«Маленькие женщины» и большое кино

Тенденция налицо – американская актриса, режиссёр и сценарист Грета Гервиг вновь штурмует бастионы «Оскара». В 2018 году её режиссёрский дебют «Леди Бёрд» был представлен на премию в пяти номинациях, в 2020-м вторая полнометражная картина «Маленькие женщины» – уже в шести.  «Маленькие женщины» – роман классика американской литературы Луизы Мэй Олкотт, увидевший свет в далёком 1868 году, остаётся популярным до сих пор. Книга неоднократно переиздавалась, переводилась на многие языки и экранизировалась. Роман автобиографичен, история семьи Марч из городка Конкорд в штате Массачусетс (где жила сама Олкотт) изложена просто и живо, с долей сентиментальности, юмора и драматизма. Драматургия фильма образца 2019 года решена по-новому и отличается от предыдущих экранизаций. Грета Гервиг отказалась от линейного следования книжному сюжету о детстве и юности четырёх сестёр Марч. События строятся на флешбэках, в основном через воспоминания главной героини Джо Марч (Сирша Ронан). Кроме того, Гервиг соединила в сценарии два романа – «Маленькие женщины» и его продолжение – «Хорошие жёны».

Некоторых критиков удивляет фееричный калейдоскоп на экране, на первый взгляд, не совсем понятный микс из настоящего, прошлого и будущего героинь. Думаю, возьмись Г.Гервиг за классическую экранизацию, раздавалось бы такое же ворчание, но с точностью до наоборот: «Как старомодно, нынче это не смотрится!». Тем, кто знаком с литературным первоисточником, вся эта кутерьма с машиной времени не мешает. Немного «рваный» стиль фильма придаёт ему дополнительную динамику, действие не пробуксовывает, простая история о хороших девочках не даёт заскучать. Весёлые затеи и проказы героинь, их обиды и горькие потери на пути взросления находят отклик у зрителей. На наших экранах нет недостатка в ужасах, катастрофах, эпидемиях и отвратительных извращениях. А вот с человечностью в кино дела обстоят не так хорошо. Судя по реакции зала, зрители сопереживают юным леди XIX века. Значит, пока ещё понятия семейных ценностей, долга, дружбы, любви остаются неизменными. Не успели ещё цифровизировать и расчеловечить. Возможно в показе простых человеческих горестей и радостей и кроется секрет успеха фильма.

©Photo credit: Columbia Pictures

Сюжет «Маленьких женщин» несложен: семейству Марч живется нелегко, лишних денег в доме нет – отец-священник (Боб Оденкерк) на войне, борется за свободу негров, мать (Лора Дерн) с трудом обеспечивает четырёх дочек. Бедноватое женское царство часто выручает богатый сосед мистер Лоренс (Крис Купер). Его внук Теодор, которого девочки зовут Лори (Тимоти Шаламе), дружит с сестричками, а все девочки семейства Марч красивы и талантливы. Старшая Мег (Эмма Уотсон) мечтает быть актрисой, Джо (Сирша Ронан) – революционер даже в своей прогрессивной семье, хочет жить независимо, стать писателем, самостоятельно зарабатывать. Третья сестра Бет (Элайза  Сканлен) – музыкально одарённая девочка, мечтает стать пианисткой, а младшая Эми (Флоренс Пью) хорошо рисует, хочет учится в Париже на художника. Осуществить свою мечту получится только у Джо.

©Photo credit: Columbia Pictures

Сирша Ронан в роли Джо – мотор этого фильма, она великолепно играет порывистую, своенравную, эмоциональную, целеустремленную девушку с железным характером и женскими слабостями (номинация «Лучшая актриса»). У Флоренс Пью роль характерная, но перетащить одеяло на себя не получается (номинация «Лучшая женская роль второго плана»). В тени главной героини остаются Эмма Уотсон, Тимоти Шаламе и другие персонажи – они не более, чем свита при королеве Джо. Роли матери, отца и служанки Ханны совершенно схематичны, их характеры не раскрываются, зрителю понятно, что они хорошие, правильные люди, но и только (кстати, идеально положительные герои всегда скучны, изюминки им не хватает).  А вот Мерил Стрип в роли богатой тётушки Марч сверх всяких похвал. Роль небольшая, но какая игра, диалоги! У великой актрисы не бывает проходных ролей. Отмечу ещё Трейси Леттса в яркой роли циничного издателя мистера Дэшвуда, сразу учуявшего коммерческий успех от публикации рассказов и романа Джо Марч.

©Photo credit: Columbia Pictures

Удастся ли «Маленьким женщинам» завоевать «Оскар»? Из двух номинаций «Золотого глобуса» фильм не получил ни одной, но это ещё ни о чём не говорит, фильм вероятно удостоится заветной статуэтки в одной-двух оскаровских категориях. Предполагаю возможность вручения приза «За лучший дизайн костюмов». Хотя может «выстрелить» и более значимая номинация, учитывая модные тенденции, которые воплощает Грета Гервиг: во-первых, она женщина-режиссёр; во-вторых, идея фильма явно феминистическая; в-третьих, герои на стороне северян в Гражданской войне за отмену позорного рабства. К тому же, Гервиг доказала – она крепкий профессионал. Академики признали её мастером своего дела, об этом говорят оскаровские номинации 2018 и 2020 гг.: «Лучший фильм» («Леди Бёрд», «Маленькие женщины»), «Лучший режиссёр» («Леди Бёрд»), «Лучшая актриса» (Сирша Ронан – «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины») и другие.

Особую атмосферу фильму придают не только костюмы, декорации, натурные съёмки, но и музыка. Саундтрек к фильму написал один из самых востребованных современных кинокомпозиторов Александр Деспла, двукратный лауреат «Оскара» («Отель «Гранд Будапешт», «Форма воды»), автор музыки к таким фильмам как: «Королева», «Король говорит!», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Разрисованная вуаль», «Коко Шанель», «Девушка из Дании», «Братья Систерс» и многие другие.

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий