В ожидании Чужого

На неделю позже, чем в Великобритании, и на день раньше, чем в США, 18 мая в российских кинотеатрах состоится премьера долгожданного продолжения «Прометея» и второй части приквела киноэпопеи о ксеноморфах «Чужой: Завет» («Alien: Covenant») от легендарного английского режиссера Ридли Скотта. Очень хочется надеяться, что мы еще на шаг приблизимся к разгадке тайны возникновения ксеноморфов и раскрытию истинных намерений загадочной инопланетной расы богоподобных Инженеров. Также хочется верить, что новое творение Р.Скотта не разочарует поклонников его творчества, равно как и самой киносаги, не опустит планку, высоко установленную «Чужим», «Чужими» и «Прометеем».

Уникальность кинофраншизы про Чужих (я не касаюсь двух кроссоверов про войну между Чужими и Хищниками, спекулирующих на успехе саги, и по большому счету не имеющих практически никакого к нему отношения) заключается в том, что каждый ее фильм, снятый разными режиссерами (не считая самого Скотта, отметившегося тремя работами), сугубо индивидуален и несет в себе характерный почерк своего создателя. Фильмы других франшиз, например, про Джеймса Бонда, Джейсона Вурхиза или даже про Звездные войны, наконец (ох, я чувствую, сейчас в меня полетят камни от разъяренных фанатов бондианы, несчастливого числа и джедайской хроники – не надо, друзья, я сам отношусь к сей славной когорте!), независимо от качества (одна лента получше, другая – похуже), во многом однотипны, не выходят за рамки  жанра, к которому они принадлежат. Крайне сложно определить, какой из них был снят тем или иным режиссером (при всем уважении к каждому из них). С сагой про ксеноморфов ситуация немного иная.

«Чужой» (1979 г.) Ридли Скотта – родоначальник готического космического хоррора, один из самых знаковых фильмов режиссера, «запустивших» его карьеру на звездную орбиту. Великолепно проработанные сильные персонажи, почти что хирургическая внимательность к мельчайшим деталям и, главное, атмосфера жуткого клаустрафобного саспенса и липкого ужаса, окутывающая как протагонистов, так и зрителей. Антураж и декорации достойны всяческих похвал – огромную роль в этом плане сыграл швейцарский художник-сюрреалист Г.Р.Гигер, который также придумал неповторимый образ Чужого.

«Чужие» (1986 г.) Джеймса Кэмерона – это уже космический боевик с элементами ужасов. Превосходный напряженный экшн, ураганные перестрелки, отличные спецэффекты – во всем этом без труда угадываются предыдущие и последующие работы режиссера: «Терминатор», «Терминатор 2: Судный день», «Аватар». «Чужие» – это тот редчайший случай, когда сиквел оказался не только не хуже оригинала, но и в какой-то мере даже его превзошел (хотя сравнивать их дело неблагодарное – обе картины совершенно разные по жанру).

«Чужой 3» (1992 г.) – крайне недооцененный фильм гениального Дэвида Финчера, его дебют в большом кинематографе. Как и в своих последующих лентах («Семь», «Комната страха») Д.Финчер здесь уделяет большое внимание психологической составляющей ужаса. Из всех фильмов про ксеноморфов это самый мрачный и безысходный, в котором он в темных красках описывает планету-тюрьму, где содержатся одни насильники, садисты и убийцы. Угрозу здесь представляют не столько Чужой, сколько сами преступники (оговорюсь – за редким исключением) и нечто, паразитирующее в теле главной героини. Тяжелая, тягучая и давящая драма ужасов, типичная для творчества Д.Финчера.

«Чужой: Воскрешение» (1997 г.) – на мой взгляд, наиболее слабая лента франшизы, созданная французским режиссером Жан-Пьером Жене. Не могу себе представить, чем руководствовался автор сюрреалистических «Деликатесов» и «Города потерянных детей», а также милой комедии «Амели», когда соглашался снимать продолжение антологии про Чужих. У Ж.-П.Жене получился неплохой космический боевик ужасов с долей присущего ему гротеска. Весьма надуманный сюжет про супергероиню (ни много, ни мало, как в кинокомиксах от Marvel и DC) – клона ключевого персонажа предыдущих фильмов. При этом назвать фильм неудачным никак нельзя – он качественно снят, отличается добротными спецэффектами и отличной актерской игрой (особенно следует выделить постоянного актера Ж.-П.Жене Доминика Пинона, блестяще сыгравшего обаятельного и местами смешного механика-инвалида Врисса, и неподражаемого Рона Перлмана в образе гориллообразного брутального наемника Джонера). Просто дело в том, что лента Ж.-П.Жене по многим параметрам уступает своим более сильным собратьям по киновселенной Чужих – слишком высоко была установлена планка.

«Прометей» (2012 г.) ознаменовал триумфальное возвращение Р.Скотта к теме Чужих. На этот раз он создал мощный и глубокий научно-фантастический фильм, в котором затронул вопросы происхождения человечества на Земле, веры и взаимоотношений между человеком и искусственным интеллектом. «Прометей» является приквелом «Чужого» и описывает события, которые произошли порядка 30 лет до того момента, когда экипаж транспортного космического корабля «Ностромо» столкнулся в смертельной схватке с ксеноморфом-Чужим. Впечатляющая масштабная лента, обязательная к просмотру.

И все же, что же нам ждать от фильма «Чужой: Завет»? Судя по скудным данным из СМИ и трейлерам (экипаж колонистов корабля «Завет» изучает удаленную планету, где за ним начинают охоту «чудовищные создания»), не исключаю, что Р.Скотт создал некий симбиоз первой и второй частей франшизы. Что окажется в результате – не могу сказать, надо смотреть картину. Однако тот факт, что в режиссерское кресло вновь вернулся Великий Мастер, сам сэр Ридли Скотт, вселяет большую надежду.

 

Navis

kot_pofigist

Комментарии

  1. May 11th, 2017 | 9:02 am

    Хороший повод пересмотреть всю франшизу!

  2. May 11th, 2017 | 12:31 pm

    Полностью согласен с Coolrunning’ом. К тому же фильмы франшизы никогда не надоедают (мнение субъективное, но, думаю, с ним согласятся многие).

Оставить комментарий