Lamborghini: байопик по-итальянски

Для кино существуют три вечные темы: любовь, преступление и амбиции. Можно взболтать, но не смешивать, или же взять лишь один ингредиент и смаковать его в выбранном жанре, что в последнее время регулярно проделывают с байопиками. История успеха не менее интересна людям, как и другие люди, этого успеха добившиеся. Цена чужих ошибок, чужие уроки, чужая жизнь, чужие достижения наводят на размышления и заставляют задуматься, лично меня – о том, что пора ступить не на свою территорию и рассказать не о британском или американском байопике, а об итальянском. По шуму мотора вы его узнаете, это Lamborghini.

Для широких масс Lamborghini – это суперкар, предмет роскоши, машина для шейхов, олигархов и нескромно дорогих блокбастеров, но для итальянцев история бренда началась с доступного новшества для земледельцев: сын фермера Ферруччо Ламборгини, раз и навсегда увлекшись механикой, открыл фирму по производству тракторов, и поначалу занимался только ими. Затем последовали судовые двигатели и кондиционеры, и на волне коммерческого успеха и собственного богатства конструктор амбициозно решил бросить вызов легенде итальянского автопрома Энцо Феррари и построить идеальный автомобиль.

Но это не про фильм. Так, для сведения. Фильм “Ламборгини: Человек-легенда” сконцентрирован вокруг личностного развития (и параллельно деградации) Ферруччо Ламборгини и логически поделен на три неравные по хронометражу части. Больше всего экранного времени режиссёр и автор сценария Бобби Мореско уделяет юности героя, как бы возвращая зрителя к постулату, что слишком многое в человеке определяется его юными годами – какими они были, в чьей компании прошли, нашёл ли он тогда понимание. Ламборгини, по-видимому, не слишком повезло: отец-фермер не поддерживал идею сына заняться чем-то иным, кроме сельского хозяйства; едва поверившая в его мечты молодая жена умерла, но он был настолько упёрт в решимости доказать всему миру и самому себе значимость своего пути, что шагал сквозь эти шокирующие личностные препятствия, точно их и не было. И молодой (в исполнении Романо Реджани), и зрелый (Франк Грилло) Ламборгини показан в фильме как изначально выгоревший человек-пустошь, чьи эмоции воспламеняются лишь при соприкосновении с амбицией. Быть лучшим или не быть вовсе – этот лозунг режиссёр и операторы провели через весь фильм по пустым оливковым глазам актёров, в которых чёрные дыры сомнений рождали всё более невероятные планы, цели и дедлайны.

Это всё красивые слова. Что до моей оценки, то, во-первых, “Ламборгини: Человек-легенда” в русском переводе назван чересчур напыщенно для своего содержания, ведь получился стандартный, сносный, но излишне предсказуемый байопик. Никакой легенды нет, есть только человек, одержимый корридой, и с юности стремившийся к собственному, авторскому успеху. Слово “легенда” вообще давно избито мировым кинематографом, не знаю, почему наши прокатчики не использовали оригинальное название “Человек за кулисами легенды”, или, если как можно дальше уходить от пафоса, “Человек за кулисами бренда”. Далее, ещё одна традиционная для меня характеристика, это пригодность фильма к повторному просмотру. В данном случае, увы, нет: фильм железобетонно одноразовый (для тех, кому интересно, напомню, что характеристика повторного просмотра была введена мной в практику критической оценки после четырёх просмотров четвёртой части “Пиратов Карибского моря”, совершенно к тому непригодной). В нём по-итальянски много курят, непривычно мало жестикулируют, далеко не все хорошо играют, и саундтрек мало ассоциируется с Италией.

Позитивный момент можно найти в продуманной цветовой палитре и выбранных местах съёмок: города Реджо-Эмилия, Феррара и коммуна Ченто в регионе Эмилия-Романья, откуда родом и сам Ламборгини, каменистые, земляные и лиственные оттенки аграрной Италии. Другой плюс фильма – хронометраж, который порадует зрителей, уставших от отсиженных в кинотеатре пятых точек: всего-то полтора часа, и в них идеально умещается всё, что создатели фильма сочли нужным сказать о своём герое, в коротких врезках памятных и, казалось бы, незначительных моментов его жизни. Привет второму “Аватару” Кэмерона, на просмотр которого явно придётся запасаться провизией, водой и спальными мешками.

Не могу не отметить простой и роскошный режиссёрский приём, иллюстрирующий всю натуру Ламборгини: вымышленная дуэль с великим стариком Энцо Феррари за рулём своих суперкаров. Современные машины, современные трассы ночных улиц, по которым несутся алая Ferrari и синяя Lamborghini – стритрейсинг как аллюзия погони новичка за мэтром и вполне достойная конкуренция. Конечно, таких покатушек никогда не было, но для кино это, безусловно, хороший эффект. Вообще из всех ролей наиболее удачная – это Энцо Феррари в исполнении ирландца Гэбриэла Бирна. Роскошный, утончённый, надменный и тошнотворно элегантный, он при минимуме реплик передаёт всю гамму раздражения, злости, азарта и нервозности от успехов “выскочки-фермера”.

И всё же всё вместе не сливается в целостность, вызывающую восторг. А хороший фильм должен делать именно это, удивлять и восхищать зрителя. Не получилось. И вряд ли дело в том, что взрослого Ламборгини должен был сыграть Антонио Бандерас, а Энцо Феррари – Алек Болдуин, мне кажется, что “зрелая” часть картины и так вышла гораздо лучше “молодёжной”.

А вообще я ни на что не намекаю, но, кажется, это только начало: в 2023-м ожидается байопик “Феррари” с Адамом Драйвером, которого всерьёз поглотила итальянская действительность. Вот и посмотрим, кто лучше снимает об итальянском автопроме: итальянцы или американцы. Хотя для меня лучшим байопиком о машинах остаётся “Форд против Феррари“.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. February 5th, 2023 | 3:55 am

Оставить комментарий