Похищенные сокровища Европы

Выход на российский экран документального фильма «Похищенные сокровища Европы» начался с небольшого недоразумения. Лента должна была быть представлена зрителям 6 сентября 2018 года (мировая премьера состоялась 13.03.2018), однако 4-го сентября представители компании «Невафильм» (прокатчик) сообщили в СМИ, что Министерство культуры РФ отказало им в прокатном удостоверении. Либеральная общественность всколыхнулась. Запрет! Цензура! Разгул бюрократии от искусства!

Однако le scandale затух, толком не разгоревшись. Уже 5-го числа представители Минкультуры сообщили, что прокатное удостоверение готово, и его можно получить. Небольшая задержка была вызвана необходимостью провести дополнительную юридическую экспертизу из-за нацистской символики, показанной в фильме. Нарушений закона о запрете пропаганды фашизма юристы нормативно-правового департамента Минкультуры России не усмотрели, о чем выдали соответствующее экспертное заключение. Легкая шумиха вокруг прокатного удостоверения, думается, пошла фильму на пользу: большее число потенциальных зрителей узнали об этой картине, что должно положительно отразиться на кассовых сборах.

В фильме рассказывается об одном из чудовищных злодеяний фашистов – разграблении предметов искусства в покоренных странах Европы. Картина «Похищенные сокровища Европы» является совместным продуктом Италии, Франции и Германии (режиссёр Клаудио Поли). При создании картины были использованы малоизвестные кадры кинохроники, комментарии ведущих искусствоведов, семейные воспоминания наследников утраченных коллекций произведений искусства. В фильме участвует (читает авторский текст и архивные документы) знаменитый итальянский актер и режиссер Тони Сервилло. Его роли в фильмах «Изумительный», «Гоморра», «Великая красота» снискали мировую известность. Европейскому зрителю он также знаком как оперный режиссёр (ставил даже «Бориса Годунова» в лиссабонском театре «Сан-Карлуш»).

Документальные кадры беспристрастно показывают роскошную жизнь верхушки нацистского рейха. Гитлер и Геринг устраивали между собой своеобразное соревнование, кто сумеет приобрести более ценные произведения живописи и скульптуры великих мастеров прошлого. На памятные даты они дарили друг другу царские подарки – картины, украденные из частных коллекций и музеев. Закон и мораль для них не существовали.

Фильм знакомит с двумя выставками 1937 года в Мюнхене. «Чистое арийское» искусство одной выставки противопоставлялось «позорному дегенеративному» другой. К последнему относились работы Матисса, Пикассо, Шагала, Ван Гога, Клее, Кокошки, Лисицкого и др. Документальные кадры свидетельствуют, что обе выставки вызвали большой интерес публики, но отношение к ним было разное. Восторг – официальному классическому искусству, презрение и порицание в адрес художников-новаторов (импрессионистов, авангардистов, экспрессионистов). Конфискованные шедевры классического искусства должны были быть переправлены в родной город Гитлера Линц, который планировалось превратить в австрийский Лувр, а «дегенеративное искусство» подлежало безжалостному уничтожению. Однако этого не произошло, так как фашисты были прагматиками и успешно приторговывали «дегенеративным искусством» через проверенных дилеров (продажи шли, в основном, в США).

Часть конфискованных произведений классического искусства оказалась в резиденции рейхсмаршала Геринга – Каринхалле. Геринг был одержим коллекционированием, считался знатоком и ценителем западноевропейской живописи. Его заветным желанием было заполучить подлинного Вермеера. Этим воспользовался торговец картинами Хан Ван Мегерен, один из самых известных фальсификаторов ХХ века, долгие годы дуривший головы музеям и коллекционерам «редкими полотнами» Яна Вермеера и Питера де Хоха. На своих подделках он заработал приличное состояние. В 1943 году Ван Мегерен продал Герману Герингу свою картину «Христос и блудница», выдав её за работу Вермеера, а в 1945 году в Нидерландах начался судебный процесс над Мегереном. Он обвинялся в сотрудничестве с нацистами и распродаже национального достояния. И вот тут-то Ван Мегерен и заявил о своем авторстве, что позволило ему избежать «высшей меры». Одно дело пособничать фашистам и продавать их главарям «редчайшие» полотна национальных художников и другое – умышленно подделывать картины с целью обмана врага. После проведенных экспертиз Мегерену дали всего год тюрьмы. В фильме рассказано и об этой истории.

С помощью кино легко перенестись из прошлого в настоящее. Вот уже зритель в современных Париже и Денвере на выставках спасенных шедевров из частных коллекций (в частности, из наследия Поля Розенберга).

Особое место в киноповествовании уделено подпольной коллекции Корнелиуса Гурлитта, которая была частично представлена на специальных выставках в Берне и Бонне. Об этом человеке широкая общественность узнала совсем недавно. Скромный пожилой немец оказался подпольным миллиардером, владельцем бесценной коллекции произведений искусства, имевших до Второй мировой войны других хозяев. Первый раз в поле зрения полиции Корнелиус Гурлитт попал в 2010 году, пересекая границу Австрии и Германии с большой суммой денег, но только в 2012 году следователи добились ордера на обыск его мюнхенской квартиры и других тайников, в которых были спрятаны уникальные сокровища, стоимость которых по самым скромным подсчетам оценивается в 1,5 млрд. долларов.

В конце 2013 года прокуратура Германии проинформировала СМИ об обнаружении большого количества предметов искусства, которые приобрёл ещё отец Корнелиуса, арт-дилер, галерист и историк искусств Гильдебранд Гурлитт, состоявший на службе руководства нацистской Германии. Он скупал картины и скульптуры за бесценок у бежавших за границу евреев-коллекционеров. После войны Гурлитт-папа заявил, что вся его коллекция погибла при бомбардировке Дрездена. И вдруг в 21 веке она снова явилась на свет. Вот сюжет!

Что делать с коллекцией Гурлитта, как возвращать ценности бывшим владельцам, большинства из которых уже нет в живых? Какие статьи законов применить к самому Корнелиусу? Он же по факту сохранил бесценные шедевры мирового искусства, хотя и владел ими тайно. В конце жизни К.Гурлитт завещал всю свою коллекцию (но всю ли нашли? – вот вопрос) Музею изобразительных искусств в швейцарском Берне. Умер Гурлитт в 2014 году, а история с завещанием превратилась в детективный сюжет. Неожиданно всплыли дальние родственники Корнелиуса со своими притязаниями на наследство (своих детей у него не было, жил замкнуто и одиноко). Начались юридические тяжбы, в ходе которых его троюродный племянник Эккехарт Гурлитт даже заявил, что Корнелиус знал, где находится Янтарная комната! Да уж, история коллекции Гурлитта загадочна, запутана и явно просится в большое художественное кино с хорошим сценарием.

Фильм «Похищенные сокровища Европы» будет интересен людям, интересующимся искусством и историей.

 

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий