15-й фестиваль немецкого кино в Москве

С 30 ноября по 4 декабря в кинотеатре «Формула кино Горизонт» прошёл 15-й фестиваль немецких фильмов. Немцы привезли фильмы, завоевавшие симпатии зрителей и прессы, успешно представленные на фестивалях 2015 – 2016 гг.

deutsch_horizontal

 

Программа была весьма обширна: 11 полнометражных художественных фильмов, 2 документальных, а также 15 короткометражек. Драмы-мелодрамы, комедии-трагедии, уж-ж-жасы, сатира, анимация – все блюда представлены на этой кинематографической кухне.

Фестиваль открыла комедия «Ну всё, я пошёл!», в основе которой автобиография известного немецкого шоумена Ханса Петера Керкелинга. Выгорев на работе до сердечного приступа, любимец публики Ханс Петер решает отправиться в горы, по знаменитой паломнической дороге Эль Камино де Сантьяго, что в Северной Испании, к предполагаемой могиле апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела. Паломничество по этому пути стало особенно популярно после выхода в 1987 году романа Пауло Коэльо «Дневник мага» (в скобках отмечу: паломничество в Компостелу — один из сюжетных мотивов фильма-притчи с элементами сюрреалистической комедии Луиса Бунюэля «Млечный Путь» 1969 года, кто не видел – посмотрите).

Deutche Fest_2

Что объединяет большую часть художественных фильмов, показанных на фестивале? Мне кажется, некоторая вторичность сюжетов: что-то где-то уже было снято или написано на похожие темы. Ещё – «румынская волна» (обязательно какие-то события должны происходить в Румынии), т.е. в кино, как и во многих других областях искусства, существует мода – на сюжеты, стиль, лица актеров и т.д. Западные кинематографисты нередко обращаются к проблемам в молодёжной среде. Вот с неё и начнём.

Подростково-молодёжную тематику представляют 3 фильма. «Приключения Нелли» рассказывают нам историю девушки-подростка 13-ти лет, которая вместе с родителями приезжает на каникулы в Румынию. У взрослых там есть свой интерес: отцу предлагают работу в городе Сибиу (кстати, бывший Германштадт – культурная столица трансильванских саксонцев).

Deutche Fest_3

Но девочка не хочет там жить и сбегает от предков. Попадает к мошенникам, потом в цыганскую деревню, которую, ай-ай, хочет затопить злой бандит-бизнесмен Вагнер. Он намерен построить гидроэлектростанцию и совершить ещё много всяких нехороших поступков, да вот хоть девочку похитить. А Нелли-то уже прониклась цыганским менталитетом, и хочет спасти жителей от переселения, а деревню ромалэ от затопления. В фильме использовано 3 языка: немецкий, румынский, цыганский плюс русские субтитры. Что сказать, затопление деревень, сюжет отнюдь не новый для российских реалий, да и цыган знаем не понаслышке. А для немцев, видимо, такая тема экзотична и остра.

«Гуд бай, Берлин!» – о неуверенном в себе вьюноше Майке Клингенберге 14-ти годов (а фильм-то 16+), с которым в классе не очень-то считаются, а самая красивая девочка в его сторону даже не глядит. В самый разгар метаний главного героя в класс приходит новенький – парень с азиатской внешностью Андрей Чичачов (откуда они берут такие фамилии?!).

Deutche Fest_4

Он садится за парту к Майку и берет в дружеский оборот инфантильного немчика, предлагая дружбу и путешествие на старой «Ниве» в Валахию (!), где якобы живет его дедушка. Для Майка это некая мифическая страна, хотя на самом деле Валахия существовала и была ни чем иным, как Княжеством Валахии и Молдавии – неким странным образованием, возникшим в середине 19 века после объединения, находившихся в вассальной зависимости от Османской империи, Дунайских княжеств. В ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов государство провозгласило независимость, и даже было признано, но уже через 3 года на его территории возникло Королевство Румыния. То есть опять всплывает модная румынская тема. Чичачов по кличке Чик для начала предлагает взять быка за рога – заехать без приглашения на день рождения к той самой красивой девочке из школы, которую зовут… Татьяна.

Если два первых фильма – молодёжно-приключенческие, годные для семейного просмотра, то «Ночной кошмар» хоть и про девушек-школьниц, однако же триллер. Ужасы немецкого городка: невинная вроде бы шутка одной из подружек оборачивается для главной героини Тины настоящим кошмаром. Девчонки в предвкушении вечеринки, едут на машине и вспоминают недавний урок биологии, на котором им показывали разные недоразвитые эмбрионы. Моника в шутку лепит на смартфоне Тины жуткий видеоролик из этих уродцев.

DNM_Artwork-Poster.indd

Догадайтесь, что было потом? Правильно, омерзительное создание этой же ночью ожило и вылезло из смартфона на волю. И первым делом – к холодильнику. Любители ужасов – флаг вам в руки, смотрите, рассказывать дальше не буду. Только одна ремарка: ещё Рэй Брэдбери предвидел всеобщее помешательство на виртуальной реальности (в рассказе «Вельд» звери по приказу детей вырываются из экранной видео-стены и становятся настоящими хищниками…)

Перейдём к драмам (мелодрамам) и другим жанрам.

Deutche Fest_6

«Вздох». Молодая гречанка Елена согласна на любую работу в Германии, но без медицинской справки её никуда не берут. Какая там справка – девушка, как на грех, беременна. По протекции подруги работа без справки всё-таки находится – сиделкой с маленьким ребёнком. Вокруг этого и крутится сюжет – девушка не имеет ни малейшего представления, что делать с малышкой, справится ли она с шустрой девочкой, а ей не важно, лишь бы денежки заработать. Сюжет, согласитесь, не нов (беременная, одинокая, в чужой стране, согласна на любую работу и т.д.), таких женских историй – с горочкой.

Deutche Fest_7

«Лёгкое сияние счастья» – про двух немолодых людей, которым вроде бы неоткуда ждать перемен. Он – учёный, занимающийся исследованиями мозга и сумевший преодолеть бессонницу, она – никак не может вылечиться от неё. Они встретились и стали нужны друг другу.

Deutche Fest_8

«Я и Камински». Молодой журналист Себастьян Цоллнер хочет прославиться, написав книгу о художнике с мировым именем Мануэле Камински, который утратил зрение, но продолжал создавать гениальные полотна. После серий противоречивых интервью, которые Себастьян сумел взять у немногих оставшихся в живых знакомых Камински, он приходит к выводу, что художник не был слепым. Вот и сенсация! Но как её обнародовать, художник-то жив, тихо доживает свой век в Швейцарских Альпах. Цоллнер решается встретиться с Камински, прихватив с собой часть написанной книги…

Deutche Fest_9

«Самый крутой день» (заявлен как комедия) – история двух молодых людей Бенно и Анди, которые познакомились в хосписе. Они неизлечимо больны. Шальному Бенно (с судимостью) приходит в голову мысль сбежать из хосписа, взять кредит в банке и на полученные деньги прожить самый крутой день в жизни. Он уговаривает нерешительного Анди на это сомнительное предприятие… Помнится, был такой хороший и тоже немецкий фильм, трагикомедия «Достучаться до небес» 1997 года (название – от одноименной песни Боба Дилана, ныне Нобелевского лауреата по литературе) со схожей сюжетной линией.

«Тони Эрдманн» (комедия) – это фильм-претендент на премию «Оскар» 2017 года от Германии. Побывал на Канском фестивале (приз ФИПРЕССИ за лучший сценарий), в Сан-Себастьяне (гран-при ФИПРЕССИ) и на других конкурсных показах. Главный герой фильма немолодой учитель музыки Винфрид Конради, любитель побалагурить и попридуриваться, растерявший всех своих учеников. В сущности, он очень одинок, поэтому пытается наладить отношения с уже далеко не юной дочерью Инес. Дочь – акула бизнеса, работает в Бухаресте (и здесь Румыния!) и совсем не хочет, чтобы к ней приехал отец. Собственно и работу она, наверное, выбрала подальше от сумасбродного папы. Отношения у них давно не сложились, она тоже одинока, потому что работа – превыше всего! Папаша всё-таки приезжает в Румынию, где выдаёт себя за эксцентричного бизнес-консультанта Тони Эрдманна. Разными смешными или шокирующими выходками он надеется изменить представление дочери о жизни. Но достает её сильно, да и часть зрителей тоже. Шутки с приколами, буффонада – на любителя, как и внешность актеров (лохматый придурок с жуткой вставной челюстью – папа, и сухарь без эмоций – дочка). Массовик-затейник Тони Эрдманн ещё и наряжается в кукера. Знаете, кто это? Фольклорный персонаж южных славян, очень популярный в Болгарии, ряженый в вывернутой мехом наружу шкуре. Кукеры в мифологии олицетворяют плодородие, изгоняют злых духов, их шествия и танцы устраиваются на Святки и Масленицу. Игровые сцены кукеров зачастую весьма фривольны и даже изображают «любострастные» действия с «жёнами». Обряд исполняется исключительно мужчинами, преимущественно холостыми. К чему герой кукером нарядился? Да уж, Восточная Европа в тренде. Как бы там ни было, а мохнатое двухметровое «болгарское чудовище» стало участником Каннского фестиваля – удивляло участников и гостей.

Deutche Fest_10

Актёры «Тони Эрдманна» знамениты: 70-летний Петер Симонишек – австрийская живая легенда, звезда венского Бургтеатра. Сандра Хюллер – не только серьёзная кино- («Реквием», «Генрих Наваррский» и др.), но и театральная актриса. Режиссер фильма Марен Аде говорит о главной героине фильма так (хотя скорее – о себе самой): «Неважно, мужчина она или женщина, все ситуация актуальна для обоих полов. Из-за того, что я женщина, не стоит ожидать, что я буду вкладывать какой-то особый смысл в пол главной героини. Я часто сама ассоциирую себя с мужскими характерами в фильмах. Когда я смотрю Джеймса Бонда, я представляю себя Бондом, а не его девушкой». Вот такой крутой режиссёр.

Действие фильма «Государство против Фрица Бауэра» (заявлен как драма и исторический триллер) происходит в Германии в 1957 году. В основе реальная история генерального прокурора земли Гессен Фрица Бауэра (Бургхарт Клауснер), разыскивающего нацистских преступников, ускользнувших от правосудия.

Deutche Fest_11

Бауэр получил информацию о том, что Адольф Эйхман, лично отвечавший за «окончательное решение еврейского вопроса» прячется в Аргентине. Преступления Эйхмана чудовищны и не имеют срока давности, поэтому его поимку Бауэр считает делом чести. Он пытается привлечь Федеральную разведслужбу ФРГ, Интерпол, другие инстанции, но везде получает отказ. Финансовые и личные интересы сильных мира сего оказываются выше правосудия. Бауэр намерен использовать последний шанс – призвать на помощь израильскую разведку Моссад, даже рискуя быть обвиненным в государственной измене. Борьба героя увенчалась успехом: в 1958 году агенты Моссад выследили Эйхмана в Аргентине, выкрали и вывезли в Израиль, где в 1962 году по приговору суда он был казнён. Эта история практически сразу привлекла внимание писателей и режиссеров. В 1975-ом на экраны вышел художественный фильм «Человек в стеклянной будке» (режиссёр Артур Хиллер), снятый по одноименному роману и пьесе Роберта Шоу, в основу которых были положены реальные события. В главной роли снялся Максимилиан Шелл, несколько месяцев до съемок знакомившийся с материалами дела Эйхмана.

Главным фильмом фестиваля, как мне кажется, стал «Он снова здесь!» (режиссёр Давид Внендт). Фильм заявлен как комедия, но относить его к одному жанру было бы неправильно. Это фильм-сатира, фильм-притча, фильм-предупреждение. В современной Германии, в Берлине (действие происходит в 2014 году) вдруг объявился человек, похожий на Адольфа Гитлера (великолепная игра Оливера Мазуччи), им он на деле и оказался. Материализовался в клубах дыма в небольшом скверике, но место это только на первый взгляд никакое – когда-то там располагалась рейхсканцелярия и бункер фюрера. Люди принимают его за талантливого актёра, а неудачник-журналист Завадски решает сделать серию репортажей с колоритным персонажем и восстановиться на телеканале, откуда его с треском выгнали. В фильме очень много смешных моментов, комических положений, но это верхушка айсберга.

Deutche Fest_12

В основе – самые серьёзные проблемы современной Европы. Адольф, прочитав свежие газеты и посмотрев телевизор, быстро вникает в ситуацию: Германию заполонили мигранты, политики вялые (сравнение кислого лица Меркель с плакучей ивой – в точку); простые люди ничего не решают и даже бояться высказаться по волнующим их проблемам; засилье нетрадиционной «морали»; выборы формальны; природная среда ухудшается; интеллект немцев снижается; жизненный уровень и рождаемость падают; в нации нет единства. «Это хорошо, – говорит Гитлер – чем хуже, тем лучше! Легче взять власть». Вместе с Завадски он мотается по стране и беседует с простыми немцами. В этих эпизодах снимались не артисты, режиссер применил приём соединения игрового и документального кино, что особенно интересно. Он разговаривает с людьми на улицах, с продавцами магазинов, туристами, сидит с работягами в пивной (!), и они искренне поверяют свои нужды и чаяния статному человеку в фуражке и шинели со знаками отличия и характерными усиками. На вопрос: если появится вождь, который поведёт их за собой, а ответственность возьмёт на себя, пойдут ли немцы за ним? – большинство отвечают «да!».

Deutche Fest_13

Гитлер становится суперзвездой телевидения, быстро осваивает компьютер. Смешная сцена: только-только научившись входить в интернет, он истово набирает в поиске запрос «мировое господство» и на него вываливаются фотографии… котиков! Смешных ситуаций очень много. Вот он отдает свою шинель в срочную химчистку, и никак не может объясниться с приёмщицей-пакистанкой, а Завадскому хвалится, что сдал вещи в «Блиц-химчистку». Читая газеты, постоянно отпускает сочные комментарии: «Как, Польша ещё существует? И на немецких землях?!», «Да кому нужны эти румыны?». А как убедительно и ярко выступает на телешоу – зрители внимают, затаив дыхание (в скобках замечу: об СССР или России – ни звука, и авторы и персонаж понимают, каких тем лучше не касаться).

Deutche Fest_14

Хохмы хохмами, но история может повториться. Крайне опасно и недальновидно не обращать внимания на проблемы своего народа, уязвлять национальное самосознание (а с немцами это происходит регулярно). Гитлер говорит в конце фильма: «Меня невозможно уничтожить, потому что я – это вы, я ваша тёмная сторона, я говорю о том, о чём вы думаете, но чего вы никогда не сделаете, а я сделаю». Фильм отличный, актёрские работы, диалоги, съёмки – на высоте. Зал был полон, несмотря на поздний сеанс (с 22 до 24 час.), по завершении фильма раздались громкие аплодисменты. Фильм надо смотреть обязательно.

Немецкая документалистика представлена двумя работами: «Фассбиндер» и «Павленский: человек и власть». Первый – о самом знаменитом немецком режиссёре второй половины прошлого века Райнере Вернере Фассбиндере, человеке противоречивом, сложном, эпатажном, нетрадиционном и щедро наделённым талантом. Фильм интересный.

Deutche Fest_15

Второй – о человеке, считающем себя художником. О его «перформансах», наверняка, что-нибудь да слышали: поджог проходной на Лубянке, сидение голым на воротах института психиатрии; отрезание собственного уха; одиночный пикет с зашитым ртом (в поддержку «пусек»); прибитые к брусчатке Красной площади собственные причиндалы. Но фильм не о психиатрии, а о том, как этот странный человек дошёл до жизни такой: каковы его замыслы, ценности, цели и т. д. Кому интересно, пожалуйста, смотрите – никакой цензуры нет.

Короткометражные фильмы разножанровые, а по хронометражу от 2 до 14 минут. Ограничусь их перечислением с небольшими ремарками кое-где: «Человек с головой-печатной машинкой» (анимация); «Электрошок» (анимация, лайв экшн); «Бриошь» (лайв экшн); «Безумная любовь» (анимация; сюжет: Джоконда украдена из Лувра, сцены погони сняты в лучших традициях серьёзных боевиков); «Чай» (драма); «Съешь мой сон» (анимация, документальный; сюжет: киновпечатления от рыбной фабрики в Норвегии); «Эмили должна ждать» (драма); «Солдат Эрик» (документальный); «Око за око» (анимация, документальный); «Стерильно» (фантастическая комедия; сюжет: в лаборатории далёкого будущего ассистент накосячил с наноматериалом из 21 века); «Пианоид» (анимация); «Принц Альфред» (художественный); «Кто оплачивает расходы» (анимация); «Ценность труда» (художественный); «Что происходит в вашем мозге, если вы видите немецкое слово типа…? (художественный).

Мила Северная

Комментарии

  1. Diletant
    December 15th, 2016 | 12:59 am

    Уважаемая Мила Северная, спасибо! Актуально, свежо (судя по всему, рецензия на фестиваль немецкого кино – прямо из печи, как горячий пирожок). Всеобъемлюще, поскольку Вам удалось охватить все, что заслуживает внимания, и то, что его, видимо, не совсем заслуживает. Очень профессионально, поскольку у Вас получается все очень сжато, лаконично и содержательно.
    Для меня Ваша рецензия – убедительный стимул, чтобы посмотреть неведомое мне доселе кино. Конкретно – ‘Er ist wieder da’ и ‘Ich binn dann mal weg’. Интерес к этим фильмам – весьма личный. К первому – поскольку в силу собственной политизированности не могу пройти мимо описанного Вами сюжета. Тем более, что на фоне нашей доморощенной истерии по любому вопросу, связанному с нацизмом, интересно увидеть, как немцы проецируют свое прошлое на наше общее настоящее (да-да, именно наше, хотя, как Вы вскользь заметили, что про Россию авторы фильма вполне политкорректно промолчали). Ко второму – поскольку несколько раз проехав по El Camino de Santiago и пройдя несколько километров пешком, я никогда не думал, что такого рода паломничество (естественно, я не о себе) может стать основой комедийного сюжета. А тут еще вскользь брошенное упоминание романа Пауло Коэльо и фильма Бунюэля. Право, хочется немножко подтянуться, подняться чуть выше. Так что надо лучше думать и больше видеть. Честно, без тени иронии, кокетства или самоуничижения.
    Хочу также поздравить Blogprofilm: на нас, похоже, снизошел уникальный автор, который сможет взяться за очень сложную рубрику фестивального обзора, избегая при этом обычного «трэша». Профи, одним словом. Браво!!

    Искренне,
    Дилетант

  2. kot_pofigist
    December 15th, 2016 | 1:41 pm

    Присоединяюсь к поздравлениям в адрес нашего сообщества и заслуженным комплиментам в адрес автора фестивальных обзоров!
    Грандиозная панорама немецкого кино, мозаика, в которой каждый найдёт интересные и любимые кусочки.
    Не могу не согласиться с мыслью, что очень многие фильмы и сюжеты, при всей их специфике, несколько вторичны – в подростково-цыганистых “Приключениях Нелли”, например, звучит тема “большого энергетического бизнеса” (как связано с Румынией, одним авторам известно), в то время как у нас в стране это, ввиду масштаба и, в общем-то реалистичности, становится самостоятельным серьёзным сюжетом (взять хоть роман “Зона затопления”). Или “Самый лучший день”, в котором есть явная перекличка и с “Мальчишником в Вегасе”, и с “Отелем Мериголд”, если хотите. Видимо, правда, что вся звучащая музыка уже когда-то где-то звучала, все слова уже были кем-то сказаны…
    Но все ли? В этом плане безусловно уникальное явление в кинематографе (не только в немецком, но и в мировом), это “Он снова здесь!”. Более тонкого намёка на толстые политические реалии наших дней, выполненного на грани сатиры и неприкрытой документалистики, сложно себе представить. Повезло видеть этот замаскированный под комедию серьёзный политический манифест с большого экрана, и вот что я скажу: хорошо, что в Европе хоть кто-то проснулся. Толерантная летаргия не может продолжаться вечно.
    К слову, данный сюжет существует не только в виде фильма – в театре Мюнстера идёт одноимённая постановка, пользующаяся колоссальным успехом.

  3. Мила Северная
    December 15th, 2016 | 4:28 pm

    Уважаемый Кот Пофигист!
    Небольшая ремарка по поводу замечательной страны Румынии. Она у немцев “на слуху”- факт. И “большой энергетический бизнес”, видимо, совсем не надуманная тема. Промышленность, связанная с добычей нефти и газа – основа её экономики. Румыны провозгласили полный отказ от российских энергоносителей и уже одной этой идеей они привлекают сторонников в Европе. Большие надежды возлагают румыны в этой связи и на “мирный атом”. Правда, румынская АЭС Чернаводэ работает не на полную мощность, хотелось бы запустить ещё 2 блока. А как? Россию пускать к проекту не хотят. Так они договорились с китайцами, и ещё в декабре 2013 года подписали 2 соглашения о сотрудничестве в сфере ядерной энергетики. Китайский инвестор-пострел и здесь поспел – вкладывает себе денежки в раскрутку АЭС Чернаводэ, интересно посмотреть на результат. А совсем недавно, в марте 2016 года, Румыния начала переговоры с Ираном о возможности поставок природного сжиженного газа, т. е. энергетический бизнес у румын действительно развивается. Кино – и немецкое, и норвежское (и, будем надеяться, ещё какое-нибудь привезут) – является отражением реальных событий в современной Европе, тем оно и интересно. В широкий российский прокат эти фильмы не попадают, так посмотрим их на фестивалях!

  4. Мила Северная
    December 15th, 2016 | 5:03 pm

    Уважаемый Дилетант!
    Благодарю за оценку обзора немецкого кино! Я, если честно, писала и думала: а вызовет ли интерес? Сомневалась, одним словом.
    Вы зацепили сейчас всех читателей блога намерением посмотреть 2 фестивальных фильма. А это значит, что мы можем надеяться на Ваши комментарии, которые всегда интересны. Я – жду.
    По поводу “Он снова здесь!” – спасибо постоянному автору Коту Пофигисту за информацию о театральной постановке. Плюс от меня ещё небольшое дополнение: фильм снят по одноимённому роману немецкого журналиста Тимура Вермеша (такая необычная для немца фамилия от отца-венгра, немка у него мать, а почему ему дали восточное имя Тимур – не знаю). Книга была написана в 2012 году и сразу завоевала популярность. В 2013-ом она продавалась довольно дорого – по 19,33 евро. Хитрый маркетинговый ход – в цене угадывается год прихода Гитлера к власти – 1933. Не имею сведений, выходила ли книга на русском, по-моему нет – не должна была её пропустить, т.к. слежу за книжными новинками, особенно за теми, по которым сняты фильмы.

Оставить комментарий