Ирландский фестиваль-2021 в Москве

Неделя Ирландии прошла в Москве с 17 по 28 марта 2021 года с показами фильмов, театральными постановками, музыкой, песнями и танцами, детскими конкурсами, встречами в фан-зоне кинотеатра «Каро 11 Октябрь» и на других площадках. Но так случилось, что наш обзор кинофильмов, показанных на фестивале, запоздал (по объективным причинам). Удалось посмотреть только короткометражки и два фильма (художественный и документальный), о них и пойдёт речь.

Полная программа фестивальной недели традиционна была насыщенна:

– яркая анимационная сказка «Легенда о волках» (2020), эта лента открыла фестиваль 17 марта (российская премьера). Картина была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм», однако главный международный кино-приз достался «Душе» (США, 2020).

– ирландский короткий метр, все фильмы – 2020 года («Набирая высоту», «Камень с души», «Поездка с мертвецом», «Алгоритм», «Оператор», «Счастливчик», «Как влюбиться во время пандемии»);

– романтическая комедия-мелодрама «Дикая парочка» (2020);

– брутальная драма «Пацаны» (2020);

– криминальная драма «Стойкая броня» (2019);

– комедийная мелодрама в стиле роуд-муви «Дяди тоже люди» (2020). Рецензия на этот фильм «Ireland: A Neverland for Forever-Youngs on a Roadtrip» от нашего постоянного автора kot_pofigist размещена на сайте 30.03.2021 в рубрике Reviews;

– документальный фильм «Завтра суббота» (2020);

– драма-триллер «Роуз притворяется Джули» (2019);

– триллер «За чертой закона» (2020);

– драма «Из огня да в полымя» (2020);

– почти готическая история-триллер «Холодное озеро» (2020)

«Дяди тоже люди» (режиссёр Дэйв Миноуг) можно назвать семейной мелодрамой с элементами комедии. Фильм душевный, добрый. Его главная мысль проста и правильна: надо жить в мире и согласии с родными людьми, это поможет обрести гармонию в решении личных, профессиональных и финансовых проблем. Контакт с близкими, большие они или маленькие, даёт самоощущение нужности человека, чем бы он ни занимался в жизни.

Так случилось, что 10-летнего мальчишку Карла не с кем оставить, пока мама уезжает в путешествие, выигранное в лотерею. Семейство в разладе и постоянной конфронтации. Мама мальчика в сложных отношениях с братом и матерью, которая в свою очередь едва терпит детей, считая их никчёмными неудачниками. Бабушка занята своей личной жизнью и сидеть с внуком отказывается. Какой выход у матери-одиночки? Только ультимативно объявить брату Элу (Тревор О’Коннелл), что на ближайшую неделю пацан сядет на его шею. Тридцатилетний дядя в шоке, он загнан в угол – постоянного заработка у него нет, из съёмного жилья выселяют, только-только удалось найти временную разъездную работу по расклейке постеров и установке рекламных щитов в разных графствах страны. А тут ещё мальчишка, с которым надо заниматься, готовить ему еду, проверять уроки, и вообще непонятно, что с ним делать. Однако взрослый и ребёнок находят точки соприкосновения – они искатели приключений, фантазёры и мечтатели. Дядя договаривается с симпатичной учительницей о дистанционной учёбе для племянника, и два весёлых авантюриста отправляются в путь в домике на колёсах.

Режиссёр Дэйв Миноуг, уроженец города Килкенни, не мог не снять свой родной город. Действие фильма, начавшись в Дублине, где безуспешно пытается найти работу Эл, быстро перемещается в Килкенни, куда он приезжает по вызову сестры, и заканчивается тоже здесь. Было чрезвычайно приятно узнавать милые улочки, знаменитый замок Батлеров, реку Норр с её мостами, пабы и магазинчики. Довелось трижды побывать в этом чудесном зелёном городке, поэтому фильм и был выбран к просмотру – за возможность поностальгировать о дальних путешествиях, и погрустить о невозможности поездок в любимые места сейчас. Живописный Килкенни имеет славную историю: в 1641 году город являлся фактической столицей страны, куда переехал ирландский парламент, но в 1649 году Кромвель разгромил этот оплот католической веры. Он вообще прошёлся огнем и мечом по всей Ирландии, сея разрушения и беды на своём пути и, к слову, никаких угрызений совести по тому поводу англичане не испытывают. Город известен своим замком, древними соборами, домиками с разноцветными дверями, одной из лучших в Ирландии командой игроков в хёрлинг и, конечно, пивом! Знаменитая пивоварня «Смитвикс», основанная в 1710 году, прославилась красным элем Smithwick’s далеко за пределами Ирландии. Однако в 2013 году завод в Килкенни закрылся, сейчас там находится только замечательный музей пива (производство было перенесено в Дублин на завод «Гиннесс»).

Photo credit: kot_pofigist

Но вернёмся от небольшого исторического экскурса к фильму. Начав путь в Килкенни, дядя с племянником пускаются в путешествие по стране. Их ждут приключения, они притираются друг к другу, мальчишка иногда вредничает, они ругаются, но чаще им вместе комфортно, потому что дядя не утратил живого, детского восприятия мира. Несмотря на все невзгоды, это добрый открытый человек, которому очень не хватает домашнего тепла и близких рядом. В конце фильма, после череды неудач, случается чудо – мальчишка объединяет семью. И бабушка смягчает свой жёсткий характер, и брат с сестрой находят общий язык, и Эл обретает любимую девушку – ту самую симпатичную школьную учительницу, с которой он обсуждал по скайпу домашние задания, успехи и промахи своего племянника. Полный хеппи-энд. Таких фильмов сейчас мало. Они немного наивны, романтичны, но без лакированного розового налёта слащавости. Современные проблемы показаны как есть: невозможность молодым людям реализовать себя, безработица, бездомность, злоупотребление алкоголем, отчуждённость между людьми разных поколений, семейные неурядицы, психологические проблемы.

Ирландские короткометражные фильмы всегда талантливы, интересны и забавны. Их привозят на каждый фестиваль, и они вызывают неизменный зрительский интерес. В программе-2021 подборка короткометражек заявлена как «Комедийный короткий метр». Однако на этот раз по-настоящему смешных фильмов не было, их лейтмотив – грусть-печаль. Юмор в отдельных лентах скорее чёрный, приправленный изрядной долей абсурда. Все фильмы имеют одну общую стилистическую особенность – недосказанность, своеобразное многоточие, открытый финал.

Первым из короткого метра стал фильм «Набирая высоту» (режиссёр Клэр Бирн) о женщинах-пилотах пассажирского авиалайнера. Феминизм с иронией и даже лёгкой издёвкой. Дамы-пилоты ждут разрешения на вылет в какой-то неназванной стране. За бортом бушует ураган, а за дверью кабины пилотов бушуют недовольные пассажиры-паломники, которых не выпускают из самолёта, они голодные и злые. У юной Мэйв, второго пилота – это первый вылет, от напряжения и от ответственности, она болтает без умолку обо всём: о новых тряпках, которые прикупила в местном магазине, о еде, мужчинах, религии. Возрастная капитан Кару холодна и немногословна. За бортом гроза и молнии, самолёт сотрясается от разрядов, беспокойные пассажиры, измотанные неизвестностью, пытаются вломиться в кабину, едва сдерживаемые стюардессой. Женщинам-пилотам явно не по себе, так как экстремальная ситуация грозит выйти из-под контроля в любую минуту, но они пытаются скрыть эмоции – одна за каменной непроницаемостью, другая за неумолчным женским трёпом. И вдруг вылет разрешают. Немая сцена: как пройдёт полёт? Одно могу сказать: не хотелось бы оказаться пассажиром такого самолёта, слишком уж женщины зависят от внешних обстоятельств и собственных эмоций.

«Камень с души» (режиссёр Джесси Гилберт) – хорошая, но очень грустная притча. В сельской местности где-то на западе Ирландии в полном одиночестве живёт мужчина средних лет. Фильм почти бессловесный, но сразу становится понятно, что мужчина потерял своих родных и единственного ребёнка. Как, когда и при каких обстоятельствах произошла беда, зрителю неизвестно. Мужчина избегает любой возможности контакта с соседями, друзьями. Прячется от пришедших поддержать его в трудную минуту. Единственный человек, с кем он перекидывается парой слов, странный старик бомжеватого вида, непонятно как оказавшийся в садовой беседке. Может быть, это гном или домовой. Мужчина проводит дни и ночи в большой мастерской, где истово строит воздушный шар. Когда конструкция готова к полёту, мужчина отвозит шар на пустырь, надувает его и взмывает в небо, глядя сверху вниз на свой одинокий дом, сад, деревню, лес. Куда он полетел, что с ним будет, преодолеет ли он личную трагедию, действительно ли снимет тяжёлый камень с души и начнёт жить дальше – большой вопрос.

«Поездку с мертвецом» (режиссёры Эмма Фоли и Тамрин Рейнеке) смело можно отнести к жанру чёрной комедии. Хелен случайно убивает своего мужа Джорджа, но хочет скрыть преступление, избавившись от тела где-нибудь подальше от дома. В роуд-муви по Ирландии с телом на заднем сидении автомобиля она отправляется вместе с сестрой убитого, которая хочет ей помочь. Судя по всему, Джордж был наркоманом, да и девушки, похоже, сидят на наркотиках, их поведение явно неадекватное. Труп возят в поисках безлюдного места, но преступницам постоянно что-то или кто-то мешает. Особенно досаждают странные и тоже неадекватные полицейские. Чем закончится этот театр абсурда?

В фантасмагорической притче «Алгоритм» (режиссёр Эдвина Кейси) странные молодые люди в ярких спортивных костюмах настолько одинаковы, что сами не понимают, кто они: люди или цифровые голограммы? Зрителю это тоже непонятно. Они живут в огромном доме, похожем на пчелиные соты, в одинаковых квартирах и очень удивляются, встречая себе подобных клонов. Один из таких юношей по имени Ал, одетый в жёлтенький цыплячий костюмчик, ходит на приём к психотерапевту на одном из этажей дома. Он сетует на то, что понравившаяся ему девушка, с которой он познакомился во дворе, встречается с точно таким же парнем. А может быть, это он сам, и у него раздвоение личности, или ему всё это снится? Мягкий женский голос врача из-за стеклянной перегородки расспрашивает юношу о его мыслях и ощущениях, успокаивает и утешает, но, когда камера немного отъезжает в сторону, мы видим, что за перегородкой нет никого, молодой человек (или робот?) беседует с электронным устройством…

В фильме «Оператор» (режиссёр Джонатан Хьюз) молодой человек, сотрудник колл-центра на удалёнке, принимает заказы от пассажиров такси за столом своей кухни, но работает кое-как, слушая их вполуха. Он увидел в одной из соцсетей фотографию своей бывшей девушки с другим молодым человеком: оказывается, она выходит замуж! Оператор уязвлён и возмущён: как она могла предпочесть ему кого-то ещё?! (действительно, как можно изменить такому пассивному толстяку-увальню?) Ни о чём другом, как о личных проблемах, он думать не может, отговариваясь дежурными фразами от жалоб клиентов. И очень зря. За пределами его квартиры творится что-то странное: пассажиры уже кричат в трубку, что водители такси на них нападают и кусают, люди молят о спасении. Но парень, зацикленный на своём разбитом сердце, механически отвечает по диспетчерской связи: «Если водитель ведёт себя неподобающе, не волнуйтесь, мы примем меры вплоть до увольнения». Похоже, на город напали зомби, а толстяк всё о своём. За стеной его квартиры и на улице раздаётся страшный грохот, слышны крики ужаса, но парень только возмущается: «Что они там, ремонт затеяли что ли, работать мешают!». Чем закончится нашествие зомби, оборотней, пришельцев, и какова дальнейшая судьба оператора, оказавшегося не в курсе событий, история умалчивает…

Действие трагикомедии «Счастливчик» (режиссёр Лиша Сэкстон) разворачивается в захудалом пабе в среднестатистической ирландской дыре. Бармен, помятый жизнью и алкоголем, одинок и немолод. Посетителей, кроме двух пьянчуг, заснувших за столом – никого, в таких местах даже мухи дохнут. И вдруг – открывается дверь, и на пороге замшелого заведения появляется ОНА, необыкновенная девушка в платье невесты. Бармен потрясён, такой красоты он в здешней глухомани отродясь не видел. Случилась любовь с первого взгляда. Мужчина пытается всячески угодить волшебной фее, суетится вокруг неё, предлагает напитки. Бармена накрывают традиционные мужские мечты: вот он, одетый в элегантный костюм, чисто выбритый и причёсанный, танцует с девушкой, она смотрит на него влюблёнными глазами, он обнимает её, они целуются… Но действительность вторгается в сладкие грёзы: недовольная девушка, поплакав и выпив воды, уходит. Следом за ней является возмущённый жених. Оказалось, свадебный кортеж следовал в более цивильные места, но жених и невеста рассорились именно в забытой богом деревушке, и девушка сбежала в паб… Как разберутся жених и невеста в своих отношениях, отменится ли свадьба – история покрыта мраком, однако немолодой бармен встретил счастье, пусть и мимолётное, любовь, пусть и неразделённую, а мечту – навсегда. Фильм запоминается достоверной игрой актёров, именно такие типажи встречаются в ирландской глубинке.

«Как влюбиться во время пандемии» (режиссёр Майкл-Дэвид МакКирнан) – романтический документальный короткий метр на злобу дня. Парень и девушка творческих профессий переписывались в соцсетях, и решили встретиться лично. Девушка прилетела из США в Ирландию познакомиться и немного погостить. А тут грянула эпидемия, и застряли ребята почти на год в одном домике. Никуда не выйдешь, по стране не поездить, где застала пандемия, там и сиди. Пришлось молодым людям срочно влюбиться друг в друга, хотя никаких серьёзных намерений до COVID-19 на этот счёт не было. Когда появилась возможность, девушка вернулась домой, но серьёзные отношения у ребят, кажется, сохранились.

Полнометражный документальный фильм «Завтра суббота» (режиссёр Джиллиан Марш) рассказывает о жизни и творчестве эксцентричного фотографа и художника, мастера коллажей и перформансов, дублинца Шона Хиллена. С точки зрения обывателя (то есть человека сугубо приземленного, без воображения) Шон – более чем странный человек. Ну, например, он не может выкинуть ни одной вещи, когда-либо попавшей к нему: а вдруг пригодится для коллажей, инсталляций или просто дорого, как воспоминание о каком-то событии в его жизни. Небольшая квартира немолодого художника напоминает склад забытых вещей, а точнее, свалку. Шон живёт один, временами бедствует, потому что продажа его произведений на вернисажах не приносит особой прибыли.

Шон Хиллен родился в Северной Ирландии, его детство и юность прошли в Белфасте и пришлись на самый сложный период в истории этой мятежной территории. В фильме много документальных кадров, относящихся к 60-м – 70-м годам ХХ века, и любительской хроники семьи Хилленов. Практически всё население Северной Ирландии в то время участвовало в боевых действиях с той или другой стороны (католики – протестанты; ИРА – Вооруженные силы Великобритании). Шон Хиллен, вспоминая события тех лет говорит: «Я не взял в руки оружие только потому, что взял в руки фотоаппарат». Фотографии, сделанные юным Шоном, потрясают – он снимал буквально под пулями, его кадры стали бесценным свидетельством трагических страниц истории, сделанными человеком неравнодушным.

Шон Хиллен учился в Белфастском художественном колледже, в 1982 году переехал в Лондон, где продолжил учёбу в Лондонском колледже печати, а затем в Школе изобразительных искусств Феликса Слейда. В молодости он много экспериментировал, занимался изобретательством, участвовал в выставках неформальных художников, эпатировал публику. Впоследствии Шон переехал в Дублин, где окончательно осел, хотя периодически продолжал курсировать между столицами Ирландии и Англии. В Дублине сформировался его стиль как художника – коллажи и фотомонтаж. Его работы стали появляться на обложках известных журналов. Выставки Хиллена имели успех, на открытии одной из них выступил ирландский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1995 года Шеймас Хини. В присутствии знаменитого человека Шон так смущался, что даже не смог сформулировать толком ответное слово, но позже написал Хини письмо, и у них завязалась небольшая переписка. Шон рассказывает о Шеймасе Хини с глубоким уважением, благоговейно (в скобках замечу: Шеймас Хини замечательный поэт, но не особенно известный в нашей стране, однако многие видели фильм «Беовульф», снятый по мотивам англосаксонской эпической поэмы, древнейшем литературном памятнике «варварской» германской Европы, так вот, один из самых известных переводов поэмы с древнеанглийского на современный английский был осуществлен именно Шеймасом Хини в 1999 году).

Шон Хиллен делает коллажи, часто используя свои же фотографии и старые открытки, создавая совершенно новые художественные произведения. В 90-х годах он придумывает новую серию коллажных открыток под названием Irelantis, сочетая типичные туристические снимки с фантастическими сюжетами, сложными образами. Таким способом он создает необычные визуальные эффекты. Шон своеобразно иллюстрирует известные места: скалы Мохер, Ньюгрейндж, Тринити-колледж, О’Коннел-стрит и другие ирландские достопримечательности. В 2011 году Фотоархив Национальной библиотеки Ирландии приобрел у Хиллена около 700 фотографий, относящихся к периоду Северо-Ирландского конфликта, а в 2012 году Национальная библиотека организовала выставку этих фоторабот, которая вызвала бурный интерес публики, фотографов, историков и политиков. Что касается коллажей Хиллена, то отдельные экземпляры находятся в частных коллекциях, некоторое количество выкуплено государственными культурными учреждениями Ирландии.

Шон Хиллен – человек увлекающийся и фонтанирующий причудливыми идеями. Одно из его последних увлечений – фотографирование облаков. Шон снимает облака целыми сериями в любое время суток, в разную погоду, потом что-то сопоставляет и вычисляет. В результате он пришёл к выводу, что облака либо кем-то управляемы, либо имеют собственную разумную природу, т.е., возможно, это мыслящая субстанция. Фотографии, надо сказать, потрясающие, высочайшего качества и красоты. Ряд научных институтов тоже заинтересовались этими кадрами, и предложили Шону выкупить их.

Несмотря на признание, Шон не скопил денег, он небогат и в бытовом отношении совершенно неустроен. У него нет хватки дельца от искусства, это человек очень доброжелательный, стеснительный, скромный, замкнутый и ранимый. Имея такие качества характера, быть богатым модным художником не получится. Шон одинок. Но воистину, у каждого человека есть его половинка. И Шон её нашёл. Накануне 60-летия ему улыбнулась удача. Где-то из глубин интернета Шон выудил, как золотую рыбку, американскую художницу Эми, с таким же своеобразным взглядом на мир, со своей чудинкой, тихую и стеснительную. Художник влюбился по переписке и пригласил Эми в Ирландию. И – о чудо! – женщина откликнулась. Художник с помощью друзей даже навёл относительный порядок в своей квартире-берлоге, вывезя половину бесценных «сокровищ» в гараж к приятелям. Было много волнений и переживаний, но, встретившись, эти два нестандартных человека поняли, что им хорошо вместе. Они даже пересидели в Дублине часть карантина и не надоели друг другу. Окрыленный Шон с надеждой смотрит в будущее.

Организаторы назвали этот фильм «настоящим сокровищем фестиваля». Полностью согласна с такой оценкой. Фильм о художнике будет интересен не только тем, кто интересуется современным искусством, но и тем, кому небезразличны люди необычной судьбы.

Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. July 6th, 2021 | 5:24 pm

    Спасибо Миле за столь подробный обзор фестиваля, постоянными гостями которого авторы BlogProFilm являются уже многие годы. Очень заинтересовало творчество Шона Хиллена, рекомендую ознакомиться – в его коллажах есть одновременно что-то от Дэвида Линча и от эпохи увлечения космосом.
    Между тем эта статья отметила собой и ещё одно важное событие – BlogProFilm 15 лет, поздравляю всю команду создателей, критиков и, конечно, читателей!

Оставить комментарий