Новая шалость Гая Ричи

Фортуна вновь улыбнулась Гаю Ричи: его новый фильм покорил зрителей, хотя и в совершенно ином ключе, нежели блистательные “Джентельмены“, впечатление от релиза которых в 2020-м не испортило даже падение железного занавеса пандемии. Первый громкий фильм кинопроката 2023 года, “Операция “Фортуна: Искусство побеждать“, задумывался британским режиссёром-хулиганом как гипертрофированная пародия на Бонда, и вуаля – шалость удалась.

Если для актёров, по меткому замечанию австралийской звезды Бена Мендельсона, сложнее всего жизненно сыграть секс и драку, то для режиссёра самая трудная задача снять убедительную, не плоскую и не пошлую пародию (это уже моё личное мнение). Гай Ричи взялся за пародию-паззл, составленную из собственных оригинальных идей и набора тонких и толстых намёков, пасхалок и перекличек. Во всех видах изобразительного и сценического искусства существует приём, называемый цитированием – цитата в кино означает не полное заимствование ситуации, образа, цветовой палитры, реплики, деталей художественной постановки, а их творческую переработку с интегрированием в авторский замысел. “Операция “Фортуна” – наглядный пример цитирования, а Гай Ричи предстаёт в новом качестве создателя пародии, мудро решившего, что лучше Фортуна задом, чем Фемида передом: ничьи авторские права не нарушены, для истинных мастеров плагиат – табу.

На что же конкретно замахнулся Ричи? На пафосную неприкосновенность последнего (надеюсь) Бонда, “Не время умирать“, оставившего горький привкус траура по бесславно загубленной франшизе. Но на поминках, как водится, случаются и пляски, и веселье, что и воплотилось в “Операции “Фортуна”. Сюжет закручен вокруг миссии супершпиона, представляющей собой уравнение со всеми неизвестными: произошла кража из сверхсекретной лаборатории, но неясно, кто и что именно похитил – словом, типичный рабочий день, когда начальник даёт поручение в духе “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, срок позавчера”. Цитирование “Не время умирать” ненавязчиво и уместно пронизывает весь фильм: нападение на лабораторию, похищение угрожающей мировой безопасности технологии, обилие гаджетов и роскоши, контраст детализированных и минималистичных интерьеров, технологические кластеры посреди нигде, карикатурно статичное лицо главного героя, саундтрек в отчаянно бондовской стилистике, погоня с вертолётами, холодная цветовая гамма от песочных и серых тонов до глубоких синих и зелёных.

Photo credit: Miramax

Разве что ситуации в фильме Ричи словно бы вывернуты наизнанку, на поверхности оказывается то, что в серьёзных шпионских фильмах прикрывается героизмом. Элитный шпион Орсон Форчун (Джейсон Стэтхем) элитен ещё и потому, что тратит баснословные государственные деньги на частные самолёты, отменное вино и отпуска после важных заданий, за что открыто порицается шефом Нейтаном (Кэри Элвес), тратящим в сто раз больше. В английском варианте остроумно обыграно прозвище агента – Форчун можно интерпретировать и как “везучий”, и как “целое состояние” (англ. fortune).

Photo credit: Miramax

Злодеи многочисленны и опереточны: мелкие звенья в цепи торговли оружием больше напоминают цыган, потерявших место на рынке, средние относятся к семейству миллениалов, цинично-технологичных и трусливо-скучных. Но всех затмевает крупная рыба. И, кажется, пора признаваться: я фанат Хью Гранта. Не юного и слащавого, а взрослого и выпустившего наружу внутреннего комика. Чем старше, тем смешнее и хитроумнее становится его лицо, персонаж его, как и Джейсона Стэтхема, талантливо самоироничен, а ведь далеко не все актёры способны осилить мастерство смеяться над собой. Стэтхем высмеивает собственную геройскую одинаковость, Грант – имидж нестареющего ловеласа.

Photo credit: Miramax

По новому канону жанра в команде неизменно присутствуют и темнокожий напарник (Ричи вновь пригласил в свой фильм рэпера Багзи Малоуна), и девушка-оперативница (Обри Плаза), сама по себе собирательная зарисовка бесстрашной Паломы и напыщенно решительной Номи из “Не время умирать”. Но толерантные погремушки всё же не про Гая Ричи. Его мир – это мир не повзрослевших мальчишек, и женским персонажам никогда не сыграть в нём первую скрипку. При том, что Ричи наделяет всех персонажей без разбора комичностью, изъянами, окружает их нелепыми ситуациями и нарочито простыми выходами из них, щедро поливает всё это домашней аджикой диалогов, ему не откажешь и в чувстве стиля.

Photo credit: Miramax

У Ричи в кадре есть свой мировой порядок, делающий его фильмы осязательно неповторимыми. Он находит ровно то сочетание цвета, дизайна и звука, что увлекает зрителя в кроличью нору, заманивает его в выстроенный режиссёром мир и дарит от него ключи. Любимые актёры, клетка британского килта (даже на внутренней обшивке самолёта), напольные и настенные мозаики и орнаменты, повторяющиеся и парные интерьерные решения, гипердетализированная обстановка, культ очков, составленный с любовью и намёком саундтрек.

Photo credit: Miramax

Конечно, “Джентельменов” этому фильму не обойти – и диалоги местами могли бы быть посвежее, и сюжет с вовлечением кинозвезды в некое тайное дельце вторичен (“Да здравствует Цезарь!” братьев Коэнов опустошил её почти до дна), но удовольствие гарантировано, да и пересмотреть не грех. Многие критики пишут, что “Операция “Фортуна” смотрится так, будто является сиквелом чего-то более раннего или частью нескончаемой франшизы, которую можно смотреть в произвольном порядке. Действительно, в восприятии присутствует некий present perfect continuous – возможно, это ещё один эффект цитирования Бонда, заставляющий зрителя ловить себя на мысли, что такое уже видели. Но это лишь моё предположение. Главная загадка фильма вовсе не в этом, а в дате его релиза.

Киноиндустрия полнится конспирологическими теориями, но, после заявленной на 18 марта 2022 года премьеры фильм внезапно и без комментариев от дистрибьютора STX Entertainment исчезает из мировой сетки релизов 18 февраля 2022 года (февраля, Карл!). Совпадение? Не думаю, учитывая то, что по первоначальным описаниям второстепенную роль в сюжете играли вымышленные украинские гангстеры. А может, дело и вправду всего лишь в коммерческом конфликте режиссёра с прокатчиком, в результате которого столь ожидаемая лента зависла на целый год вплоть до пришествия Miramax. Как бы там ни было, озвученное на прошлогоднем Red Sea International Film Festival в Саудовской Аравии решение Гая Ричи всё же выпустить фильм, пусть и в других странах, оказалось правильным. Он первым из западных режиссёров совершил разворот на восток, и не только в плане проката.

Выбранные съёмочные локации словно угадывают тренд до того, как он станет мейнстримом: действие, происходящее в Марокко, Мадриде, Каннах, Лос-Анджелесе, Турции и Катаре снимали исключительно в Турции и Катаре. Отчасти это объясняется тем, что весь период съёмок пришёлся на карантин, и раздобыть разрешение на массовое действо на востоке было куда проще, чем в парализованных пандемией Испании и Франции. С другой стороны, планируя дату релиза на 2022 год, Ричи сыграл на руку Катару, продвигавшему Чемпионат мира по футболу и искавшему любые веские инфоповоды, доказывающие его туристическую и инвестиционную привлекательность. Несмотря на то, что фильм вышел уже после завершения чемпионата, должный эффект будет достигнут: впечатляющие кадры сняты в белоснежном Музее исламского искусства и внутреннем дворе его библиотеки, откуда открывается вид на высотный горизонт Дохи на другом краю залива. Турецкая часть истории снималась в Анталье, а причудливые и футуристические строения вымышленного технопарка отнюдь не компьютерная графика, а территория кластера Antalya Expo-2016 в 15 минутах от аэропорта Антальи.

Двигаясь на восток (а следующий фильм Ричи будет про Афганистан), режиссёр не забыл и про родную Англию: в планах на 2023-й переложение уже ставших культовыми “Джентельменов” на сериальную канву для Netflix. Сюжет сервируется иначе, с точки зрения британского парня, унаследовавшего земли, оказавшиеся частью подпольной травяной империи американца Микки Пирсона. Появится ли в сериале персонаж Мэттью Макконахи, пока не ясно, съёмки начались 7 ноября 2022 года и продлятся до мая 2023-го. Адаптация выйдет на стриминговой платформе в конце 2023 или уже в новом 2024 году.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. February 2nd, 2023 | 9:43 am

    Krabiedu.Net

    blogProFilm.ru

  2. February 14th, 2023 | 2:31 am
  3. March 24th, 2023 | 1:09 pm

    Medium-Density Foam Sharjah

    blogProFilm.ru

Оставить комментарий