«Спенсер»: странное Рождество

В статьях, опубликованных на BlogProFilm, подробно рассказано о фильме чилийского режиссёра Пабло Ларраина «Спенсер». Несколько дней из жизни Леди Ди оказались психологически перенасыщенными. Думаю, идея показать принцессу Диану на грани сумасшествия – неудачный авторский ход. И не потому, что режиссёр покусился на идеал, икону стиля, королеву людских сердец. Она была одинокой несчастной женщиной, жила в холодной, враждебной среде. Совершала необдуманные поступки, эпатировала королевский дом. Ей невыносимо было жить во лжи и нелюбви, она страдала от затяжной депрессии, булимии. Но сумасшедшей не была.

Фильм перегружен видениями-привидениями, призраком Анны Болейн, побегами Дианы из дворца, её пограничными психическими состояниями, подлинными и мнимыми тайнами дома Виндзоров. В этом качестве фильм не понравился. Ещё совершенно лишней показалась тонкая розовая нить LGBT, вплетённая в ленту, как того требуют новые установки Голливуда. Любимая стилистка Дианы по сценарию оказалась лесбиянкой, её удаляют из дворца, но принцесса не мытьём, так катаньем (т.е. истериками) возвращает единственного понимающего её человека. Стилистку нетрадиционной ориентации Мэгги, кстати, играет замечательная актриса Салли Хокинс. Мэгги не могла не признаться Диане в своей любви. Нет, ничего такого, никакой «клубнички», объяснение очень целомудренное и поддерживает Ди в сложный момент, Мэгги даже оставляет в машине Дианы записку «Вас любят, и не только я», что придаёт принцессе уверенности в себе. Но это домысел, продиктованный трендом, и выглядит неестественно.

Не понравилась и музыка Джонни Гринвуда, слишком депрессивная, резкие скрежещущие звуки диссонируют с природой, пейзажами, замком, но при этом, конечно, отражают переживания принцессы, её неустойчивое психическое состояние. Однако в целом не могу сказать, что «Спенсер» – неудача. Режиссёр не новичок, уже имел опыт съёмок биографических драм («Неруда», «Джеки»). Сценарий картины написал британец Стивен Найт, автор сценария и продюсер криминального сериала «Острые козырьки», его перу также принадлежат: драма «Пряности и страсти», фэнтези «Седьмой сын», военный боевик «Союзники», байопик «Жертвуя пешкой», триллер «Девушка, которая застряла в паутине». В боевике «Эффект колибри» и триллере «Море соблазна» С.Найт выступил не только как сценарист, но и как режиссёр. Так что послужной список у создателей «Спенсер» достаточно солидный.

При явной тяжеловесности фильма, в нем много интересного и запоминающегося. Прежде всего, работа художника по костюмам и художника-постановщика, операторская работа и достойный актёрский состав. Диану сыграла Кристен Стюарт, в которой режиссёр увидел уникальную способность «быть очень разной». Даже в своей истероидности и метаниях, она показалась мне лучше других Диан, виденных ранее в фильмах и сериалах. Но закрадывается смутное сомнение, что выбор пал на К.Стюарт не только из-за красоты и таланта, но и по причине принадлежности к ЛГБТ-сообществу, что само по себе уже является пропуском в большое кино с наградами и призами.

©Photo credit: FilmNation Entertainment

Больше всех запомнился главный дворецкий и по совместительству секретный агент на службе её Величества Аластар Грегори, роль которого исполнил Тимоти Сполл. Он истово предан королеве, стране и традициям, ведет негласную слежку за всеми гостями, приехавшими на Рождество в замок Сандрингем, и особенно за Дианой. Тимоти Сполл имеет характерную внешность злодейского капиталиста, персонажа советского журнала «Крокодил» 1950-х–60-х гг. Умного и хитрого служаку с железной выдержкой он играет очень хорошо. Запомнился также Шон Харрис, сыгравший роль шеф-повара замка Даррена Макгреди.

Особый интерес вызвали странные традиции королевской семьи Виндзоров, показанные в фильме. Например, обязательное взвешивание всех гостей Сандригемского дворца по их прибытии на Рождество и отъезде после праздников на старинных весах с настоящими гирями. Этот обычай якобы восходит к правлению Эдуарда VII. Взвешивание показывает, насколько хорошо гости ели-пили, и что обильное застолье пошло им впрок.

Другой обычай – дарить друг другу на Рождество дурацкие подарки, чтобы быть «как обычные люди». Существует много историй о нелепых подарках, которые дарят и получают титулованные особы. В фильме Диана дарит сыновьям плюшевых крабов, купленных в магазинчике на заправке. Ещё один обычай – стрельба по фазанам. Чтобы приобщить сыновей к мужским занятиям, принц Чарльз (Джек Фартинг) берёт их с собой. Но это не охота, а настоящее убийство глупых доверчивых птиц. Диана восстает против этой традиции и уводит мальчиков с собой.

В начале фильма ранним утром к замку подъезжает колонна военных автомобилей, военные-спецназовцы выносят из машины тяжелые ящики и спускаются с ними на кухню. Они прибыли не для засады и привезли не оружие и не прослушивающие устройства с металлоискателями, а отборные и свежайшие продукты к праздничному столу королевы и членов её семьи. Стройными рядами они покидают кухню, а на их место так же по-военному чётко заступают повара. Открываются ящики, начинается процесс готовки блюд.

Премьера «Спенсер. Тайны принцессы Дианы» состоялась на Венецианском кинофестивале. Критиками фильм был оценен высоко, а вот зрителями – по-разному. Фильм покатают и по другим фестивалям. Вот уже и на «Золотой Глобус» номинирован, доедет и до «Оскара». Получит ли заветную статуэтку – посмотрим.

Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. January 2nd, 2022 | 3:57 pm

    Хочется верить, что нетрадиционная тема в фильме была затронута для того, чтобы разрядить обстановку как для зрителя, так и для киногероини – Дианы, чтобы впервые за долгое экранное время вызвать на ее лице улыбку.

    Понравилось органичное погружение в исторические факты по ходу рецензии!

Оставить комментарий