«Julieta / Джульетта» (2016)

Уважаемый BlogProFilm,

Обращаюсь к вам с некоторым трепетом. И тому несколько причин. Во-первых, повод моего обращения – фильм Альмодовара ‘Julieta’ – совсем не вписывается в концепцию вашего СМИ, анонсированную в резюме. Там все про триллеры, экшн, вестерны, а я тут совсем о другом. Во-вторых, дилетанту вроде меня, который в кино ходит редко, да и наверно, в нем мало что понимает и не может толком отличить Роджера Мура от Тимоти Далтона, а их обоих – от Дэниэла Крейга, – нельзя соревноваться с подлинными Знатоками Кино, какими, на мой взгляд, являются авторы ваших рецензий и комментариев, вроде NAVIS(а) или kot_pofigist(а). В третьих – стиль и образность. С этим у меня форменная беда. Не всегда могу подобрать нужные, правильные слова, чтобы выразить свои чувства. Ну, да ладно…

Теперь Pro Film. ‘Julieta’ от Педро Альмодовара.

1c1043cb7562e8876602238887f9ec26

Для меня всегда важны два вопроса: «О чем?» и «Как это сделано?».

О чем? Фильм Альмодовара – о женщине и ее мироощущении. Никакого обожествления, о котором штампованно пишут наши и не наши рецензенты. Никакого обожания и любования. Скорее, это рассказ о женском эгоцентризме, может быть, и оправданном, когда она красива, умна и знает себе цену. Героиня фильма Хульета (как и обе актрисы, которые играют заглавную роль), чудо как хороша, умна, образованна, чувственна, независима – поначалу – ни от кого, кроме себя самой. Только одно но: она воспринимает себя, свою жизнь, исключительно через свои ощущения, желания, не считаясь ни с кем и невзирая на последствия.

1469014561544

Сначала это непонимание случайного попутчика, который хотел – и это ему, наверно, было важно, – просто поговорить. Она ушла от этого попутчика (Судьба? Чтобы встретиться с будущим мужем?), он бросается под поезд, она ужаснулась, но лишь на секунду. Потом все прошло… Это была мелочь, только начало истории.

Затем – уже после многих лет жизни в глухой галисийской деревне с любимым мужем – нелепая сцена ревности, в результате которой он уходит в море и, естественно, гибнет в пучине морской, хотя и знал о штормовом предупреждении. Здесь у нее шок, и надолго.

b8f70032480383d9452c29d9eb733a0e

Потом – она сама изгоняет от себя собственную дочь, которая ее буквально выходила после психологического шока, вызванного осознанием собственной вины в смерти мужа, того, что так нельзя, и нельзя ничего исправить… Кстати, она сама же толкнула дочь в странные, почти лесбийские, отношения с ее случайной подругой по летнему лагерю, за что «подруга» позже будет отыгрываться на самой Хульете, терзая ее душу рассказом о том, что она якобы встретила ее дочь с детьми на известном курорте – озере Комо…

Она отказывается понять своего отца, который делает все для уходящей от него жены, и фактически обвиняет его в предательстве. Бог ей судья. Впрочем, и ему тоже.

И наконец, она чуть было не изгоняет из своей жизни нового мужчину, который ее искренне любит. Вопреки ее обману и своей обиде, он возвращается в Мадрид из Португалии (куда он хотел уехать с ней), чтобы попытаться снова что-то построить…

d0c189bb7691542f91fb2ef0fe4834d5

Естественно, маэстро Альмодовар перемешал во времени все эти эпизоды, поделил главную героиню между двумя актрисами, снабдил сюжет побочными «ответвлениями», каждое из которых может претендовать на самостоятельную мини – новеллу. Опять же, это «женские» сюжеты ревности, подлости, эгоизма, то неосознанного, то вполне даже сознательного. Впрочем, это сюжеты о прощении и искренности тоже.

Суть от этого не меняется: Альмодовар снял фильм о женщине, как он ее видит, очень меткий, артикулированный, и без прикрас. Фильм о женском эгоизме и чувстве вины. Смягчает трагичность фильма лишь намек на happy end в заключении, когда героиня, наконец, получает письмо от своей дочери и отправляется на встречу с ней

Как это сделано? Великолепно. Мастерски выстроенный сценарий, который не дает зрителю подумать до тех пор, пока он не выйдет из кинозала и еще раз не осмыслит, что же он все-таки увидел. Великолепные, талантливые испанские кинозвезды. Голливуд может очень сильно позавидовать. Очень испанский фильм, любовно показывающий не только Мадрид, с его узнаваемыми старыми домами, кафе и такси, но и суровую Галисию с ее океанскими штормами и лесистыми пейзажами, и щедрую плодородную Андалусию.

d4a98a98bd25a0f46f0fc22f09a4bcdc

Кстати, зря некоторые рецензенты напирают на авторство канадской писательницы Элис Монро (при всем уважении к ее регалиям). Фильм получился очень испанский, в духе современной испанской литературы, вроде Альберто Васкеса-Фигероа или Артуро Перес-Реверте.

И глаза. Глаза каждого героя, который расстается с Хульетой, фиксирует камера маэстро. Такие пронзительные прощания редко где увидишь.

Diletant

P.S. от Navis’а: Уважаемый Diletant – во-первых мы рады приветствовать Вас в качестве участника нашего блога; весьма отрадно, что наши ряды пополняются новыми рецензентами, украшающими блог не дилетантскими материалами, а очень качественными статьями (в Вашем случае налицо великолепное владение темой испанского кинематографа). Во-вторых, хотел бы выразить надежду, что Ваша рецензия – не единичный вклад в наше общее дело, а лишь самое начало нашего плодотворного сотрудничества.

"Джульетта" появится на лицензионном видео ориентировочно в конце ноября 2016 года.

Navis

Комментарии

  1. kot_pofigist
    August 12th, 2016 | 1:02 pm

    Уважаемый Diletant, присоединяюсь – добро пожаловать в блог! думаю, со мной многие согласятся – такие талантливые авторы, как Вы, будут способствовать расширению спектра рассматриваемых жанров.
    ждём новых рецензий!!

    kot_pofigist

  2. Мила Северная
    August 12th, 2016 | 2:41 pm

    Позвольте поддержать Вас, уважаемый Diletant, в отзывах на фильмы (надеюсь, будут и другие), не относящихся к жанрам триллеров, боевиков, фэнтези. “Пусть расцветают сто цветов…”, как говорил тов. Мао.
    Вы целиком на стороне Альмодовара в его “препарировании” женской психологии и поведения. Безусловно, взгляд на яркую женщину талантливого художника очень интересен. Но в фильме показан определённый тип, а есть и другие модели характеров, поступков. О них другие режиссеры снимут другие фильмы. Главная героиня не квинтэссенция женщины как таковой. Выдающиеся режиссеры, будем откровенны – мужчины, поэтому они талантливо и даже гениально могут снимать фильмы о женщинах, как им это видится, ну, и неприглядно тоже. Будь на месте Альмодовара женщина, (предположим,при наличии равнозначного таланта), она бы показала нам такой мужской эгоизмище – держите меня семеро! Слезами бы умылись, сердце бы зашлось от возмущения. А всё дело в точке отсчёта – с какой стороны смотреть (М или Ж). Показалось, что уважаемый Diletant видит всех женщин именно такими как Хульета, и очень рад созвучию своих мыслей и чувств творению режиссера. И вроде бы её характер вызывает отторжение своим доведенным до высшей точки эгоцентризмом. Но смотрите, эта женщина (вроде такая бяка, да?) – пользуется неизменным вниманием мужчин, они окружают её постоянно. То есть им нравится именно такая – со всем своим эгоизмом и даже подлостью. А хорошая бы сидела у окошка одна-одинёшенька всю жизнь да вздыхала. И ни книгу, ни фильм о такой паиньке никто бы не написал – неинтересно. нет характера. Или я не права? Мужчины любят стерв – это стереотип, но основанный на долгих годах наблюдений и выводах пресловутых “британских учёных” 🙂
    Рецензия замечательная, т.к. вызвала желание порассуждать, ответить.
    Надеюсь на Ваши новые отзывы о фильмах хороших и разных.
    М.С.

  3. September 14th, 2016 | 10:37 am

    На днях как раз посмотрели, конец оказался неожиданным, совсем не привычно-американский 🙂

  4. Мила Северная
    October 12th, 2016 | 5:06 pm

    Для поклонников Педро Альмодовара: прошла информация, что Музей современного искусства Нью-Йорка хочет устроить для посетителей рождественский сюрприз – “выставить” знаменитого режиссера в качестве объекта экспозиции. Выставку Альмодовара планируют сопроводить киноретроспективой: с 29.11.16 по 17.12.2016 в музее покажут 20 фильмов, начиная с первого – “Пепи, Люси, Бом и остальные девушки” (1980), и заканчивая собственно 20-ым – “Джульеттой” (выйдет в массовый прокат 21 декабря). Звезда оскароносного испанца несколько потускнела в последние годы, что дает повод злым языкам говорить: “Может, и вправду Альмодовара пора сдавать в музей?”. А режиссёр не унывает, он говорит, что счастлив тому, что молодые зрители смогут посмотреть его ранние фильмы. Значит, ожидает наплыва публики.
    М.С.

  5. Мила Северная
    January 25th, 2017 | 5:12 pm

    Не повезло на сей раз П.Альмодовару с Оскаром в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” – не отобрали его “Джульетту” в пятёрку лучших. Впрочем, мимо шорт-листа пролетели “Она” Пола Верхувена и “Рай” А.Кончаловского (он очень рассчитывал). Одним из главных претендентов на победу называют немецкий фильм “Тони Эрдманн”, удачно засветившийся на Каннском кинофестивале (кто интересуется, об этом фильме можно прочитать в обзоре “15-й фестиваль немецкого кино”).
    М.С.

Оставить комментарий