«Достать ножи»: Cледствие ведут Колобки

Не скрою, фильм «Достать ножи» (2019, режиссёр Райан Джонсон) привлёк прежде всего участием в нём Дэниела Крейга. Любопытно было смотреть, как Агент 007 выглядит в другой роли на новом отрезке времени. В целом, неплохо. Правда Крейг, как бы сказать поделикатнее, несколько округлился, перешёл в другую весовую категорию, но актёра это не портит. К просмотру подтолкнули обещанный рекламой лихой детективный сюжет в стиле «Чисто английское убийство» и номинация на «Оскар» за оригинальный сценарий. Многие зрители от картины в восторге, да и западные критики нахваливали. К несомненным плюсам могу отнести неплохую идею спародировать классические английские детективы, хорошую игру актёров, стильную съёмку с особым операторским вниманием к деталям интерьера, костюмам, мелочам декора.

Однако минусы перевешивают. Фильм затянут, о сценарии нельзя сказать, что он отточен до мелочей. Режиссёр (он же сценарист) попытался закрутить супер-детектив со многими неизвестными, но загадочной истории не получилось, сюжет местами «провисает»: мотивы поступков героев не выверены логически, коварство отдельных персонажей очень уж топорное, обо всём быстро догадываешься. Как будто сценарий был написан впопыхах, без соли и перца. Лишним показалось и то, что Райан Джонсон подверстал сюжет под модный тренд – тему мигрантов. Отсюда прямолинейность, натяжки и перегибы. Сужу, конечно, субъективно.

Действие происходит в Америке в наши дни. Где-то в живописном Массачусетсе, в доме, напоминающем старинный английский замок, живёт знаменитый писатель-детективщик Харлан Тромби (Кристофер Пламмер). Он стар, но не только активно пишет детективы, но и ведёт дела своего издательства. Писатель бодр, успешен и богат, однако к нему приставлена девушка-сиделка Марта Кабрера (Ана Де Армас), мигрантка откуда-то из Южной Америки. Она развлекает пожилого интеллектуала беседами, игрой в го и делает успокоительные укольчики. Писателю девушка явно нравится (платонически, никаких амуров), и семья внешне лояльна к ней, Марте постоянно напоминают, что она член их клана. Правда, никто из семейства Тромби точно не знает, откуда, собственно, девушка прибыла, и говорят разное – то из Уругвая, то из Эквадора, то из Бразилии. Девушка такая хорошая-хорошая, тихая, честная, скромная, как Настенька из «Морозко».

©Photo credit: Lionsgate

Все родственники Харлана Тромби антиподы идеальной Марты – как на подбор неприятны, лживы, вороваты, а внуки дедушки так и вовсе придерживаются крайне правых взглядов, чуть ли не фашисты. И что же делает писатель перед тем, как отойти в мир иной? Разозлившись на непутёвых родственников, он переписывает завещание в пользу сиделки-мигрантки. В такой поворот верится, конечно, с трудом. Изъян сюжета обнаруживается и в другом: зрителю сразу понятно, что девушка ни в чём не виновата, «няша» не может быть замешана в преступлении.

Но, с другой стороны, в идеальный образ не укладываются некоторые факты: семейство Марты какое-то мутное, мать и сестра живут в США нелегально. Она вроде бы опытная медсестра, но делает инъекцию Тромби, даже не взглянув, из какого пузырька набирает лекарство, и не проверив, есть ли необходимое противоядие на экстренный случай в медицинском чемоданчике. А это азы профессии. Марта соглашается на сомнительную авантюру, на которую её подбивает Тромби: переодевается в его одежду, прячется, заметает следы, лазая по запасным лестницам и черному ходу, а потом водит за нос детективов. Вот так номер! Ведь ещё в начале фильма зрителей убедили, что девушка физически не может врать и обманывать, от неправды её в прямом смысле тошнит! Но, получается, тошнит избирательно.

©Photo credit: Lionsgate

Криминальная полиция не распутала бы необычное дело, но к расследованию гибели писателя привлечен частный детектив Бенуа Бланк (Дэниел Крейг). Только он сможет разобраться в клубке истинных и мнимых улик и мотивах подозреваемых. Серьёзность и многозначительность, с которыми он ведёт дело, имеют явно пародийную окраску.

В конце затянутой детективной истории Марта из Южной Америки получила всё – деньги, права на книги, издательство и дом-замок, набитый антикварным добром. Подавленные родственники писателя, покричав и повозмущавшись несправедливостью завещания (даже внукам – ничего!), вынуждены понуро убраться восвояси. С каким превосходством взирает на бывших хозяев их бывшая прислуга Марта с балкона уже своего замка. Понятно, что она крепко вцепится в наследство, и скоро вся её родня легализуется и переедет в шикарный особняк. Конечно, так само собой получилось – на дедушку блажь нашла, отписал за красивые глаза и кроткий нрав миллионное состояние латиноамериканской девушке, прибывшей из неизвестно какой страны. В конце фильма она, эта «святая простота», выглядит настоящим кукушонком, выпихнувшим законных владельцев из гнезда, попивая кофе из любимой кружки писателя Тромби.

©Photo credit: Lionsgate

Сказка ложь, да в ней намёк… Не знаю, хотел ли режиссёр вложить некий подтекст в финал, но вывод напрашивается сам собой: представители западной цивилизации вырождаются, скоро всем их наследием будут распоряжаться люди совсем другой культуры из числа вновь прибывших.

Фильм «Достать ножи» был выдвинут на «Оскар-2020» в номинации «Лучший оригинальный сценарий», однако приза не получил, что вполне закономерно. Другое дело, что статуэтку в этой номинации вручили Пон Джун-хо и Хан Джин Вону за «Паразитов». На мой взгляд, с большой натяжкой. Сценарий про семейство жуликов особой оригинальностью не отличается. Вот кто заслужил эту награду, так Квентин Тарантино за «Однажды в… Голливуде». Однако при определении победителей соображения ложно толкуемой политкорректности взяли верх над здравым смыслом, и «Паразитов» завалили наградами. По-хорошему, и одного золотого дядьки с мечом за «Лучший фильм на иностранном языке» им бы за глаза хватило за не особо выдающийся фильм об очень противных людях.

Уважаемые любители кино, напишите, что вы думаете по этому поводу.

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий