Старость не радость

Фильм «Виктория и Абдул» (режиссёр Стивен Фрирз, Великобритания-США) вызвал недоумение. Прежде всего, слабостью сценария. Как мне показалось, он чересчур прямолинеен, образы – как истуканы, без оттенков, нюансов, а хотелось бы более тонкой прорисовки характеров.

Получилось как: есть хорошая старенькая королева Виктория, бабушка всея Европы, и славный добрый красавец-мусульманин Абдул, который как никто понимает королеву, страдающую от одиночества среди бездушного двора. Это полюс добра и света. На другом полюсе все остальные – дети королевы, ее личный секретарь, доктор, придворные, слуги – злобные, туповатые, противные, бессердечные. И ни в ком королева не находит понимания, только у сладкоречивого Абдула. Он ведет с ней беседы, рассказывает о персидских коврах, восточных пряностях и сокровищах Великих Моголов, учит языку урду. Но! Это же не сказка из «1000 и 1 ночи», а историческая драма.

Картина поставлена по одноименной книге то ли журналистки, то ли писательницы из Индии Шрабани Басу. Из скупой информации о ней, добытой на просторах интернета, удалось выловить сведения, что Ш.Басу якобы сама раскопала историю о странной дружбе престарелой королевы Виктории и её слуги Абдула, провела чуть ли не сенсационное журналистское расследование и написала книгу. Однако тот факт, что у Виктории был близкий друг Абдул, стал довольно широко известен ещё в 1951 году, когда были опубликованы мемуары личного секретаря королевы Фредерика Понсонби.

Сюжет выигрышный. Молодой статный красавец Абдул, случайно оказавшийся при дворе, сумел вызвать доверие королевы, стать её секретарём, другом, собеседником, учителем – мунши, как с его подачи начинает называть его Виктория.

Скупые цифры говорят вот о чём: в 1887 году, в возрасте 24-х лет Абдул Карим стал одним из двух индийцев, отобранных для службы во дворце. Виктории в это время уже 68 лет. Умерла она в 81 год, то есть на протяжении 13 лет мунши оставался её фаворитом, она брала его с собой в поездки по Англии и Европе, построила домик рядом со своим дворцом, куда он перевёз жену и тёщу, они вели переписку. Хотела даже посвятить в рыцари, но «злые» дети воспрепятствовали. Но давайте посмотрим без сказочного флёра: бабушка чудила, дети, естественно, волновались. И не потому, что он был индиец и мусульманин, разные люди служили при дворе. Среди придворных были любители восточного колорита, знатоки и собиратели произведений искусства далёких колоний. Хватало, наверное, в высшем британском обществе умных образованных и вполне терпимых к чужой культуре людей.

Личность Абдула слишком неоднозначна. Он получал от королевы подарки, земельные наделы, звания, якобы печально прославился выпрашиванием наград, хлопотами за своих небезупречных родственников, ставил себя выше других слуг. Ну как тут не нажить врагов? А в фильме – сказочный принц, да и только (Али Фазал). Хотя лёгкие намеки на, скажем так, легкомысленность Абдула, есть: он быстро стал пренебрежительно относится к своему недавнему товарищу-индийцу и другим слугам, не рассказал королеве, что женат, неверно изложил подробности восстания в Индии, да ещё болеет нехорошей болезнью (странно, что его до королевы допустили без предварительного осмотра). Но он так молод, так хорош! Королева всё прощает своему мунши. На упрёки близких она справедливо замечает: «А чем мунши отличается от вас? Все одинаково ищут моего расположения, почестей и наград». Дружба с Абдулом благотворно сказывается на самочувствии королевы – она буквально оживает. Но годы берут свое, даже Абдулу не дано повернуть время вспять. Умирая, Виктория называет его своим возлюбленным сыном.

А что же настоящие дети? Их образы явно негативны. Даже как-то обидно за династию: что же они так о своих-то? Почему все так некрасивы, лица злобно-напряжены или перекошены, постоянно чинят козни, королеву не любят, так как не потакают её увлечению, а наоборот, хотят объявить, что у матушки-то с головой «ку-ку». Близкие как будто ждут не дождутся смерти престарелой Виктории, чтобы делить власть. Королева в беседах с Абдулом отзывается о детях неважно. Но с чего же они такие нехорошие получились? А может сама Виктория их не очень-то любила, не дарила им ни тепла, ни ласки? К своим взрослым уже детям Виктория, как она представлена в фильме, явно необъективна, к преданным слугам тоже.

В роли Виктории – Джуди Денч. На Викторию она совершенно не похожа, но играет её уже второй раз. Первый фильм – «Миссис Браун» (1997) с похожим сюжетом (тоже основан на реальных событиях) – про высокие отношения королевы и её верного слуги-шотландца Джона Брауна.

Повторю ещё раз, по мне, так сюжет сработан топорно (чёрное – белое, без полутонов) при безусловно интереснейшем историческом материале (автор сценария Ли Холл). И в этой связи вот что подумалось. Фильм «Виктория и Абдул» выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший дизайн костюмов». К костюмам, декору и пейзажам претензий нет. Но эти замечательные костюмы, соответствующие викторианской эпохе, совершенно не смотрятся на утрированно некрасивых людях. Пропадает стиль, работа художника сходит на нет.

По десятибалльной шкале я бы оценила этот фильм на троечку. Кто смотрел и составил другое мнение, напишите, будет интересно полемизировать.

 

М.С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. February 4th, 2018 | 4:56 pm

    Господи, что же вы все хотите – только такой фильм и мог выйти в наше время: политически корректный, восхваляющий личные качества “приезжих”. Картина – аллегория современного западного (европейского) общества, которое постепенно теряет свою индивидуальность благодаря насаждению чужой культуры “извне”.

  2. February 4th, 2018 | 4:59 pm

    Да, забыл сообщить, что сей “политезный” “шедевр” планируется (предположительно) к выходу на российских лицензионных носителях в конце марта.

Оставить комментарий