остановились, но разве это кому-нибудь нужно? Надя как будто забывает избитую истину, что туризм и эмиграция две вещи несовместные. Сначала она очарована вольной жизнью, текущей как река по долине. На вопрос московской подруги, названивающей ей по телефону с беспокойными вопросами, что она думает делать дальше, какой у неё план? Надя отвечает в духе своих новых друзей: «План один – пожить без плана». Решив примерить чужой образ жизни и сдав билет на самолёт, Надя почти сразу понимает – романтический период окончен. Нэша сегодня здесь, завтра – там, он привык кочевать, и жонглировать на всех перекрёстках Европы. А что делать ей? Разница менталитетов не пустой звук. И Надя возвращается в Москву, где рушится ещё одна её надежда, связанная с Нэшей.

Мне показалось, что режиссёр намерено искала некрасивую актрису. Н.Лумпова немного напоминает И.Чурикову, но только чисто внешне. Инна Чурикова любую роль играет ярко, искренне. Увы, у Надежды Лумповой не получается передать внутренней мир героини. Она всё время какая-то квёлая, апатичная, молчаливо-невыразительная. Это личное мнение, возможно, кому-то роль Нади, представительницы московского офисного планктона, покажется удачной. И всё-таки, где эмоции? У интровертов они тоже есть, и под серым офисным костюмом может биться горячее сердце.

На мой взгляд, образ главной героини – самый большой минус фильма. Дело не во внешности, а в умении исполнителя передать характер персонажа. Вспомним ту же Чурикову в фильме «Старшая сестра» (1966). Некрасивая девушка Нелли из общежития – небольшая роль, но сколько в ней драматизма, даже трагизма, эмоциональной насыщенности. Когда она говорит дрожащим от волнения голосом: «Любовью оскорбить нельзя. Действительно, если бы тебя полюбил даже плохой человек, то ведь всё равно любовью оскорбить нельзя», и плачет вместе с главной героиней Надеждой (Татьяна Доронина) – там вся её незадачливая жизнь с обидами, неудачами и несостоявшейся любовью. Роль сыграна на Оскар второго плана, если бы его давали нашим актёрам.

Или вспомним ещё одну дурнушку, Веру из «Влюблён по собственному желанию» (1982) – роль Евгении Глушенко. Внешне совершенно заурядная полненькая девушка, несовременная, старомодно одетая, но умная и образованная, с цельным характером. На глазах зрителя идёт удивительное внешнее преображение – она вся светится и становится красивой, когда к ней приходит любовь. Роль сыграна блестяще. Героиням Чуриковой и Глушенко веришь.

Сейчас молодые актёры пытаются играть пустоту привязанных к гаджетам современников. А пустоту и играть не надо, она не требует творческой работы и сопереживания. Зачем режиссёры так упрощают персонажи? В фильме «Старшая сестра» звучит одна знаковая фраза, обращенная к героине Татьяны Дорониной: «Знаете, что вы потеряли с тех пор? Можно считать, что это немного. А можно считать, что всё. Индивидуальность». Слова эти принадлежат театральному режиссёру в исполнении Олега Басилашвили. Вот это качество и есть одно из самых ценных в актерской игре. Часто ли мы видим его на экране?

К минусам я бы отнесла не только подражание женскому типажу. Есть переклички с кинематографическим стилем Эмира Кустурицы, попыткой воспроизвести балканский роуд-муви. Но чтобы войти в мировой кинематограф, надо искать собственный выразительный язык, говорить своим голосом.

Однако у фильма есть плюсы, к которым можно отнести музыку (очень понравилась), показ сербской столицы не с парадной туристической стороны, а глазами её жителей, полудокументальный стиль сьёмок, а также самобытность и искренность сербских исполнителей, большинство из которых непрофессионалы. Они играли самих себя, и это получилось хорошо. Особенно удалась роль Нэша работнику белградского общепита (кажется, пиццерии) Ненаду Васичу.

«Конец фильма» (2021) режиссёра Владимира Котта (он же автор сценария) совсем разочаровал. Даже и обсуждать-то особо нечего. Сюжет крутится вокруг перипетий личной жизни и внутренних исканий режиссёра Мити (Валентин Самохин). Его мечта – снять шедевр, чтобы обязательно попасть на престижный кинофестиваль и получить приз. Он мужчина со странностями, портит со всеми отношения, особенно с женщинами, которых вокруг него крутится много. Режиссёр Митя такой субтильный, робкий, рефлексирующий и в очках. Ну, Вуди Аллен, да и только. На знаменитого режиссёра похож не только главный герой, весь сюжет как будто смиксован из отдельных элементов сценариев Аллена, его абсурдных диалогов, но перенесённых на российскую почву.  Получилось слабенько и не смешно, хотя фильм заявлен как комедия (где-то как трагикомедия или абсурдистская комедия).

За спиной режиссёра постоянно маячит непонятный персонаж, трактуемый критиками чаще всего как призрак Марчелло Мастрояни. Почему – непонятно. С тем же успехом он может быть призраком Федерико Феллини. А может быть это Талант? Этого мистического персонажа, сыгранного Егором Бероевым, не видит и не слышит никто, кроме Мити. В результате внутренних метаний и шизофренических советов «Марчелло Мастрояни» Митя дорефлексировался до того, что сбежал со съёмок собственного фильма, чем изрядно разозлил спонсора-бандита, и чуть не довёл собственную дочь до самоубийства.

Невротические поступки Мити оборачиваются против него, поэтому набив шишки на своих демаршах, он приходит к самым тривиальным выводам – не плыть против течения, не плевать против ветра, а также не рубить сук, на котором сидишь и получаешь зарплату. Он возвращается на съёмочную площадку и продолжает снимать среднестатистический фильм «про ментов».

После просмотров остались вопросы. Зачем нам неудачные клоны известных актёров и режиссёров? Зачем подражать сюжетам и творческим приёмам западных кинематографистов? Когда же в отечественном кино появятся яркие индивидуальные работы?  Если конкретно говорить об этих двух фильмах, то выбираю «Дунай», «Конец фильма» показался совсем неудачным.

Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. January 22nd, 2023 | 9:21 am

    Спасибо Миле Северной за этот материал. По сути, здесь вынесен приговор всему современному российскому кинематографу, 90 процентов которого состоит из блеклых, вторичных, просто ненужных фильмов. Очень печально, что мощные наработки советского кинематографа были полностью уничтожены в 80-90-х годах. На смену пришло обезьянничание, бездумный перенос западных реалий на нашу почву. При этом хорошие актеры у нас есть, и их много, однако нет достойного материала, на котором они могли бы раскрыть свои таланты. У нас сейчас очень острая проблема не актеров, а режиссеров и сценаристов.

Оставить комментарий