Однажды в… Голливуде

Девятый полный метр Квентина Тарантино был, безусловно, одним из самых ожидаемых кинособытий года. Фильм о фильмах (в последнее время этот сценарный тренд весьма популярен) вышел одновременно простым и сложным для зрителя. О простоте: герои – актёр Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) и его дублёр Клифф Бут (Брэд Питт) ищут своё место в долине грёз. И вот однажды, а именно в 1969 году, в Голливуде их пути сходятся в единой точке сюжетной кульминации с линиями других персонажей – семьёй и друзьями режиссёра Романа Полански, сектантами во главе с Чарльзом Мэнсоном, легендарными актёрами, режиссёрами и продюсерами, составляющими элиту заветного мира грёз. А сложность «Однажды в… Голливуде» – в восприятии, истолковании визуального ряда и идеи, спрятанной Тарантино за фирменным гипер-натурализмом в обрамлении ностальгических 1960-х.

Фильм заявлен как драма-комедия. Что ж, все сюжетные линии – безусловно, драма. Но визитная карточка Тарантино это необузданная жестокость и хаотичное кровопролитие, и режиссёр остаётся верен себе. Кровавые сцены выглядят омерзительно, как тарантиновская «Восьмёрка», режиссёр явно смакует их. Удивляла реакция зала на протяжении всего фильма – смех, даже на фоне жестоких сцен на экране. Разве что в зале собрались исключительно фанаты Тарантино, способные от души смеяться над любым изуверством творческого гения. Для прочих любопытных сразу становится ясно, что это ни в коем случае не комедия. Безусловно, пара смешных моментов есть, но не более.

©Photo credit: Sony Pictures Entertainment, Columbia Pictures

Вместе с тем потрясает игра Леонардо Ди Каприо – он великолепно передаёт эмоции, настроение и чувства своего насквозь вымышленного персонажа. Вымышленная звезда вестернов, вымышленная слава, вымышленная карьера – его планета и планета непридуманной актрисы Шэрон Тейт (Марго Робби) идут по разным орбитам к одной цели – признанию и успеху. Этим фильмом Тарантино отдаёт дань актёрской профессии и киноиндустрии в целом, делится ностальгией по кино как миру грёз.

©Photo credit: Sony Pictures Entertainment, Columbia Pictures

Тарантино не гнался за документальной точностью и достоверностью не только в части персонажей: события в фильме лишь частично соответствуют реальным. Сцена с Брюсом Ли (Майк Мо) и каскадёром Клиффом Бутом – вымысел, история Романа Полански и Шэрон Тейт – смесь фактов и фантазии, где реальны лишь Джордж Спан (Брюс Дерн), действительно спрятавший Мэнсона, да фраза Тэкса, брошенная перед расправой. При этом, лучший экранный дуэт лета Ди Каприо – Питт парадоксально напоминает зимний дуэт-фаворит из фильма «Зелёная книга», а футфетиш Тарантино на сей раз – пятки Марго Робби. Впрочем, один из самых оригинальных современных режиссёров имеет право морочить голову зрителю.

©Photo credit: Sony Pictures Entertainment, Columbia Pictures

Возвращаясь к подтексту, который Тарантино спрятал за визуальным рядом: режиссёр парадоксальным образом выступает насилием против насилия, и в кино, и в жизни. А ещё фильм о грусти – о судьбе актёров, сотканной из разбитых иллюзий, непонимания и одиночества. И неважно, реальны персонажи или вымышлены, правдив сюжет или соткан из фантазий: искажение реальности – это ли не один из главных принципов кино? А кино, если верить Тарантино, побеждает в схватке с реальностью.

Марина Докучаева

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    September 3rd, 2019 | 5:31 pm

    Могу сказать, что фильм Квентина Тарантино оправдал мои ожидания – он оказался необычным, динамичным, многослойным. Оба главных героя в исполнении Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта показали себя во всем блеске таланта.
    В зале на показе было много молодых людей. И я тоже, как и автор рецензии, могу отметить непонятный смех в тех эпизодах, где смеяться вроде бы не над чем. Я думаю, это эффект «зомбирования» публики анонсами. То, что пишут в рекламных плакатах, флаерах и некоторых рецензиях нередко не совсем правильно отражает жанр фильма. Заявлено, что это комедия или комедийная драма – вот они и смеются по делу и не по делу. Так же написано! Но, конечно, это серьёзная драма с элементами жёсткого боевика. При этом как в любом фильме, снятом талантливым режиссёром, обязательно присутствует юмор или сатира.
    Еще могу отметить одну странность – слышала отрицательные отзывы от людей, даже не смотревших фильм. Почему? Тот же «зомбо-эффект»: некоторые критики навешивали нелицеприятные отзывы сценарию, что Тарантино якобы «исписался». А фильм-то непростой, не только с фирменными тарантиновскими убойными трюками, но и совершенно новыми приёмами и подходами. Отчего же мало восторгов и пока совсем нет наград? Думаю, потому, что Тарантино не пошел на поводу модных трендов – нет у него в главных ролях афроамериканцев, нет геев (эта тема вообще не затронута), нет поклонов в сторону феминизма. Вот и неугоден стал Тарантино – гребёт против течения. А ведь он молодец – снял своё кино как захотел. Фантазийное развитие сюжета, заложенное им в сценарий, тем не менее очень точно отражает время – закат Золотого века Голливуда (действие происходит в 1969 году) и личные драмы актёров, не вписывающихся в новую реальность. Могу согласиться с оценкой The Hollywood Reporter, назвавший этот фильм «любовным письмом Тарантино Голливуду 60-х».
    Помимо великолепного дуэта Ди Каприо – Питт меня восхитил Аль Пачино в небольшой, но очень яркой роли ушлого продюсера. А как правдиво показаны хиппи – они совсем не безобидные, заторможенные «дети цветов», а отвратительная секта злобных наркоманов и преступников.
    Не приемлю ворчания отдельных кинообозревателей по поводу Ди Каприо и Питта в том плане, что вошли в другой возраст – и уже не те. Они великие актёры, нам бы таких на современном этапе развития российского кино побольше.
    Брэд Питт в великолепной физической форме, что ярко демонстрирует зрителям. И не ради «покрасоваться телом». Вспомним, как серьёзно готовился актёр к сложным ролям: для «Семь лет в Тибете» – занимался альпинизмом, изнурял себя сложными тренировками, для «Трои» – несколько месяцев учился обращению с мечом, для «Бойцовского клуба» – брал уроки бокса и восточных боевых искусств, для фильма «Собственность дьявола» о гражданской войне в Северной Ирландии отлично обучился ирландскому акценту (это особый диалект, не всякий англичанин, а тем более иностранец поймёт). Серьёзный, большой актёр, а совсем не «стареющий красавчик». Его персонаж немногословен, но силён и значителен.
    Ди Каприо показывает все грани актёрского мастерства, все переживания героя, трагизм судьбы забытой звезды кино. Играет так, что в театральных институтах изучать надо. Ничего не хочу рассказывать о фильме, только один небольшой эпизод – в перерывах между съемками герой Ди Каприо рассказывает амбициозной девочке-актрисе якобы сюжет книги, которую читает, а на самом деле – свою судьбу. Она слушает его, открыв рот: «Какая интересная книга!». Актёр плачет, говоря сквозь слёзы: «Да, она оказалась глубже, чем я думал». Эпизод и смешной, и одновременно горький, трагический. На словах выглядит плоско, буднично, но вы посмотрите, как это сыграно! Браво!
    М.С.

Оставить комментарий