Холодная война умов

Очередная спортивная драма отечественного производства «Чемпион мира» вышла в широкий прокат на новогодних праздниках. Мне бы хотелось представить отзыв “нового поколения”, лишь понаслышке знакомого с представленной в картине эпохой СССР и советского спорта. Как вы уже догадались, сюжет фильма основан на реальных событиях, а именно на поединке между двумя титулованными шахматистами за звание чемпиона мира. Что примечательно – оба спортсмена родились, выросли и построили карьеру в СССР, однако один из них позже остался за границей, после довольно некрасивой ссоры с соперником.

Теперь разберёмся в главных героях истории. Молодой и амбициозный Анатолий Карпов (Иван Янковский) быстро взлетает по лестнице спортивной карьеры. Он живёт игрой и готов на многое ради победы. Молодой человек не замечает, что почти не уделяет внимание жене и частенько забывает о родителях. Лишь когда отец тяжело заболевает, шахматист начинает понимать, что ушёл в игру с головой, отдал всего себя физически и духовно. В 1974 году юноша выигрывает партию претендентов у Виктора Корчного (Константин Хабенский), не менее амбициозного спортивного ветерана, который посвятил спорту всю жизнь и не собирался никому отдавать шахматную корону чемпиона.

©Photo credit: компания “Централ Партнершип”

Гордость и самолюбие Корчного кричали от негодования. Он клевещет на министерство спорта и уезжает из страны, а затем просит за границей политического убежища. Внезапно отменяется бой Карпова с действующим чемпионом Бобби Фишером, и титул последнего автоматически переходит к молодому советскому гроссмейстеру. Карпов расстроен, ведь он хотел одержать победу в честном поединке. Он тайно встречается с уже бывшим чемпионом и получает в подарок от него картину с сюжетом “Морфи играет с дьяволом”. С этой минуты дальнейшее повествование фильма наполняется мистикой и метафорами.

Итак, в 1978 году Корчной выходит в лидеры и вызывает Карпова на поединок в Багио, Филиппины за звание Чемпиона мира. Начинается непонятная, с нотками абсурда, свистопляска вокруг Анатолия: обнаружение змеи в его номере, сильный шум по ночам, приглашение на турнир экстрасенсов и магов со стороны соперника. Игра затягивается аж на 32 партии и выматывает спортсменов.

©Photo credit: компания “Централ Партнершип”

Немного об интересных образных приемах:

  • Идея с живыми шахматами-воинами на поле боя напомнила первый фильм саги о Гарри Поттере, где тоже была использована эта метафора.
  • Нейронные сети мозга во время принятия гроссмейстерами решений делились на известные шахматные партии-приемы как галактики в космосе, каждая из которых состояла из множества ходов.
  • Зеркальные очки Корчного, который попросту прятал свои глаза от взгляда соперника, своеобразный poker face.
  • Белое кресло Карпова, как олицетворение доброй, светлой, справедливой и честной силы и чёрное кресло Корчного в противовес, как отражение тёмного начала, нездоровых амбиций, намерений победить любой ценой. Позже этот шахматный монохром трансформируется в сравнение соперников с петухами в уличных тагальских боях, где белый петух одолел чёрного.

Отдельно хочется сказать о неплохо подобранном актёрском составе. Хабенский и Янковский приятно удивили и впечатлили. Порадовало появление Сухорукова на экране. Подытоживая статью, сделаю вывод, что картина снята вполне достойно, в духе жанра вереницы русских фильмов о спорте, но меж тем, эффекта “потрясающе снято” не произошло – с современными возможностями кинематографа мало найти интересную историю, нужно её рассказать так, чтобы удивить зрителя.

asya._.efimova

kot_pofigist

Комментарии

  1. January 13th, 2022 | 6:04 pm

    Соглашусь с мнением автора – фильм сделан качественно, но не вызывает зрительского удивления. Да, основанные на реальных событиях спортивные драмы в большинстве своём предсказуемы. Но задача кинематографа в том и состоит, чтобы даже очевидные повороты сюжета завернуть в потрясающую обёртку эффектов камеры, актёрской игры и постановочных решений. “Чемпиону мира” этого не хватает, хотя к актёрскому составу, а также работе художников-постановщиков по попаданию в эпоху нет никаких претензий. Напротив, детали в фильме навевают множество ностальгических воспоминаний (шкатулка с походными шахматами в детстве была одним из любимых “дачных” артефактов).
    Что же касается спецэффектов и графики со сражением шахматных рыцарей, то мне показалось, что использование этого образа навевает не только ассоциации с “Гарри Поттером и Философским камнем”, но и с заставками к “Бонду” – все последние фильмы тщетно пытались переплюнуть “Казино Рояль” в этой сложнейшей дисциплине, но ни одному из них не удалось даже приблизиться к высочайшей, рекордной планке, заданной первым Крейговским фильмом.

  2. Mila Severnaya
    January 18th, 2022 | 12:20 am

    Согласна с оценками обозревателей – «Чемпион мира» добротный, качественный фильм. Понравились актёрские работы, особенно Константин Хабенский в роли Виктора Корчного, он у него получился злой, колючий, вредный. По воспоминаниям современников он действительно был очень сложным человеком. Считал себя недооцененным, ему казалось, что власти чинили ему всяческие козни и умаляли его заслуги. В борьбе за звание чемпиона мира, как человек амбициозный, Корчной должен был доказать себе и всему миру, что он – лучший. Именно такой характер показал Хабенский, и сделал это талантливо.
    Мне кажется, можно было добавить ещё несколько штрихов к образу знаменитого шахматиста Корчного. После того, как в 1976 году он стал невозвращенцем (остался в Нидерландах, где получил только вид на жительство, но потом обрёл гражданство Швейцарии), его имя в Союзе старались не упоминать, многие гроссмейстеры отказывались играть турниры, если Корчной участвовал в них. Этот неординарный шахматист был очень неуживчив и неудобен. Жизнь его складывалась не гладко: родители развелись, отец пропал без вести в ноябре 1941 года, он воспитывался мачехой, мама жила отдельно, в жизни сына участия не принимала. Он пережил блокаду (об этом есть упоминание в фильме). По свидетельству знавших шахматиста людей, обладал повышенным чувством справедливости, но это качество со временем, судя по всему, переросло в бесконечные обиды, а потом и в зависть к коллегам. После бегства за границу Корчной долго добивался выезда для своих родственников. Однако власти всячески препятствовали этому – сына выгнали из университета, потом посадили за отказ служить в армии на два с половиной года. Корчной писал письма Л.И.Брежневу, обращался к советской интеллигенции, но тщетно. Лишь через шесть лет его жена, сын и мачеха смогли выехать к нему. В момент турнира на звание чемпиона мира в Багио в 1978 году Корчной, конечно, был в непростой психологической ситуации. Однако все эти семейные мучения не он ли сам и создал? Как муж и отец, он прекрасно понимал, что ждёт его близких, потому что жил в том времени и в той системе, где предательства не прощали. Знал, и всё равно сделал шаг в сторону посольства Нидерландов с просьбой политического убежища. Судить сложно, но он знал на что шёл. Возможно, вот этот личностный надлом стоило вписать в сценарий? Но это субъективное мнение.
    Янковский-внук (Иван Янковский) не посрамил актёрской династии, его игра понравилась. Он серьёзный и правильный, именно такой, каким мы знаем Анатолия Карпова (если судить по его интервью и выступлениям). Турнир с опытным и коварным соперником был для молодого гроссмейстера очень непростым. Он тоже испытывал колоссальное психологическое давление: выиграть во чтобы-то ни стало (задание партии); разные уловки от команды соперника (экстрасенсы, колдуны); тяжелый климат Филиппин; бессонница; личные переживания. Но характер у молодого чемпиона оказался железный, выстоял, не сломался. В фильме есть момент – в начале очередной партии Карпов не подаёт руки Корчному, такой жест считается неспортивным на шахматных турнирах. Корчной взбешён. Однако по свидетельствам участников событий, именно у Карпова лопнуло терпение – якобы во время каждой игры Корчной тихо, чтобы не было слышно арбитру, но слышно сопернику, беззастенчиво обкладывал «по матушке» и его, и страну, и всех советских шахматистов. Корчной на этом знаменитом чемпионате вообще много «чудесил» – устраивал то истерики, то скандалы. Матч был действительно сложный и воистину исторический.
    Конечно, картина представляет не точное воспроизведение событий. Например, вряд ли Анатолий Карпов тайно встречался с Робертом Фишером в Югославии, и Фишер подарил ему загадочную шахматную картину. А огромный удав, подброшенный ночью в гостиничный номер Карпова – было ли такое? Встреча с Корчным на бое петухов, в котором белый побеждает чёрного и т.п. Но все эти символические допущения вполне уместны. Приятно, что у наших кинематографистов дошли руки до знаменательных побед отечественных спортсменов, и «Чемпион мира» встал в ряд удач фильмов спортивной тематики («Движение вверх», «Легенда № 17»).
    М.С.

Оставить комментарий