Женщины Альмодовара: 30 лет спустя

В период новогодних праздников-2018 пересмотрела знаменитый фильм Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва» и внезапно родилась мысль: не создать ли нам новую рубрику на сайте: «Юбилей фильма»? В этом году картине исполняется 30 лет (как летит время!) – премьера состоялась 23 марта 1988 года в Барселоне.

Эта лента имеет заслуженный успех у зрителей и критиков, о ней написано много статей, режиссёр стал всемирно признанным мастером, получены весомые награды. Даже само название вошло в обиход в качестве устойчивого идиоматического выражения и нередко используется как словесное клише. Женские истероидные коллективы часто так и характеризуют: «Что же вы хотите, там все женщины на грани нервного срыва». Или вот недавняя статья публициста Е. Холмогорова в газете Культура» № 1 за 2018 год практически с тем же названием: «Женщины за гранью нервного срыва» – это про ситуацию с голливудскими «домогателями» и реакцию на неё 100 влиятельных француженок.

Порассуждаю немного о том, как фильм смотрится сейчас, не утерял ли юмора, не потускнел ли колорит мелодраматических парадоксов, и не устарел ли он. Оказалось – нет. Театр абсурда, творящийся на экране, по-прежнему вызывает смех. Восхищает закольцованность сюжета на пересечении всех персонажей и несуразных ситуаций – вроде бы приём не новый, но у Альмодовара (он же автор сценария) работает на все 100 процентов.

Antonio Banderas (Carlos), Rossy de Palma (Marisa), María Barranco (Candela)

Режиссёр талантливо раскручивает типичный житейский сюжет: обманутая женщина не может смириться с тем, что мужчина, с которым она прожила несколько лет (пусть даже в качестве любовницы), в одночасье оставляет её, без видимых причин и объяснений. Её отчаяние и желание поговорить с ним становится понятно особенно в конце фильма – она ждёт ребёнка. Казалось бы, вот оно счастье, но… Точно подмечена ситуация: мужчина покидает женщину в самый сложный, судьбоносный для неё момент (обычная история: сначала недавний джентльмен позорно бежит в кусты, а потом устремляется к новым берегам). Отсюда высокий градус эмоций, которые не кажутся преувеличенными.

Главная героиня Пепа Маркос (Кармен Маура) борется за коварного возлюбленного Ивана (Фернандо Гильен) со всей силой испанской страсти. И не она одна. В хитросплетениях сюжета с Пепой, конечно, пересекаются и бывшая жена Ивана Люсия (Хульета Серрано), и его новая любовница, она же адвокат семьи Паулина Моралес (Кити Манвер). Женщины-испанки так искрят, что из окон летят вещи, пластинки, чемоданы, бьётся о стену телефон, кровать в прямом смысле горит ярким пламенем, а в конце фильма и пистолет стреляет.

В квартире Пепы попеременно появляются подруга Кандела (Мария Барранко) – в полуобморочном состоянии (её любовник оказался террористом), симпатичный сын Ивана Карлос со своей невестой, бывшая жена, полицейские, телефонист. В роли сына Альмодовар снял юного Антонио Бандераса. И он, тот, из 1988 года, теперь почти неузнаваем – положительный ботаник в круглых очках, в меру сексуально озабоченный. Мы уже и забыли, каким юношей этот шикарный мачо был когда-то! Его невесту Марису сыграла актриса и модель с необычной и яркой внешностью Росси де Пальма. Она спит практически весь фильм, но запоминается!

По закону комедии абсурда гаспачо, приготовленный Пепой для неверного Ивана и от души сдобренный снотворным, пьют Мариса, два полицейских и телефонист. Все – вповалку, что помогает Пепе вырваться из своей сумасшедшей квартиры в погоню за бывшей женой Ивана, которая хочет-таки убить мужа-предателя. Гонки на мотоцикле и машине в аэропорт прекрасно вписываются в комедийно-драматическую линию сюжета. В последнюю минуту Пепа настигает Люсию и выбивает у нее пистолет. Иван спасён, но… Мы-то знаем, что он улетит на самолёте, который, возможно, заминировали террористы, о чём в панике Кандела рассказывает Карлосу, прячась в квартире Пепы и от своего любовника-террориста с подельниками, и от полиции.

Великолепен Гильермо Монтесинос в яркой роли таксиста, который постоянно оказывается на том месте, где ловит машину Пепа. Этот невероятный кудрявый крашенный блондин абсолютно комичен, а салон его машины с игрушками, подушками, занавесочкам – практически берлога дальнобойщика, но только «мини» и «лайт». Он добавляет сочных красок в и без того нелепые ситуации.

Хороши и небольшие роли, например, колоритная бабка-консьержка из секты свидетелей Иеговы, секретарша на киностудии, где работает Пепа, помощница адвокатши-разлучницы в конторе. Есть и любопытный момент – в минутном эпизоде в роли курьера, снялся не кто иной, как Хавьер Бардем! В 1988 году он был начинающим актёром, тогда мы его и не заметили.

Иван, мужчина, из-за которого разгорелся весь этот женский сыр-бор внешне совершенно незначителен, зауряден (и такое часто бывает в жизни), его роль невелика. Интересен чёрно-белый эпизод в начале фильма – он идёт с микрофоном мимо череды женщин разных национальностей, возрастов, типов, беззаботно говоря каждой дежурный комплимент: «Ты моя единственная», «Ты красавица», «Только с тобой я буду счастлив» и т.д. и т.п. Это сон Пепы про конкретного Ивана? (а она действительно проспала на работу), или такой собирательный образ «мужчины вообще» – без обязательств, спокойно переходящего от одной женщины к другой, каждой вешая «лапшу на уши»?

Не напрягают кислотные краски фильма (одежда и интерьеры цвета «вырви глаз»), наоборот, таким страстям они очень соответствуют. Из теперешнего времени интересно смотреть на костюмы, макияж, машины, технику, аутентичные предметы быта тех лет. Никаких мобильников – телефоны с диском и шнуром-пружиной да телефоны-автоматы на улицах.

В сухом остатке: фильм выдержал проверку временем и ничуть не устарел. Он остался таким же ярким, колоритным, парадоксальным.

P.S. Может быть, на этот небольшой обзор c воспоминаниями о фильме 30-летней выдержки откликнется специалист по испанскому кино, уважаемый Дилетант, и расскажет подробнее о фильмах Педро Альмодовара и о личности самого режиссёра. Мы помним его отличную рецензию на «Джульетту» (см. архив за август 2016 года).

Мила С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий