Зелёная книга, Чёрный клановец и другие оттенки «Оскара»

«Оскар» – 2019 остался позади, но мои соавторы и коллеги по цеху продолжают тыкать острым критическим пером в номинантов и победителей прошедшей без ведущего церемонии. Что ж, пожалуй, стоит их поддержать и высказать своё мнение об оскаровской палитре, основными тонами которой в этом году стали чёрный и зелёный. Во множестве номинаций были представлены «Чёрный клановец» и «Зелёная книга», награды, так или иначе достались всем, но разного достоинства.

Признаться, мне уже не привыкать к тому, что каждый последующий «Оскар» проходит под знаком нового, год от года всё более политизированного и модного тренда. На этот раз – афроамериканская тема, заполонившая все без исключения номинации. Нет, господа, трогательными и чувственными историями геев уже никого не удивишь, разве что мексиканские страсти держатся на плаву уже второй год подряд. И не могу сказать, что от этих «сочинений на заданную тему» «Оскар» сильно выиграл: напротив, он стал предсказуем, а оттого куда менее интересен для прогнозирования и просмотра. Более того, качество самих фильмов, отбираемых в шорт-лист, вызывает всё больше вопросов. Может, только у меня (я придирчивый кот), а может, и не только. Мы уже говорили о бесхитростности и вторичности сюжета «Звезда родилась» (победа, к счастью, всего одна, а сколько было номинаций!) и о нелепой композиции «Власти» (то ли злая карикатура, то ли игровая документалка, опять же, победа одна, но сколько номинаций).

К таким же необъяснимым с точки зрения здравого смысла и гениальным с точки зрения политического подтекста можно отнести «Чёрного клановца» – режиссёрское произведение Спайка Ли, скроенное по одним лекалам с «Властью»: затянутый, даже тягомотный фильм, от которого зритель ожидает экшна, динамичности и интриги, а получает лоскутную нарезку из документальных кадров, картонных игровых вставок и, так сказать, пафосных моментов. Да-да, это именно то, что вы подумали: кадры, где герои с очень сложными лицами в замедленной съёмке перемещаются под заунывную музыку, достойную худших придорожных баров в начале 1990-х (хотя речь идёт о 1960-1970-х, да ещё и номинация на «Лучший саундтрек»). Вторая параллель с «Властью» – отнесение фильма к жанру комедии, хотя ничего комедийного и вообще весёлого в «Чёрном клановце» нет. Сама тема, на которой хотели сделать акцент авторы, не предполагает особого веселья: действительно, преследование чернокожих в США в 1960-е достигло ужасающего по своей бесчеловечности размаха, и уж если привлекать внимание зрителей к этому историческому факту через комедийные средства, то можно было сделать куда более адекватный фильм, без чёрного во всех смыслах юмора.

Изначальная идея была неплоха: афроамериканец служит в полиции и волею случая выходит в телефонном разговоре на местное отделение Ку-Клукс-Клана, притворяясь активистом, желающим примкнуть к движению. Вместо него на собрания начинает ходить его белый коллега. Могла получиться вполне сносная комедия положений с лёгким исторически-политическим привкусом, вместо этого получилось грубое нагромождение бессвязных и невесёлых эпизодов. И снова, как и во «Власти», есть претензии к актёрской игре. Я молчу про Джона Дэвида Вашингтона, всем понятно, откуда он взялся в этом фильме, просто обидно, что кумовство дошло и до Голливуда. Но от Адама Драйвера, номинированного на «Лучшую мужскую роль второго плана», ожидали большего. В итоге все персонажи серые, плоские, невыразительные, либо чересчур гротескные, преувеличенные и несуразные. Тем не менее, «Клановец» победил в номинации «Лучший адаптированный сценарий», хотя к сюжетной композиции и её экранному выражению есть масса претензий.

Другое дело – «Зелёная книга». Та же проблематика неоднозначного отношения к афроамериканцам, те же 1960-е годы. И совершенно иное качество фильма. Здесь и настоящая комедия с нормальным, не искажённым юмором, и замечательная актёрская и операторская работа, и прекрасно переданная стилистика и дух эпохи. Опять же, не могу сказать, что это самый гениальный фильм, что мне довелось смотреть. Возможно, при другом раскладе он не смог бы претендовать на победу в номинации «Лучший фильм», но в заданных условиях это был лучший выбор, который могли сделать киноакадемики.

«Зелёная книга» – очень атмосферный фильм, и с точки зрения антуража, и в плане актёрской игры. Махершала Али и Вигго Мортенсен создали блистательный тандем колоритных персонажей, диаметрально противоположных по жизненным взглядам и кругу общения, но добрых и душевных. Изысканно образованный, манерный и изящно культурный, но не заносчивый доктор Дон Ширли (Махершала Али) и наглый балабол, обжора и вышибала Тони (Вигго Мортенсен) – вполне реальные лица, действительно совершившие гастрольную поездку по южным штатам и подружившиеся несмотря ни на какие социальные предрассудки.

Талантливый пианист ямайского происхождения Дон Ширли, автор и исполнитель множества произведений, в том числе такого редкого жанра, как симфоническая поэма (как ни странно, его вдохновил ирландский сюжет Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану») принёс Махершалле Али «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана», а Вигго Мортенсен до того впечатлил итальянским акцентом, простецкой фамильярностью и аппетитнейшим пожиранием вредной еды в кадре, что его номинация на «Лучшую мужскую роль» была более чем заслуженной, разве что конкуренция в ней была жесточайшей, и проигрыш Рами Малеку не стоит расценивать как тотальное поражение. Тем более, что сам фильм заслуженно признан лучшим в 2019 году. К слову, та самая «Зелёная книга» – путеводитель для чернокожих путешественников, – которой руководствовались герои в своём вояже, называется зелёной не столько по цвету обложки, сколько по имени её автора – Виктора Хьюго Грина, чернокожего почтальона, решившего помочь своим притесняемым согражданам в годы действия сегрегационных законов Джима Кроу.

Вот такой «цветной» «Оскар». Надо сказать, что до отбора Киноакадемии чуть-чуть не дотянули по срокам «Безумно богатые азиаты», и как знать, не станет ли это новым трендом в 2020-м.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    March 20th, 2019 | 11:59 am

    Замечательный обзор, спасибо автору! Попадание точно в цель!
    Хочу добавить, что на Оскаре-2019 набрал ещё большие обороты гендерный тренд. Недалёк тот Оскар, когда статуэтку за лучшую режиссуру получит женщина, далее и до среднего пола дело дойдёт. И нет пределов совершенствованию критериев отбора. Если до такой степени всё смешалось в Оскаровском комитете, могу предложить академикам ноу-хау: приз за лучшую мужскую роль вручать женщине, а за лучшую женскую – мужчине. Такие режиссёрские «находки» по перетасовке ролей и полов уже давно в ходу в театре, так и кино не должно отставать… Однако позиция «наградить, чтобы никого не обидеть» не лучшим образом сказывается на качестве фильмов, увы.

Оставить комментарий