Фестиваль «Новое кино Австрии» в Москве

23 апреля 2017 года в Центре документального кино, что на Зубовском бульваре, завершился фестиваль «Новое кино Австрии». В рамках фестиваля были представлены пять фильмов, три из которых – биографические: «Стефан Цвейг. Прощание с Европой»; «Кёстнер и маленький Вторник» и «Эгон Шиле. Смерть и Дева». И ещё два фильма: сюрреалистическая драма с элементами хоррора «Ночь длиною в 1000 часов» и комедийная мелодрама о молодых родителях  «Где же мы ошиблись?»

В фильме «Стефан Цвейг. Прощание с Европой» (режиссёр Мария Шрадер) зрителю показаны последние годы жизни известного австрийского писателя и публициста, проведённые в эмиграции. После прихода Гитлера к власти творческая элита Европы бежит от преследований фашистов. С 1935 года начинается период скитаний Стефана Цвейга: вначале он перебирается в Англию, затем в Латинскую Америку, потом в США (Нью-Йорк), и наконец, оседает в Бразилии.

Куда бы ни приехал Цвейг, его встречают как великого писателя: почести, приёмы; ему рукоплещет Международный съезд писателей. В Нью-Йорке его тепло принимает первая жена Фредерика, духовная связь с которой после развода в 1938 году не прерывалась. В Бразилии Цвейг с молодой женой Лотте (Шарлотта Альтман, бывшая личная секретарша) селится в небольшом доме в Петрополисе недалеко от Рио-де-Жанейро. Они разъезжают по окрестностям, осматривают тростниковые плантации, восхищаются природой, наблюдают жизнь яркой и необычной страны. Писателю всё нравится – и новое спокойное место, и преданная тихая женщина рядом. Как говорилось во всеми любимом советском фильме: «Хорошая жена, хороший дом – что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»

Но идиллия длится недолго, Цвейг надломлен вестями из Европы, которая охвачена пожаром невиданной доселе войны. Оторванный от родины, не верящий, что какая-то сила сможет остановить безжалостную машину фашизма, писатель погружается в глубочайшую депрессию. Попытка стать гражданином мира терпит крах. Писатель находит приют, но не находит покоя, его сердце разорвано, душа опустошена.

Актёр  Йозеф Хадер с блеском передаёт всю гамму переживаний главного героя: от радости познания Нового Света, от встреч и почестей, возможности свободно творить, до бездны отчаяния – крах либеральных идеалов, невозможность возвращения на родину, разрыв с культурной средой.

Творчество, женщины, политика, философские размышления – все переплетения судьбы писателя показаны на экране мастерски и пронзительно. Хотелось бы, чтобы фильм вышел на широкий российский экран, потому что талантливый фильм о судьбе творческого человека в переломные моменты истории актуален всегда.

Первую жену Цвейга, Фредерику, сыграла известная немецкая актриса Барбара Зукова. В жизни Цвейга она была всё-таки главной женщиной – сильной, ответственной, самостоятельно принимающей непростые решения. Наверное, будь она с писателем и дальше, трагедии не произошло бы. Лотте была ведомой, да и сам Цвейг тоже нуждался в опоре, как в семейной, так и в духовной жизни. Сослагательное наклонение «если бы…», применяемое к уже свершившимся событиям, дело неблагодарное, а факты безжалостны – в 1942 году на вилле в Петрополисе произошло двойное самоубийство Стефана Цвейга и его жены Шарлотты. Прощание с Европой оказалось для Цвейга равносильным прощанием с жизнью.

Фильм выдвигался Австрией на премию «Оскар» и вполне достоин был её получить.

Биографическая драма «Кёстнер и маленький Вторник» (режиссёр Вольфганг Мернбергер) рассказывает о берлинском периоде жизни известного немецкого писателя Эриха Кёстнера (с 1931 по 1945 годы).

Э. Кёстнер прославился как детский писатель, его знаменитой книгой «Эмиль и сыщики» зачитывались и дети, и взрослые. Сам писатель позднее говорил о своих детских произведениях, что они рассчитаны на читателей от восьми до восьмидесяти лет. Ещё он писал взрослые стихи, в которых не скрывал своих убеждений, предостерегал от надвигающейся угрозы фашизма, высмеивал рвущихся к власти необразованных хамов. Познав ужасы Первой мировой войны и вернувшись с фронта с больным сердцем, Кёстнер стал убеждённым пацифистом, чего никогда не скрывал. Не изменил он своим взглядам и после прихода нацистов к власти. Кёстнер не верил, что Гитлер – это всерьёз. Он постоянно говорит друзьям: «Это ненадолго, это скоро закончится». Так думали многие интеллигенты, но вот уже по улицам идут факельные колонны, пылают костры из книг, бьют витрины магазинов, выявляют инородцев.  Кёстнер – немец, ему вроде бы не надо бежать из Германии, как его друзьям-евреям, но и он попадает в категорию неблагонадёжных авторов. Его исключают из союза писателей и  суперпопулярные издания с прекрасными иллюстрациями его друга мгновенно исчезают с полок магазинов и библиотек и попадают в ритуальный костёр, как «противоречащие немецкому духу». В 1933 году Кёстнер стоял в толпе на площади Оперы и видел, как его книги швыряют в огонь. Писатель попал в «чёрные списки», его не раз вызывали в гестапо, он вынужден был скрываться, работая на киностудии (писал сценарии под псевдонимом).

В начале фильма писатель случайно знакомится с весёлым мальчиком Хансом, которого приглашает участвовать в экранизации фильма «Эмиль и сыщики» в роли Вторника. С Хансом постепенно завязывается дружба. Пройдёт не так много времени и, встретив случайно на улице Ханса, Кёстнер узнаёт, что юноша вынужден вступить в «Гитлерюгенд», иначе его выгонят из школы и начнут преследовать. Этот фильм о страхе и ненависти, которые, как болезнь, могут поразить любое государство, даже самое благополучное, о высокой цене, которую приходится платить обществу, потерявшему разум – в титрах по окончании фильма говорится, что почти все мальчики, снимавшиеся в «Эмиле и сыщиках», погибли на Восточном фронте. Погибли и многие друзья Эриха – кто покончил с собой, кто сгинул в застенках гестапо. Самые прозорливые и умные вовремя покинули страну.

Книги Кёстнера переведены на многие языки, в том числе на русский, издавались в СССР и России: «Эмиль и сыщики», «Эмиль и трое близнецов», «Когда я был маленьким», «Кнопка и Антон», «Летающий класс», «Мальчик из спичечной коробки».

Роль писателя удачно исполнил Флориан Давид Фитц, показав эволюцию своего героя – от лёгкого весельчака, любителя женщин и пирушек с друзьями до уставшего, одинокого, прячущегося от самого себя человека.

«Эгон Шиле: Смерть и Дева» (режиссёр Дитер Бернер) – очень интересный фильм о скандальном австрийском художнике-экспрессионисте Эгоне Шиле. У Эгона было непростое детство – сумасшествие и смерть отца (от неизлечимого в начале ХХ века сифилиса) наложили определённый отпечаток на характер и психическое состояние юноши. Эгон любил рисовать и поступил в Венскую школу искусств и ремёсел, затем перешёл в Академию изящных искусств, в которой проучился три года, а потом организовал собственную студию. Учителем и покровителем Шиле в период становления его как художника стал Густав Климт.

Шиле довольно быстро стал известен, у него появились ценители. И неудивительно, он как одержимый рисовал девушек (и девочек!) в весьма фривольных позах. В студии у него постоянно жили юные создания без комплексов. Особые чувства Эгон испытывал к младшей сестре Герти, её он тоже рисовал голенькой и с успехом продавал эти рисунки. В фильме отношения между братом и сестрой показаны весьма рискованными, но не переходящими последнюю грань. Герти ревновала брата к его многочисленным девицам, особенно к мулатке Моа, брат поддразнивал её, но когда она влюбилась и захотела выйти замуж, Эгон пришёл в бешенство и, как опекун сестры, долго не давал согласия на брак. Но на протяжении всей недолгой жизни Эгона именно Герти оставалась его главным ангелом-хранителем.

Второй женщиной его жизни стала Валли Невзила, бывшая натурщица Климта, ставшая любовницей Шиле, с которой ветреный Эгон жил достаточно продолжительное время, и действительно любил её, при этом, видимо, не обременяя себя верностью. В 1912 году Шиле арестовали по обвинению в совращении малолетней, но он был оправдан. Его признали виновным только в распространении порнографии, в тюрьме он провёл 24 дня, Валли всячески поддерживала его.

С Валли художник расстался в 1915 году, скорее всего потому, что она стала взрослой (когда они познакомились в 1911 году, ей было всего 17 лет).

Эгон увлёкся очередной юной девушкой – Эдит, она жила с сестрой и матерью в доме напротив его студии. В этом же году они поженились, а через четыре дня его призвали в армию. Служил Шиле сначала в Праге, потом в Вене, поэтому имел возможность видеться с Эдит и продолжал много рисовать. Сердце верной Валли было разбито, она вступила в Красный Крест и медсестрой ушла на фронт, а в 1917 году умерла от скарлатины в Далмации. Именно ей Шиле посвятил картину «Смерть и Дева», показанную среди других полотен уже признанного мастера на выставке Венского Сецессиона. Несмотря на войну, показ прошёл с триумфом, цены на работы Шиле росли, казалось впереди только слава, успех и безбедная жизнь. Но в октябре 1918 года Эгон и его беременная жена умерли от свирепствовавшей в Европе испанки. Шиле было всего 28 лет.

Образ Эгона Шиле прекрасно воплотил на экране актёр Ной Сааведра. Хорошие актёрские работы и у молодых актрис Мерези Ригнер (Герти) и Валери Пачнер (Валли).

Живопись Шиле чрезвычайно эротична, но одновременно болезненна и трагична. Фигуры изломаны, лица перекошены, некрасивы. Ему присущ собственный неповторимый стиль, замешанный на экспрессии и страсти. Ныне стоимость картин и рисунков бьёт рекорды цен, музеи гордятся их приобретением, многие произведения осели в частных коллекциях.

По поводу посмертной славы. В 1911 году Эгон Шиле вместе с Валли уехал работать на родину матери в Богемию, в город Чески-Крумлов. Эгон писал в стиле ню не только свою Валли, но и местных девушек, чем вызвал праведный гнев местных жителей, поэтому был вынужден уносить ноги от греха подальше. В Чески-Крумлове он пробыл меньше года, зато сейчас там музей – одна из визитных карточек города, приманка для туристов! (адрес для путешествующих: Чехия, Чески-Крумлов, улица Широкая, Арт-Центр Эгона Шиле).

О биографических фильмах, показанных на этом фестивале, можно сказать однозначно: западные режиссёры умеют снимать жизнь замечательных людей, у них получается интересно, драматически или трагически, с улыбкой или слезами, но всегда – динамично, с хорошими декорациями и костюмами. Актеры подобраны с точным попаданием в образы и характеры, играют живо, никаких ходульных персонажей (чем, увы, грешат наши фильмы). Привлекает отсутствие назидательности, смотреть не скучно, наоборот, хочется узнать о герое фильма-биографии как можно больше.

Мораль фильма «Ночь длиною в 1000 часов» режиссёра Виргила Вилдриха заключается в том, что ни одно крупное состояние не нажито праведным путём. Даже если богатство унаследует вполне достойный человек, за деньгами и собственностью будут скрываться обман, подлог, предательство или того хуже – кровавый шлейф преступлений.

Действие происходит в наши дни. Немногочисленные наследники старинной венской компании семейства Уллихов решают, кому перейдут все права по управлению бизнесом. Самый достойный – молодой Филипп (Лоуренс Рупп), его тётка Эрика хочет отписать именно ему свою долю акций в обход собственного сына. Но, не успев поставить свою подпись под судьбоносным документом, она умирает с ручкой в руках (простите за тавтологию) прямо за столом. Её сын Йохан (из новых наци, белокурая бестия со страшными рыбьими глазами и повадками маньяка) торжествует – контрольный пакет акций будет у него! Однако пожилая женщина внезапно сначала исчезает с кушетки, куда её перенесли родственники, а потом вновь возникает за столом, и уверенно ставит свою подпись под документом. На какой-то момент в комнатах гаснет электричество, пробегают загадочные синеватые разряды по стенам, старинным шкафам с фамильными реликвиями и сейфам, начинают бить все часы в доме, даже давно остановившиеся, и один за одним в комнатах и залах большого дома появляются давно и недавно умершие представители клана Уллихов. Главную женскую роль Ренаты исполнила необыкновенная Амира Касар (французская актриса театра и кино; мать которой – русская, а отец – курд; Амира родилась в Лондоне, выросла в Ирландии, начала модельную и актёрскую карьеру во Франции, которую продолжает и по сей день). Именно с загадочной смертью Ренаты в конце 30-х гг. прошлого века связана главная тайна семьи. Она соблазняет Филиппа, своего дальнего родственника из будущего и претендента на наследие семейного состояния, чтобы приоткрыть ему завесу тайны.

В фильме присутствуют элементы хоррора, но не пугайтесь, впечатлительные зрители. Ожившие мертвецы выглядят как нормальные люди (ну, почти) – никаких скелетов, черепов, костлявых рук и прочих анатомических подробностей. Это, если можно так выразиться, хоррор-лайт.  Фильм держит напряжение другим: игрой свето-теней, таинственными звуками, пронзительной музыкой, ожившими старыми коллекционными телефонами, непонятно кому принадлежащими шагами, силуэтами за полупрозрачными дверями, (откроешь – а там нет никого). Герои не отбрасывают тени, но сами иногда проходят тенями сквозь стены. Все ушедшие поколения семьи Уллихов оживают на одну ночь и появляются неизвестно откуда (никаких склепов с паутиной), чтобы на общем собрании решить, кому должен достаться прибыльный бизнес и попытаться раскрыть семейные тайны.

Несмотря на то, что фильм снят в одном помещении, без натурных съемок, смотреть его интересно. Сюжет так и остаётся недосказанным – зритель может придумать свой конец этой фантасмагорической истории на стыке прошлого и настоящего.

 

«Где же мы ошиблись?» (режиссёр Мари Кройцер) – мелодрама с комедийными ситуациями, будет интересна тем, кто ожидает прибавления в семействе или уже нянчится с младенцами. По сюжету три семейные пары одновременно решают обзавестись потомством (бэби-бум районного масштаба). Мужья вместе с жёнами посещают спортивные занятия и курсы для беременных, а потом, когда детки уже появились, вместе гуляют, решают разные детские и взрослые проблемы. Все парочки – продвинутые городские жители, сторонники модных веяний (типа органического питания). Однако их налаженная жизнь с появлением детей круто меняется, отношения кое-где дают трещину, возникают непредвиденные трудности, о которых почему-то не сообщалось в рекламных роликах. Кино для любителей фильмов о семейных проблемах современных городских жителей европейского розлива.

 

Mila S.

kot_pofigist

Комментарии

  1. April 26th, 2017 | 12:53 pm

    Как всегда, блестящий обзорный материал от Милы Северной! Думаю, что даже зрители, никогда не интересовавшиеся австрийским кинематографом, с огромным удовольствием прочитают данную рецензию. Жаль, правда, что на этом фестивале не были представлены работы одного из моих любимых режиссеров М.Ханеке (даже если у него и нет новых картин, могли бы в рамках фестиваля устроить ретроспективу его фильмов – он это заслужил).

Оставить комментарий