Леденец

Один из самых провокационных и скандальных фильмов 2005 года (а то и всех первых семи лет двадцать первого века) «Леденец» («Hard Candy») был выпущен на лицензионном DVD компанией «Союз».

«Леденец» стал дебютом в большом кино клипмейкера Дэвида Слэйда, что весьма удивительно, так как картина получилась высокопрофессиональная, качественная и достаточно непростая для режиссера, не имеющего никакого опыта создания полнометражных лент. Просто поразительно, что потребовалось всего 18 дней для того, чтобы снять этот фильм.

HC1

Если попытаться определить жанр картины Слэйда, то ее вполне можно отнести к психологическому триллеру. На мой взгляд, «Леденец» является продолжателем славных традиций таких классических лент, как «Часы отчаяния» Уильяма Уайлера, «Тупик» и «Смерть и девушка» Романа Полански (особенно последний фильм очень близок по теме к «Леденцу»). Отдаленно чем-то он напоминает старые фильмы 70-х годов о женской мести, например «Я плюю на твою могилу», хотя и совсем не кровавый, как они.

HC2

Этот фильм очень камерный, местами вызывающий ощущение клаустрофобии – почти все его действие происходит в одном доме. В нем задействовано всего два персонажа (остальные две роли эпизодические и, по большому счету, проходные). У меня даже сложилось впечатление, что его даже можно было бы безо всяких проблем перенести на театральную сцену – спектакль получился бы великолепным.

HC3

Хотя «Леденец» и не фильм ужасов, но он очень страшный как по своей сути, так и психологически изматывающими сценами. В частности кошмарен эпизод с кастрацией – крови и деталей не видно, но кажется, что он длится целую вечность. При этом в картине нет никаких натуралистических жестокостей – только психологические пытки и моральный садизм.

Так почему же «Леденец» считается столь скандальным и провокационным, особенно на Западе? Дело в том, что речь в нем идет о таком уродливом явлении нашего общества, как педофилия. Здесь вы не найдете (и слава Богу!) отвратительных откровенных сцен педофильского характера, да и сам фильм не ставит перед собой такой задачи. Он – о неизбежности расплаты за один из самых отвратительных грехов человека – развращение несовершеннолетних.

HC4

Восхитительна игра актеров, снявшихся в этом замечательном фильме – Патрика Уилсона («Призрак оперы», «Форт Аламо», «Маленькие дети») и Эллен Пейдж («Люди Икс: Последняя битва»). Вся лента держится на их игре, так как «Леденец» является фильмом двух актеров про нечеловечески мучительное противостояние их персонажей (кстати, я полностью согласен с мнением некоторых рецензентов о том, что в этой картине содержится забавная аллюзия на сказку о Красной Шапочке – ведь героиня Пейдж была одета в красную курточку с капюшоном). Особенно поражает восемнадцатилетняя Пейдж, сыгравшая остриженную под мальчика четырнадцатилетнюю нимфетку Хэйли Старк, которая на протяжении фильма мастерски меняет маски, так и не раскрыв до конца свою истинную сущность: то она умненькая, начитанная и наивная девочка, стремящаяся быстро повзрослеть, заведя роман с мужчиной старше себя более чем в два раза, то она маньячка и хладнокровная психопатка, получающая удовольствие от страданий других, то она, наконец, ангел мести, призванная отомстить за всех невинных жертв педофилов. Кем же она является на самом деле, решать тебе, уважаемый зритель. Одно можно сказать – у Эллен Пейдж большое артистическое будущее, если только она не будет себя разменивать по мелочам. Хорош и Патрик Уилсон, весьма убедительно вошедший в образ тридцатидвухлетнего фотографа Джеффа Колвера, который любит фотографировать молоденьких, «не оперившихся» девушек. Его персонаж также многослоен – в нем уживается интеллигентный, мягкий и привлекательный мужчина, в душе тяжело страдающий от разрыва со своей возлюбленной Жанель (тоже его бывшая модель, но подходящая ему по возрасту), с замкнутым человеком, имеющим много загадочных «скелетов в шкафу», которые, кстати, напрямую так и не доказывают его нездоровое пристрастие к несовершеннолетним.

HC5

Именно в «расплывчивости» характеристик главных героев и заключается главное противоречие фильма. Когда зритель впервые смотрит эту картину, он находится в постоянном замешательстве – его симпатии попеременно оказываются на стороне то невинной Хэйли, то несчастного Джеффа. Так и хочется скорее определить, кто же на самом деле «плохой», но режиссер не торопится открыть все свои карты – он играет на наших нервах вплоть до самого конца фильма, чтобы дать ответ только на часть наших вопросов, чего, впрочем, достаточно для понимания мотивов персонажей (и все же Хэйли лично для меня так и остается загадкой).

HC6

Четырнадцатилетняя Хэйли знакомится в интернет-чате* с фотографом Джеффом, ведет с ним переписку и, в конце концов, договаривается с ним встретиться в кафе, чтобы поближе познакомиться. На встрече с Джеффом Хэйли ведет себя раскованно-стеснительно, не боясь затрагивать в беседе «взрослые» темы. Выясняется, что у них общие интересы в музыке и литературе. Девушка напрашивается в гости к Джеффу. Он немного сопротивляется, говоря, что значительно старше ее, но в итоге соглашается отвезти Хэйли к себе домой. Он привозит девушку к себе в особняк и ведет себя как гостеприимный хозяин – показывает свои фотографии, ставит музыку, предлагает напитки. Хэйли отказывается от предложенного напитка, сославшись на то, что пьет только то, что приготовила сама. Девушка делает коктейль «отвертка» (апельсиновый сок с водкой) и, выпив его вместе с Джеффом, говорит, что не против позировать для него. Приготовившись фотографировать, Джефф неожиданно чувствует себя плохо и без сознания падает на пол. Придя в себя, он обнаруживает, что привязан к стулу. Джефф думает, что малолетка решила с ним поиграть в какую-то особую игру. Однако Хэйли говорит ему, что игры закончились. С этого момента для Джеффа начинаются муки и страдания, которым подвергает его эта милая девочка, в мгновение ока превратившаяся в расчетливую фурию с садистскими замашками. Главная ее задача – найти в доме улики, указывающие на его педофильские наклонности, добиться от него признания в том, что он является педофилом и замешан в исчезновении некой Донны Мерфи. Чтобы добыть нужную ей информацию, Хэйли не гнушается провести тщательный обыск в его доме, спекулировать на его чувствах к бывшей девушке Жанель и подвергать его другим моральным пыткам. Больше того, она готова сделать ему кастрацию, и для этого принесла с собой необходимые инструменты и медицинский справочник… Является ли Джефф тем человеком, за которого его принимает Хэйли или же ей все это не важно, так как она опасная психопатка? Кто же победит в этой схватке?

HC7

«Леденец» – мощный, напряженный и жестокий психологический триллер, который без сомнения понравится всем поклонникам этого жанра. Не зря он победил в трех номинациях (лучший фильм, лучший сценарий и приз зрительских симпатий) на Каталонском международном кинофестивале в Ситхесе в 2005 году. Однозначно обязателен к просмотру.


* На интернетовском сленге «леденцом» называют несовершеннолетнюю девушку.

Navis

Комментарии

  1. February 24th, 2007 | 11:50 am

    Хороший комментарий к фильму. Обожаю такой жанр.
    Обязательно посмотрю

  2. March 8th, 2007 | 8:23 pm

    Уважемая Лучистая!
    Очень приятно, что наши рецензии “подталкививают” наших читателей к просмотру рекомендуемыех нами фильмов. Как только посмотрите этот фильм, будем признательны за Ваше мнение (надеюсь, что наша рецензия оправдает Ваши ожидания).

  3. April 12th, 2007 | 3:27 pm

    так… интересно))) надо бы посмотреть фмльм!

  4. April 12th, 2007 | 7:39 pm

    Посмотрите, не пожалеете. Получите удовольствие.

  5. April 15th, 2007 | 9:06 pm

    название говорит само за себя)))

  6. miucha
    May 18th, 2007 | 7:07 pm

    Офигенный !фильм, один из самых любимых!

  7. Alex
    August 2nd, 2009 | 2:42 pm

    Фильм бест…после просмотра сразу увлеклась изучением актеров…..Эллен безподобно играет..перевоплощаясь из одного образа в другой.
    Весь фильм сидиш в полном напряжении…и предвкушении..
    Этот фильм стоит посмотреть

  8. Julia
    June 3rd, 2010 | 8:51 pm

    Очень хороший фильм

Оставить комментарий