Кинопутешествие ко Дню Всех Влюблённых

Февраль, по равнодушным зимним дорогам вот-вот шагнёт весна, не за горами День всех влюблённых, а значит и время для романтических кинопросмотров. Признаться, ваш преданный kot_pofigist долго и тщательно раздумывал, что предложить читателям по такому случаю, как вдруг решение пришло само. Что может быть более волнующим, захватывающим и сближающим, чем путешествие? Сегодня мы с вами отправимся в самый романтичный кинематографический вояж – прыгайте в гондолу, мы отплываем в Венецию!

Начну с главного: путешествуем мы с вами по горячим следам моей собственной поездки в Италию, весьма неожиданной и столь же прекрасной. Поэтому все фотоматериалы свежи и подлинны, а информация для выезжающих актуальна на февраль-март 2022 года. Границы открывают только теперь, и так вышло, что мне повезло увидеть самый невероятный и легендарный город Европы в его подлинном, эталонном обличье: пустым, солнечным, не затопленным, не прячущимся под пёстрой маской туристических толп. Столица изысканного карнавала, знаменитой творческой биеннале и одного из главных международных кинофестивалей до того фотогенична, что кажется, будто все мы знаем огромное количество фильмов, снятых в ней. Между тем число их не так велико, а места, выбранные для съёмок, в основном повторяют друг друга. Попробую на примере всего пяти фильмов составить карту Венеции для кинопутешественника.

007: Casino Royale (2006)

Пожалуй, наиболее зрелищно Венеция предстаёт в жанре бондианы, в первом и одном из лучших фильмов с Дэниэлом Крейгом в роли агента 007. В Casino Royale Венеция плавится в лете, жара несколько приглушает её палитру, однако сохраняет естественность цветов воды лагуны и повидавших карнавал веков зданий. Бондовский маршрут поведёт нас вдоль Гранд-канала с севера на юг, начиная с городского рынка Меркато. По другую сторону главной транспортной артерии города находится Дворец Морозини – тот самый, что по сюжету фильма безжалостно уходит под воду. К счастью, во время съёмок ни один дворец не пострадал, и роскошный палаццо, принадлежавший одному из 24-х древнейших родов Венеции (так называемых «старых домов»), продолжает не только органично формировать береговой гранит города на воде, но и служить историческим отелем (Palazzo Lion Morosini, Sotoportego del Remer 5700). Следом – паромная станция Сан Сильвестро и живописный Палаццо Гримани ди Сан-Лука (Palazzo Grimani di San Luca) друг напротив друга по обеим сторонам Гранд-канала. Джеймс Бонд в фильме проделывает этот путь по воде, но с суши удастся посмотреть гораздо больше, уверяю вас.

©Photo credit: MGM, EON Production

Например, ниже по каналу, недалеко от Университета Ка`Фоскари, можно заглянуть на площадь Сан-Барнаба и, чуть глубже в переулочках-набережных, в книжный магазин Libreria Toletta, пройтись по миниатюрной улочке Calle dei Cerchieri – эти живописные уголки района Дорсодуро, нетуристической Венеции также засветились в фильме. Дальше ноги и настенные указатели сами выведут вас к Мосту Академии – высокой арке из древесины и металла, живописно перегнувшейся через Гранд-Канал в одном из самых красивых его изгибов. Мост и вправду высок, под ним легко проходят даже довольно крупные местные «автобусы»-паромы. С моста открывается захватывающий вид, с одной стороны виден канал, «автобусная остановка» Accademia, усердно тренирующиеся гребцы – «автошкола» для гондольеров. А с другой предстают гордо выстроившиеся в ряд палаццо, приоткрывающие картину впадения канала в лагуну и внушительный путеводный силуэт церкви Санта-Мария-делла-Салюте на другом берегу.

©Photo credit: MGM, EON Production, BlogProFilm

Вид на эту могучую и в то же время воздушную церковь открылся бы Бонду (если бы он в фильме не сидел всё время к ней спиной) не единожды: когда они с Веспер Линд приближались к городу на яхте, и когда он, уже в одиночестве, задумчиво устремил взор в компьютер на набережной у церкви Ле Дзителле на острове Джудекка (Chiesa di Santa Maria della Presentazione, Le Zitelle, Giudecca).

©Photo credit: MGM, EON Production, BlogProFilm

Но вернёмся к Академии. За мостом можно смело довериться указателям или вовсе без них обойтись – какой бы путь вы ни избрали, он поведёт вас к сердцу города площади Сан-Марко. Если немного отклониться от курса и пройти через центральную часть одноимённого района, то можно случайно посетить одну милую и неприметную съёмочную локацию, мостик Понте дель Колонне (Ponte de le Colonne, Rio Fuseri, Calle de le Colonne): мост уходит в тоннель с аркой, выходящей на канал Рио Фузери. Если же следовать более коротким маршрутом, то можно наткнуться на узкий, но классически фотогеничный двор Венецианской консерватории (Conservatorio Benedetto Marcello): в этих уголках Бонд следил за Веспер, когда она предательски поспешила на встречу со своими боссами.

©Photo credit: MGM, EON Production, BlogProFilm

Отель в Венеции, где по сюжету остановился Бонд, в реальности, судя по виду из окна, не может быть ничем иным, кроме как чердаком центрального отделения почты (Ufficio Postale Di Venezia V.R., Venezia 4) – именно оно наряду с несколькими кафе и административными службами размещается в западном крыле здания Старой Прокурации (Procuratie Vecchie, San Marco). Отсюда и Бонд, и мы с вами можем полюбоваться геометрическим совершенством площади Сан-Марко, и, к слову, именно с «бондовского» угла обзора мне довелось увидеть её впервые, пустую и солнечную.

Плащ Казановы (1993)

Об этом недооценённом, но великолепном атмосферном фильме написана прекрасная рецензия Милы С., моя же задача предложить вам прогуляться по местам съёмок грустного и контрастного российско-итальянского фильма. Так начнём же с площади Сан-Марко, раз мы на ней остановились. В картине, в отличие от летнего “Casino Royale”, Венеция запечатлена в своей противоположной крайности – в зимнем нашествии acqua alta. Высокая вода и прежде одолевала город, однако в последние три десятилетия частота наводнений увеличилась в несколько раз, жители всегда готовы к возможным водным процедурам. На наиболее низких участках города, а к таковым относится и площадь Сан-Марко, постоянно размещены настилы быстрого развёртывания, а на пристанях-остановках местного транспорта размещены карты наиболее затапливаемых улиц и предпочтительных обходных маршрутов.

©Photo credit: Мосфильм, Casanova Productions, BlogProFilm

Восторженная героиня Инны Чуриковой Хлоя и её приземлённые попутчицы вынуждены играть по правилам своенравного города и передвигаться по нему по мосткам или в полиэтиленовых бахилах, в том числе и по площади Сан-Марко и вдоль Старых Прокураций.

©Photo credit: Мосфильм, Casanova Productions, BlogProFilm

А напротив, в Новых Прокурациях, главную героиню поджидает обаятельный незнакомец (Лука Барбарески), он расположился в кафе у стеклянной витрины, за которой по-итальянски созерцательно тонет Венеция, ходят люди, летают голуби и чайки. Создателям фильма не пришлось ничего выдумывать, кафе настоящее, называется Florian и существует по сей день – его легко узнать по традиционно небольшим уличным столикам, стеклянным витринам и коричнево-белым деревянным рамам с восточным узором, обрамляющим окна и двери (Caffè Florian, Piazza San Marco, 57).

©Photo credit: Мосфильм, Casanova Productions, BlogProFilm

Демисезонный флирт влечёт неслучайных знакомых в путешествие на гондоле по каналам, начинается оно от набережной Рива дель Скиавони (Riva degli Schiavoni) и, минуя Дворец Дожей (Palazzo Ducale), проходит под знаменитым Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri). На мосту, вопреки первым делом приходящей на ум романтической ассоциации, вздыхали вовсе не влюблённые: по нему из Дворца Дожей, где заседали правители и суд, заключённых конвоировали в тюрьму, и, глядя в узкие окошки на вольную гладь лагуны, они тяжко вздыхали и думали о своём противоправном поведении.

©Photo credit: Мосфильм, Casanova Productions, BlogProFilm

Конечно, другой знаменитый мост, визитная карточка Венеции Понте Риалто (Ponte di Rialto) не мог не украсить собой фильм. В самом начале героиня любуется Венецией именно у его подножия. А что же остальные персонажи, которые предпочли красотам Венеции шопинг и вечеринку в номере? Отель, где разместили профсоюзную делегацию, подлинный и очень дорогой, для тех, кто желает повторить посиделки в банных халатах и патриотическую речь женщины-водолаза перед разными там прочими шведами, сообщаю координаты: Hotel Bauer, San Marco, 1459.

Любопытно, что среди охотниц за зарубежными шмотками нашёлся человек, заинтересовавшийся архитектурным и духовным наследием Венеции: суровая и скучная руководительница группы (Тамара Котикова), характерный антагонист витающей в облаках переводчицы Хлои неожиданно для себя оказывается в церкви Санта-Мария-дель-Джильо, в квартале от гостиницы и площади Сан-Марко. Современный вид эта богато украшенная католическая церковь в стиле венецианского барокко приобрела в 1681 году, в ней хранятся религиозные реликвии и тщательно оберегаются скульптуры и росписи. Неудивительно, что церковь оказывает значительное эмоциональное воздействие даже на такого сухаря – старинные церкви Венеции действительно впечатляют, в том числе своими размерами и высотой. Все они словно стремятся в небо, внутри них вековой полумрак, но в то же время много воздуха и пространства, организованного так, чтобы обеспечить достаточное расстояние как для почтительной дистанции по отношению к алтарю, так и для того, чтобы любоваться росписями, картинами, скульптурами и реликвиями. И чтобы думать, разумеется.

Индиана Джонс и последний Крестовый поход (1989)

Место для размышлений нашлось и в приключенческой франшизе, вообще не предполагающей участие мозгов в просмотре. И всё же я люблю этот фильм больше других серий о неугомонном археологе и искателе приключений. Во многом благодаря неожиданной, душевной и комедийной роли Шона Коннери, а во многом из-за мест съёмок. Вот увидите, ещё не раз мы встретимся с этим фильмом на страницах нашей рубрики «Точка на карте», но сегодня поговорим исключительно о Венеции. По сюжету именно здесь начинаются опасные и бредовые поиски Святого Грааля, а заодно и пропавшего отца Индианы Джонса. Прибытие Инди и Маркуса Броди в город снимали на паромной станции Salute на острове Джудекка. На заднем плане отчётливо видны колокольня Сан-Марко, отель Bauer и дворцы вдоль Гранд-Канала. В сцене знакомства с Эльзой за спинами путешественников Гранд-Канал и вдали уже знакомый нам мост Академии.

©Photo credit: Lucasfilm Ltd.

Приключения начинаются в церкви Сан-Барнаба (Chiesa di San Barnaba, Dorsoduro), которая играет роль библиотеки. Дальше зрелищный и дилетантский режиссёрский приём увлекает героев в коварные и зловонные подземелья под церковью-библиотекой, чего в принципе быть не может: Венеция стоит на островах илистого грунта, возвышающихся над поверхностью воды максимум на пару метров. Любой подвал ускоряет погружение здания в воду, кроме того, возникает риск обрушения в случае сильного наводнения. Поэтому Венеция – город чердаков, а не подвалов. Но чего не сделает Стивен Спилберг для классного кинца – в том числе не пожалеет и отца, ведь венецианская церковь-библиотека так и не помогла найти профессора Джонса-старшего.

©Photo credit: Lucasfilm Ltd.

Инди и Эльза выбираются из катакомб посреди площади Сан-Барнаба (Campo San Barnaba, 2759, Dorsoduro) к немалому удивлению посетителей уличного кафе – оно и по сей день располагается в тени крыш в углу площади. К слову, посетить квартал Сан-Барнаба будет интересно не только любителям кино: неоклассическая церковь хранит произведения Леонардо да Винчи. А ближайший к площади мост Понте дель Пуньи известен тем, что в старину здесь проводились венецианские кулачные бои (Ponte dei Pugni).

©Photo credit: Lucasfilm Ltd.

Между тем герои оказываются втянутыми в погоню по каналам и лагуне, финишируя на пристани у Палаццо Барбаро на углу Гранд-Канала и Рио дель Орсо (Palazzo Barbaro). Многие эпизоды этой погони сняты вовсе не в Венеции, а в удачно замаскированных под неё доках Тилбери в устье Темзы, но пристань у знаменитого палаццо настоящая. Наилучший вид на этот дворец открывается с моста Академии.

Турист (2010)

А в боевике с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли постановщики изрядно намудрили с наилучшим видом на прекрасную Венецию. Герои останавливаются в Отеле «Даниэли», прибывая к его пристани на гондоле. Однако не верьте этим «потёмкинским деревням»: настоящий отель «Даниэли» стоит не на воде канала, а на широкой набережной Рива дель Скиавони в двух шагах от площади Сан-Марко. Видимо, создателям фильма хотелось привнести в визуальный ряд романтичности, поэтому в качестве фасада отеля они и использовали Палаццо Писани Моретта на Гранд-Канале (Palazzo Pisani Moretta), хотя и оригинальный дворец Палаццо Дандоло, где в реальной жизни размещается отель, более чем впечатляет.

©Photo credit: Columbia Pictures, StudioCanal, BlogProFilm

В фильме не могли не засветиться такие знаковые достопримечательности, как Арсенал, центральный рыбный рынок Меркато и, конечно, Пьяцетта Сан-Марко (эффектное «впадение» площади в набережную, где в одном кадре сходятся виды на Дворец Дожей, лагуну, колокольню Сан-Джорджио на острове Сан-Джорджио-Маджоре, колокольню Сан-Марко). Идеальный вид для туристической открытки. И для фильма «Турист».

©Photo credit: Columbia Pictures, StudioCanal, BlogProFilm

Ли и Поэт (2011)

Загадочный и манящий вид на лагуну напомнил мне один фильм, который давным-давно удалось посмотреть в рамках закрытых показов программы Венецианского кинофестиваля-2011 в Москве. Это независимое кино так и не добралось до широкого зрителя, однако включение работы режиссёра Андреа Сегре в конкурсную программу несомненно обусловлено нестандартным видением Венеции и социальной остротой тематики. «Ли и Поэт» – история о китайской эмигрантке Шунь Ли (Чжао Тао), скитающейся по итальянской Адриатике в поисках работы. Совсем близко – роскошная и стильная Венеция, но в нетуристических городках на берегах лагуны всю высокую моду в три смены шьют Шунь Ли и её соотечественники. Другой герой задумчивого и грустного повествования – пожилой югослав Беппе по прозвищу Поэт (Раде Шербеджа). Он рыбак, живёт на самодельном понтоне прямо посреди лагуны.

©Photo credit: Jolefilm, Aeternam Film, ARTE France Cinema

Они знакомятся с Шунь Ли и, не зная никаких иностранных языков, общаются и дружат на почве поэзии, бороздят лагуну на рыбацкой лодке. Фильм не очень похож на последующие знамёна мейнстрима, отчаянно и неправдоподобно выпячивающие тему миграции. Здесь не толерантное бесправие, а, скорее, личное, не зависящее от гражданства и национальностей, глубоко въевшееся в душу одиночество. И конечно, всё затмевают виды лагуны – туманной, мистической, не то осенней, не то зимней, без открыточных видов и привычных достопримечательностей. Съёмки проходили в островной коммуне Кьоджа (Chioggia, Veneto), где и вправду сплошные рыбацкие посёлки. Пытливый путешественник найдёт интересные локации и в этой части Венецианской лагуны: например, усадьба Дзаппа на острове с маяком (Casone Zappa).

Надеюсь, мои навигационные знаки настроят вас на романтический лад, зажгут в сердцах маяки вдохновения и приблизят приход весны. Если вы знаете другие кинематографические места в Венеции, поделитесь в комментариях.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Alex Dybenko
    February 14th, 2022 | 11:27 am

    Спасибо, как будто сам съездил 🙂

  2. February 14th, 2022 | 12:35 pm

    Спасибо за позитивный отзыв)) стараюсь знакомить читателей с городами и странами так, чтобы было интересно, и показываю их так, как видела сама. Очень приятно, когда обзор мест съёмок действительно удаётся.

  3. Diletant
    February 15th, 2022 | 9:04 pm

    Просто чудесно! В очередной раз снимаю шляпу! Kot_Pofigist продолжает развивать чисто ее собственный, авторский жанр кинематографического вояжа: путешествия по следам фильмов и их героев по историческим и культурным достопримечательностям, иногда – по целым странам. Этот жанр уже воплотился в серии ярких эссе, представленных в рубрике «Точка на карте» нашего Blogprofilm, автором коих неизменно и исключительно является Kot_Pofigist. Кстати, рекомендую всем обратиться в архив этой рубрики – получите огромное удовольствие.
    При этом новый вояж – в данном случае по Венеции – проходит в двух плоскостях: историко-архитектурной, если можно так сказать созерцательной, – и кинематографической. Неведомо как, но Автору удается видеть и воспринимать окружающее пространство не только глазами авторов, сценаристов и героев разноплановых фильмов. Везде чувствуется собственный, авторский взгляд на предмет. А чего стоит мастерский анализ атмосферы, формируемой местами съемок в зависимости от сюжета картин? Или описания одной и той же «натуры» (Венеции) в разное время года?
    Чувствуется, что Автор не просто глубоко знает кинематограф, но сама – физически – была в тех местах, которые фигурируют в ее кинемато-графических вояжах. В каждом из эссе, особенно в последнем, чувствуется «эффект личного присутствия». А еще – ярко выраженное художественное восприятие «точек» на земной и кинематографической карте. В общем, получился интереснейший путеводитель по Венеции, наполненный содержательными аллюзиями к современному кинематографу.
    Хочу пожелать Коту-Пофигисту новых путешествий – по миру и по мировому кинематографу. Новых и новых «точек на карте».
    Ну, а самому себе – побывать в Венеции с этим великолепным путеводителем.
    Спасибо!
    Diletant

  4. Mila Severnaya
    February 17th, 2022 | 11:57 pm

    Прочитав замечательную статью Кота_Пофигиста, так и хочется отправится в путешествие. Побывать в Венеции – мечта! Пока с дальними поездками есть определённые проблемы, поэтому информация из первых рук, со свежими впечатлениями, особенно ценна. Коту_Пофигисту, как всегда, удалось погрузить читателей в захватывающее кинопутешествие. И куда! – в волшебный город влюблённых, карнавалов и кинофестивалей.
    Мне припомнился ещё один фильм, связанный с Венецией. Это отечественный мюзикл «Труффальдино из Бергамо», снятый на студии «Ленфильм» в 1976 году по мотивам комедии венецианского драматурга Карло Гольдони «Слуга двух господ». Действие происходит, как мы помним, в Венеции в 18 веке. Но где ж было в конце 70-х советской съёмочной группе «Ленфильма» взять настоящую Венецию, такое кино вылетело бы в государственную копеечку. Поэтому большая часть фильма снималась в павильоне, а немного натуры нашли в Пушкине около пандуса Камероновой галереи. Но картонные декорации, небольшие бассейны с водой, изображающие каналы, и шаткие деревянные мостики над ними, нисколько не помешали отразить дух богатой и веселой Венеции. Все персонажи фильма (как и самой пьесы) соответствуют канону комедии дель арте. Прежде всего, это северный (венецианский) квартет масок: два дзанни (слуги) – умный Бригелла и глупый, но пронырливый Труффальдино, два богатых старика – венецианский купец Панталоне и псевдоученый и доктор права Ломбарди, а также две пары влюбленных, хвастливый вояка Капитан и девушка-дзанни Смеральдина. Таков основной «джентльменский набор» комедии дель арте. Фильм получился отличный, почти все персонажи поют своими голосами (артисты труппы Ленинградского театра музыкальной комедии плюс приглашенный Михаил Боярский, исполнивший вокальные партии за Константина Райкина-Труффальдино). Веселая музыкальная комедия-буффонада нисколько не потеряла своей прелести со временем.
    Чего не скажешь о другом фильме, уже совместного итало-советского производства «Осада Венеции» (1991) по пьесе всё того же Гольдони «Хитрая вдова». Итальянская сторона обеспечила натурные съёмки в Венеции, а также режиссёра, сценариста, оператора, художников, участие Изабеллы Росселлини, Тома Конти, Джеймса Уилби и других зарубежный актёров. С нашей стороны в фильме снимались и имели счастье посетить сказочный город: А.Абдулов, Вс.Ларионов, А.Ширвиндт, Ин.Смоктуновский, Евг.Самойлов и др. Но «Осада Венеции» забыта, как и многое из девяностых, хотя фильм костюмный с любопытным сюжетом: отцы города затевают хитроумную интригу, чтобы отвадить от богатой вдовы женихов-иностранцев и не дать утечь венецианскому капиталу за границу.
    Вспомним ещё несколько зарубежных фильмов, в которых присутствует город, его острова, каналы, мосты и отели (помимо тех, о которых так интересно рассказал Кот_Пофигист): «Венеция, луна и ты» (1958), «Смерть в Венеции» (1971), «Идентификация женщины (1982), «Однажды в Америке» (1983), «Талантливый мистер Рипли» (1999), «Хлеб и тюльпаны» (2000), «Ограбление по-итальянски» (2003), «Венецианский купец» (2004), «Казанова» (2005) и многие другие, о которых, может быть, ещё расскажут обозреватели и читатели блога.
    М.С.

  5. February 21st, 2022 | 5:47 pm

    Дорогие друзья, большое спасибо за столь широкий отклик, сразу видно – все соскучились по путешествиям. Постараюсь в самое ближайшее время порадовать новыми идеями для поездок по кинематографическим местам, а пока отвечу на комментарий Милы С.: безусловно, в Венеции снималось намного больше фильмов, чем удалось перечислить в моём скромном путеводителе. Кстати, “Осада Венеции” стала для меня абсолютным открытием. Другое дело, что моей задачей было показать город исключительно на примере тех фильмов, которые я как автор хорошо знаю. Я никогда не возьмусь оценивать фильмы, а тем более их атмосферу, связанную не с павильонными, а реальными локациями, если их не видела. Сейчас множество авторов на просторах интернета и печатных изданий берут на себя смелость судить о фильмах, которых никогда не смотрели, оценивать книги, которых не открывали, и повествовать о местах, в которых не были. У меня принципиально иной подход – пусть менее массовый, но более душевный и качественный. Поэтому, как только увидите следующий материал в “Точке на карте”, не сомневайтесь – Кот знает, о чём пишет!)) И конечно же, у меня тоже вертелся на языке “Труффальдино из Бергамо”, но этот замечательный фильм лишь камерная реконструкция венецианских двориков, хотя (после посещения непревзойдённого оригинала), надо сказать, весьма виртуозная и атмосферная.

  6. Mila S.
    February 22nd, 2022 | 10:23 am

    Ждём новых кинопутешествий от автора kot_pofigist из любой точки на карте мира 🙂

Оставить комментарий