Российская «Гофманиада»

На нашем сайте, кажется, ещё не было обзоров или рецензий на анимационные фильмы. И вот представилась возможность исправить этот пробел. На днях в московском Доме кино состоялся просмотр российского полнометражного кукольного мультфильма «Гофманиада» (режиссёр Станислав Соколов), на котором удалось побывать. Идея создания мультфильма и основные изобразительные решения принадлежат художнику Михаилу Шемякину – ещё в 2001 году он выполнил первые наброски персонажей для «Гофманиады». Гофман писатель загадочный, мистический и легко мультипликаторам не дался: время утекало, как вода в песок, а фильм продвигался с улиточной скоростью. И вот наконец долгожданная премьера! Она состоялась в кинотеатре «Иллюзион» 9 октября 2018 года (прокатчик – компания Disney), однако знаковым событием фильм не стал, зрительского ажиотажа не вызвал.

Путь «Гофманиады» к широкому экрану был долгим, хотя даже задолго до окончания работы фильм презентовали на различных фестивалях и специальных показах. Чтобы заинтересовать возможных инвесторов, незавершенную картину (первую часть под названием «Вероника») Михаил Шемякин в 2010 году представлял на MIPTV Media Market в Каннах. В 2016 году готовую часть фильма возили на кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборг. С момента начала съёмок в СМИ периодически появлялись сообщения о том, что работа над масштабным проектом вот-вот закончится.

В 2018 году  «Гофманиаду» активно представляли на различных площадках: в марте состоялся специальный показ на XXIII Открытом Российском фестивале анимационных фильмов в Суздале (Суздальфест); в мае «Союзмультфильм» представил полную версию на Каннском международном кинорынке; в июне мировая премьера состоялась на Международном фестивале анимационного кино в Анеси (Франция) и на Международном кинофестивале в Шанхае; в августе – на Международном кинофестивале традиционной техники анимации Brasil Stop Motion International Film Festival, где фильм завоевал призы в номинациях «Полнометражный фильм» и «Почётный режиссёр»; в октябре – на «Русских сезонах» в Риме. 27 января 2019 года «Гофманиада» получила отечественную премию «Золотой Орёл» в номинации «Лучший анимационный фильм 2018 года». Премия заслуженная, учитывая сколько сил и средств вложено в картину.

«Гофманиада» создавалась на легендарной студии «Союзмультфильм». Сказать, что долго – ничего не сказать. Этот многострадальный фильм снимали 17 лет! Перерывы в работе случались ввиду извечной российской беды – отсутствия госфинансирования, спонсоров, инвесторов. В процессе съёмок умерли три участника творческой группы – в 2014 году не стало драматурга Виктора Славкина (соавтор сценария) и актёра Александра Ленькова (озвучивал старуху-колдунью, но в финальной версии картины персонаж был переозвучен), а в 2017 году ушел из жизни Алексей Петренко (озвучивал Песочного человека и адвоката Коппелиуса).

В сентябре 2015 года Михаил Шемякин неожиданно заявил, что отзывает своё авторство из долгоиграющего проекта: «К сожалению, я должен признать, что это – большая неудача… не думаю, что из этого получилось что-то серьёзное. Я даже снял своё имя, просто оставлю, что куклы – Михаил Шемякин». По мнению художника, помимо затянувшейся мучительной работы «и режиссура, и музыка, и озвучивание…не дотягивают до современного уровня». (ТАСС, Москва, 29.09.2015).

Какое впечатление оставила эта картина? Сказать, что «Гофманиада» мне совсем не понравилась не могу, зная, какую титаническую работу провела съёмочная группа. Однако фильм не зацепил. Озвучивание мне показалось неинтересным, почти все персонажи говорят деревянными невыразительными голосами, музыка тоже не впечатлила, да и сюжет… Дело в том, что фильм снят по мотивам сразу четырёх сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана – «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес». Получилась гремучая смесь, не совсем удобоваримая.

Режиссёр говорил в одном из интервью, что «Гофманиада» – фильм-сказка для семейного просмотра, она будет интересна и детям, и взрослым. Однако вот тут-то и есть главная проблема. Для специалистов создание кукольного мультфильма на высоком профессиональном уровне практически без использования компьютерной графики и современных технологий – эксперимент интересный. Но каков результат, как отреагирует зритель?

Представляется, что микс из гофмановских сказок с нечёткой драматургией непонятен ни детям, ни взрослым. Следить за перипетиями сумбурного сюжета человеку, не знакомому с творчеством Гофмана, будет скучно. А маленьким детям – страшно, потому что почти все куклы жуткие, а какие они ещё могут быть у Шемякина! Его фирменный стиль – длиннющие носы, уродливые лица с признаками порочного дебилизма, либо имеющие явные звериные черты. К самим куклам-упырям претензий нет – сделаны замечательно, на высоком профессиональном уровне, с хорошей мимикой и движениями – стра-а-ашные, и на большого любителя анимационных ужастиков. Линия главного героя Ансельма (он же Гофман) выстроена схематично, непонятны переходы от страшилок-видений к романтичным сюжетам, отдающим нафталином. Кого он всё-таки любит: Веронику, Олимпию или девушку-змейку Серпентину? При чтении всё выглядит логично, а на экране – нет.

Чтобы как-то разобраться что к чему, где реальность, где фантазии Ансельма, надо хорошо знать произведения Гофмана. А читали ли Гофмана дети? (и что они вообще читают?). Можно было вызвать интерес к книгам этого необыкновенного писателя, но фильм тогда должен быть другой, более динамичный, чётко выстроенный и современный.

Мила С.

P.S. Создание кукольного фильма процесс чрезвычайно трудоёмкий. В день аниматор может снять в среднем 5 секунд полезного времени. Одна небольшая сцена занимает два месяца работы. Даже на коротенький фильм может уйти год. На изготовление каждой куклы уходит не меньше месяца. К основным персонажам заготавливаются отдельно дополнительные головы, выражающие разные эмоции, имеются и сменные рты для передачи разговора и мимики. Глаза-шарики встроены так, чтобы выглядели как живые, плавные движения куклы обеспечивает гибкий скелет со специальными шарнирами.

В окончательном варианте «Гофманиады» участвуют более 150 кукол. А сколько времени и сил отнимает создание одежды, аксессуаров, мебели, декораций! Съёмочная группа особо гордится городскими пейзажами, которые почти в точности копируют улочки Бамберга и Дрездена – мест, где жил и работал Гофман. Художники говорят, что для воссоздания атмосферы этих городов привлекались старинные книги с иллюстрациями и рисунки самого Гофмана.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий