Кто 20 лет проживает на дне океана

Вы, наверное, подумали, что kot_pofigist совсем перегрелся на солнышке, взявшись за обзор анимационной мыльной оперы для среднего школьного возраста. Не спешите с выводами. Наша сегодняшняя тема намного серьёзнее и глубже (в прямом смысле глубже), чем можно себе представить. А главное, имеет увлекательную историю – долгую, полную достижений и открытий. В это сложно поверить, но о том, кто же проживает на дне океана, мы узнали целых двадцать лет назад! Сезон 2019 – 2020 станет для Губки Боба Квадратные Штаны годом юбилейных торжеств: 12 июля на экраны выйдет расширенный специальный выпуск сериала, в котором мы впервые увидим закадровых героев озвучки в роли наземных альтер-эго своих персонажей. Идея «доппельгангеров», нашедшая широкое применение в кинематографе благодаря «Твин Пиксу», далеко не единственное звено, тонким языком сатиры связывающее «Спанчбоба» с кино, музыкой, изобразительным искусством и даже политикой. Давайте навестим мир Бикини Боттом и узнаем, какие аллюзии скрывает его наивный облик.

Трагически ушедший из жизни создатель Губки Боба Стивен Хилленберг мог бы гордиться не только своим творением, но и собственной творческой судьбой: редко кому удалось быть успешным морским биологом, преподавателем, мультипликатором, сценаристом и продюсером, сохраняя увлечённость своим делом  и успешность в каждом из этих амплуа. Его пример лишний раз иллюстрирует утверждение о том, что всё гениальное – просто. Изучая морских обитателей, он задумался, почему бы не сделать их героями мультиков, разбавив толпы мишек, котят и роботов. Презентацию своего проекта он провёл – нет, не на проекторе, – а на внесённом в здание студии Nickelodeon настоящем аквариуме, наглядно показав, кто Спанчбоб, кто Патрик, а кто Мистер Крабс. И наконец, он не мудрствовал над графикой и визуальными эффектами, первые эпизоды были нарисованы «по старинке», в сериале нередко встречаются кукольные, пластилиновые и иные «вещевые» фрагменты, да и вся картинка отнюдь не стремится к вершинам «Аватара», доказывая, что харизматичными и запоминающимися персонажей делает в первую очередь авторская задумка и юмор, а вовсе не новейшие технологические решения.

Photo credit: Nickelodeon

Итак, простота и наивность – девиз Спанчбоба и его мира. Но уже с первых эпизодов стало ясно, что авторы задумали не просто детский мультик, здесь нашлось место и вполне взрослым, даже остро социальным приколам. Начнём с городка, который называется Бикини-Боттом (дословно «трусы от бикини»), который воплощает собой образ среднестатистического заштатного американского городишки, где почти все всех знают. В самом начале первой серии о нём рассказывает закадровый голос с французским акцентом – намёк на Жака-Ива Кусто, чьи подводные исследования так вдохновляли Хилленберга. Впоследствии в мультике порой появляется эпизодический персонаж – живой, не рисованный аквалангист, который играет на рояле в модном подводном ресторане (мол, «иностранная музыка» – серия «Крабовая любовь»).

Photo credit: Nickelodeon

И коль скоро подводный городишко живёт своей жизнью, она также насыщена креативными пародиями. Здесь всё до смешного знакомо: найти работу по душе, да ещё за нормальные деньги, практически невозможно (печальный Сквидвард всю жизнь мечтает о карьере музыканта, а продолжает работать в фаст-фуде), а те, кому удалось основать успешный бизнес, как Мистеру Крабсу, всё равно мечтают о большем (в серии «Красти взмывает ввысь» он замышляет сделать из своей забегаловки отель, и получается Krusty Towers – отменная пародия на Trump Tower). Система медицинского обеспечения никуда не годится – того же Мистера Крабса выкидывают из больницы едва ли не на дорогу, поскольку он не платит за лечение (едкий пинок в сторону обамовского плана социального страхования, в итоге ничего толком не гарантирующего, зашит в серии «Потерянный матрас»).

Photo credit: Nickelodeon

Но не стоит думать, что Бикини-Боттом – отсталое захолустье, здесь есть музей, филармония, проводятся и разные значимые мероприятия, например, концерты на финале футбольного сезона на стадионе Bubble Bowl (намёк на престижные для артистов выступления на бейсбольном Super Bowl, серия «Оркестр недоумков»), и гастроли таких знаменитостей, как Келпи Джи (длинноволосый кларнетист, исполняющий мало кому понятную авторскую музыку – прекрасная и добрая карикатура на единственного и неповторимого флейтиста-вокалиста Иэна Андерсона из Jethro Tull, серия «Джазовый гений Бикини Боттом»). В кинотеатрах здесь показывают сплошь новинки проката, например, The Dark Tide Rises («Возвращение тёмного прилива», тонкая пародия на супергеройское кино и очередной фильм про Бэтмена The Dark Knight Rises – «Тёмный рыцарь: возвращение легенды», серия «Длинные штаны»).

Photo credit: Nickelodeon

Есть и более значимые аллюзии на известные фильмы. В серии «В стране кларнетов» Сквидвард попадает в до того нелепое «зазеркалье», что невольно напрашивается ассоциация с миром Дэвида Линча: чёрно-белый пол, красные стены, загадочные персонажи, преломляющееся изображение и весь абсурд ситуации – безусловно, это дань обладателю почётного «Оскара»-2019. В эпизоде «Слабакам вход запрещён» в комичной форме обыгран саморазрушительный посыл «Бойцовского клуба» (да-да, даже сцена с нанесением увечий самому себе блестяще исполнена Патриком).

Photo credit: Nickelodeon

В качестве бессловесных «живых» персонажей в «Спанчбобе» засветился даже Джим Джармуш – он сыграл неудачливого рыбака в эпизоде «Крючки». Камео в озвучке и вовсе бесчисленны и поистине звёздны: эпизодические и незначительные роли в разное время озвучивали Дэвид Боуи, Пинк, Стив Бушеми, Марк Хэмилл, Джон Рис-Дэвис, Робин Уильямс, Уилл Феррелл, Виктория Бэкхэм, Дж.К.Симмонс, а для Джонни Деппа даже был придуман отдельный персонаж длинного специального выпуска – Джек Кауна-Лагуна, пляжный красавец и бог сёрфинга (эпизод «Спанчбоб и большая волна»). Быть приглашённым в «Спанчбоба» стало едва ли не так же престижно, как и съёмки в «Звёздных войнах» или «Бонде». В работе над сериалом приняли участие и такие мэтры озвучки, как Тим Конвэй, Джефф Беннетт и Джон Ди Маджио (последних мы хорошо знаем по «Пингвинам из Мадагаскара»).

Photo credit: Nickelodeon

Безусловно, коммерциализация не могла не сказаться на качестве и сюжетном наполнении мультика – по мне, так к девятому сезону из него ушла эта фирменная глупизна, полезная антистрессовая деградация и невыносимая лёгкость бытия. А также юморное обыгрывание простых жизненных ситуаций, понятных и близких всем людям на свете – упущенный автобус, севшие после стирки штаны, обжорство в гостях у бабушки, непослушный домашний любимец, захламление квартиры сувенирами, взаимоотношения с соседями и нерушимая дружба. Стало больше неадекватных и «взрослых» сюжетов (экология, политизация), кроме того, графика ушла от милой рисованной картинки в сторону цифрового изображения. То же и с полным метром – фильм 2004 года с простым и незатейливым названием «Губка Боб Квадратные Штаны» был сделан в полном соответствии со стилистикой сериала, а вышедший в прокат в 2015 году «Губка Боб в 3D» больше напоминал компьютерную игру из конца 1990-х. Может, дело в том, что к созданию подключились, помимо оригинального Nickelodeon, также южнокорейские и австралийские студии. В 2020 году нас ожидает третий полнометражный фильм «It’s a Wonderful Sponge» (США, Южная Корея). Спанчбоб любит праздники, и продлит собственный юбилей ещё на один кинематографический год.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    June 27th, 2019 | 5:08 pm

    Воздали должное Спанчбобу и всей его команде – вот спасибо! Эстеты могут недовольно фыркать: какой-то несерьёзный и глупый мультфильм. А вот и нет, тут я полностью согласна с автором литературных рецензий и обзорных статей kot-ом_pofigist-ом: при внешней придурошности сериал о похождениях разных существ на дне океана, как справедливо подмечено, достаточно глубок:), а самое главное, по-доброму забавен. И дети и взрослые могут найти в нём много узнаваемых из собственного опыта ситуаций. После напряженной умственной или физической работы такое кино разгружает мозги и создает хорошее настроение. По этому же принципу снимаются и вполне успешные и не во всём детские “Смешарики” и “Маша и Медведь”.

Оставить комментарий