Х Фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву»

С 20 по 24 февраля в киноцентре «Каро Октябрь» прошёл Х юбилейный фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву». Итальянский институт культуры в Москве при сотрудничестве с Венецианским биеннале представили российскому зрителю подборку фильмов 75-го Венецианского кинофестиваля, показанных в конкурсной и внеконкурсной программах. В ходе фестиваля были также показаны два фильма прошлых лет, ставшие классикой итальянского и мирового кино.

Директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда, рассказывая об истории фестиваля «Из Венеции в Москву», подчеркнула: «В 2010 году фестиваль сделал свои первые шаги. Теперь же можно с уверенностью сказать, что ему удалось завоевать внимание российской публики. Зритель получил возможность приобщиться к одному из самых важных событий в мире кинематографа и смог уловить различные тенденции современного итальянского авторского кино».

На церемонии открытия 20 февраля, помимо официальных лиц, приветственные слова сказали гости – режиссёры Вильма Лабате, Эмануэле Скаринджи, Стефано Консильо. Свое видеообращение прислал также режиссёр Роберто Андо, который не смог приехать в Москву. Фестиваль вызвал большой интерес публики и прессы.

В день открытия был показан фильм «Похищение Караваджо» (режиссёр Роберто Андо). Сюжет картины весьма интересен: в его основе загадочное похищение в 1969 году шедевра Микеланджело Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» из часовни Сан-Лоренцо в Палермо на Сицилии. Прошло 50 лет, а полотно до сих пор не найдено, его судьба неизвестна. Единственное, в чем следствие уверено – похищение совершено мафией. Надо заметить, итальянцы точно угадали интересную для российской публики тему. Совсем недавно из Третьяковской галереи украли картину Куинджи, и через сутки её нашли.

Действие фильма происходит в наши дни. Режиссёр использовал известный приём «фильм в фильме», то есть сюжет о похищении картины лёг в основу сценария, по которому снимается кино. Используется и ещё один, ставший популярным в последнее время, приём: умная и красивая женщина пишет талантливые произведения за бесталанного мужчину. Так и здесь – сценарист Алессандро Пез (Алессандро Гассман) совсем исписался, хотя никто об этом не догадывается – он востребован, продюсеры бегают за ним, умоляя принести очередной захватывающий сценарий. Но сочиняет за него секретарша киностудии Валерия (Микаэла Рамаццотти), потому что влюблена в беспутного Алессандро, к тому же, он платит ей немалые деньги за интеллектуальный труд (а вот это радует, так как обычно в кино любящие женщины всё делают «за бесплатно»).

Валерия в короткие сроки исполняет очередной заказ, написав сценарий о похищении картины Караваждо, сюжет которого подбросил ей таинственный незнакомец (Ренато Карпентьери) – с виду тихий, добрый дедушка. О, эти таинственные незнакомцы, они часто держат интригу! Крупная киностудия заинтересовалась сценарием, его даже готовы купить китайцы, вложив в производство крупную сумму.

Однако киношная суета не входит в планы мафии. Главы кланов коза ностры не верят, что подозрительно правдоподобная версия вышла из-под пера никчёмного Алессандро, они подозревают утечку информации. К чести Алессандро, он ведет себя как настоящий мужчина, и не выдаёт Валерию. Расплата не заставляет себя ждать – в глубокой коме незадачливого Пеза находят на обочине шоссе.

Съёмки тем не менее продолжаются, ведь режиссёром фильма приглашён знаменитый американец Кунц (Ежи Сколимовский). А детективная история развивается своим чередом: мафия ищет предателя, таинственный незнакомец, тайная полиция и Валерия пытаются выйти на след преступников.

В фильме есть интересный эпизод: на секретном совещании у премьер-министра обсуждается предложение мафии: она передает полотно Караваджо в обмен на крупный выкуп. Сделка будет тайной, а полиция инсценирует находку картины, считающейся утраченной. В этом случае рейтинг непопулярного кабинета министров сразу поднимется, поскольку кража века раскрыта (интересная мысль – инсценировать раскрытие преступления, чтобы спасти правительственные кресла). Однако сделка не состоялась. Тайные расследователи сумели произвести аудио- и видеозапись совещания и сорвать сговор.

Излагаю сюжетную канву фильма «Похищение Караваджо» в самом общем виде, поскольку детектив, тем более основанный на подлинных событиях, нужно смотреть самостоятельно. Интрига в нём есть, актёры на уровне, сюжет захватывающий.

Режиссёр Роберто Андо родом из Палермо, и большая часть фильма снималась именно там. В 2018 году в Италии было официально возобновлено следствие о краже шедевра Караваджо.

Коротко – о других фильмах фестиваля.

Художественные фильмы

«Предсказания броненосца» (2018, режиссёр Эмануэле Скаринджи). Лента была представлена на 75-м Венецианском фестивале в программе «Горизонты». Странноватый фильм о парне-дизайнере Дзеро, фрилансере, подрабатывающим частными заказами в Риме. Жизнь его довольно однообразна, но всё меняется, когда однажды, возвращаясь домой, он встречает свою совесть в образе… броненосца. Но это не комедия, а драма.

«Самый счастливый парень на свете» (2018, режиссёр Джанни Пачинотти). История про человека, который более 20 лет выдавал себя за 15-летнего юношу, рассылая письма итальянским авторам комиксов с просьбой прислать ему, восторженному поклоннику, в качестве подарка небольшой набросок или рисунок. Однажды необычным «подростком» заинтересовался художник Джиппи. Он хочет разыскать фаната комиксов, взять интервью у него и у художников, которым он присылал письма, и снять об этой истории документальный фильм. В поиске «самого счастливого парня на свете» Джиппи найдёт совсем не то, что ожидал…

«Капри-революция» (2018, режиссёр Марио Мартоне). Лента была представлена на 75-м Венецианском фестивале в основном конкурсе.  История, рассказанная в фильме, разворачивается на острове Капри, где молодые люди из хороших семей создали своеобразную коммуну космополитов. В центре событий оказывается деревенская девушка Лучиа, которая волей судьбы вовлечена в компанию богемной молодёжи. А время непростое – канун Первой мировой войны, 1914 год. Лучии предстоит стать истинным революционером…

«Двадцатый век» (1976, режиссёр Бернардо Бертолуччи) – фильм-эпос представлен на фестивале в память выдающегося итальянского режиссёра и драматурга Бернардо Бертолуччи (ушёл из жизни в ноябре 2018 года). Картина, продолжительностью 5 часов, повествует о судьбах двух человек, родившихся в самом начале 1901 года в один день, в одном месте, в провинции на севере Италии, но в разных по социальному статусу семьях. Их жизненный путь прослеживается на фоне исторических событий – революционных потрясений в Италии и Первой мировой войны. Судьба разводит и снова сводит главных героев, но ни время, ни разница происхождения, ни исторические катаклизмы не могут разрушить их дружбу…

Главных героев играют Роберт де Ниро (Альфредо, сын помещика) и Жерар Депардье (Ольмо, сын батрака). Известный факт – Б. Бертолуччи хотел, чтобы роль Альфредо сыграл Джек Николсон, но почему Николсон не снялся в этом фильме, история умалчивает. А вот о том, кого хотел видеть Бертолуччи в роли Ольмо, поведал на открытии фестиваля режиссёр документального фильма «Да здравствует Джузеппе!» Стефано Консильо. Якобы дело было так: у Бертолуччи родилась идея снять в своей эпохальной ленте русского актёра (кого – неизвестно, да сейчас и не так важно). С этим предложением он обратился к кинематографическому руководству СССР. Для решения вопроса советской стороной был затребован сценарий, вероятно, чиновников волновала идеологическая составляющая проекта (тем более репутация у Бертолуччи была достаточно скандальная, и доверия он у высоких партийных деятелей явно не вызывал). Предоставить сценарий режиссёр отказался, и все переговоры были прерваны. Бертолуччи пригласил на роль пролетария, сына батрака Жерара Депардье. И вот прошли годы, минул ХХ век, наступил не менее бурный ХXI-й, исчезла сверхдержава СССР, но осталась не менее великая Россия, гражданином которой, весьма неожиданно для многих, стал знаменитый французский актёр Жерар Депардье. Таким причудливым образом первоначальная задумка Бернардо Бертолуччи воплотилась в жизнь: одну из главных ролей в знаковом фильме ХХ века «Двадцатый век» сыграл русский актёр Ж.Депардье! Зал встретил эту историю бурной овацией.

На фестивале показали полную, отреставрированную версию эпической саги Б. Бертолуччи «Двадцатый век»

«Вакантное место» (1961, режиссёр Эрманно Ольми). Драма из далёких 60-х, уже ставшая классикой итальянского кино. Доминико и Антониетта встретились при устройстве на службу в одну крупную компанию в Милане. Они успешно прошли собеседование и сразу влюбились друг в друга. Казалось бы, им повезло – нашли работу, им хорошо вдвоём. Но именно компания, устроится в которую они так стремились, начнёт разлучать их…

Документалистика

«Прощай, Сайгон!» (2018, режиссёр Вильма Лабате). Фильм рассказывает о девушках-авантюристках, страстно желавших вырваться из унылой тосканской провинции, где не происходит ничего интересного. В 1968 году они создают музыкальную группу и принимают приглашение поехать с гастролями в Гонконг, Сингапур, Манилу. Однако путешествие, на которое возлагались большие надежды, обернулось вьетнамской войной.  Спустя 50 лет участницы «музыкального тура» рассказывают о жизни на военных базах, затерянных в джунглях Юго-Восточной Азии.

Режиссёр фильма Вильма Лабате приехала в Москву на открытие фестиваля и сказала много тёплых слов о столице и доброжелательных российских зрителях.

«Да здравствует Джузеппе!» (2017, режиссёр Стефано Консильо) повествует о жизни и творчестве Джузеппе Бертолуччи, сыне известного поэта Аттилио Бертолуччи и младшем брате режиссёра Бернардо Бертолуччи. Таланты Джузеппе были многообразны, он стал кино-, теле- и театральным режиссёром, поэтом и публицистом. Воспоминаниями о Джузеппе делятся отец и брат, а также выдающиеся представители итальянского кинематографа.

«24/25: Кино и телевидение» (2018, режиссёры Джанкарло Роланди, Федерико Понтиджа). Авторы фильма рассуждают о кино и телевидении: что у них общего, в чём различия, как они сосуществуют? В результате приходят к выводу: кино и телевидение – это супруги, которые постоянно ссорятся, но не могут жить друг без друга. В фильме много интересных архивных киноматериалов.

Мила С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий