mother! darren! see more!

немного о новом кино от Аронофски

Даррен Аронофски. В его режиссерской фильмографии ровно 11 релизов.

С большей частью из картин («Пи», «Реквием по мечте», «Рестлер», «Черный лебедь», «Ной») знаком каждый из нас. У Аронофски нет похожих фильмов, нет схожей сценарной стилистики, нет ощущения того, что видишь именно его фильм. Но все его картины о сложных людях, странных судьбах и о внезапных острых крупинках, из которых собираются общие эмоции от фильма.

А вот теперь еще и «мама!» (mother!). Кино, так не заслужившее аплодисментов в Каннах. Сложно однозначно ответить на вопрос ‘И как же так?!’. Ведь, опираясь на предыдущий опыт, все его фильмы имели просто сногсшибательные отзывы.

Но все они – не «мама!».

На экране мы видим большой светлый дом – мечта, окруженная широким и зеленым полем, он в тишине и покое, кажется, что даже воздух недвижим. В доме живут двое: Он и Она.

Она учтива и красива, ненавязчива, но напряжена где-то в глубине своей души, полностью отдана мужу, предана и влюблена. Её дни проходят в беспечной заботе о благополучии дома и супруга. Она готовит, красит стены, и в каждом новом кадре неотделима и зависима от Него.

Он писатель. Впервые на экране мы видим его обеспокоенным, словно неверным, импульсивным. Он не может творить, идеи не идут к нему. Может показаться, что Её любовь отвлекает его от самого себя. Но Он же любит, дорожит, лелеет. Что же мешает ему?

Внезапно. Неожиданно. Необъяснимо. Стук в дверь, и мы ждем дальнейшего развития сюжета. Человек, представившийся доктором, ошибочно полагал, что постучал в двери отеля. Все меняется после того, как хозяин проявил гостеприимство и предложил гостю остаться на ночь. Мы уже понимаем, что что-то идет не так после визита незваного мистера.

Дом лишается прежнего обаяния и стабильности. Начинаются ссоры и разногласия, вроде бы не логичные Его поступки, и ощутимое давление на Неё, непрозрачность в поведении незнакомца и желание скорее узнать, что же приготовлено для нас на экране далее.

Двухчасовой хронометраж уготовил для нас фильм, который хочется обнять, в который требуется окунуться с головой, погрузиться и оценить каждый последующий кадр с высоты, глубины и ширины своего собственного жизненного опыта и знания.

После каждого интересного киносеанса я довольно часто прочитываю мнения людей о том или ином сценарии, люблю разгадывать загадки и интересуюсь разнообразными мыслями и отзывами зрителей после просмотра лент. Но в данном случае эти интересы отошли на второй план. «мама!» – это очень личное кино, способное вызывать те мысли, которые часто зашиты очень глубоко в сознании, кино, которое заставляет поразмыслить и дать оценку…. самому себе.

А каждое ли кино способно на такое?

Картина визуально прекрасная, обостряющая такие простые желания как: любить, есть, пить и дышать.  Местами неуютная, колючая, заставляющая прикрыть лицо ладонями.

Аронофски говорит нам: «Она – это и есть дом, природа, а Он – это вы все. Смотрите, смотрите. Наблюдайте, что же вы делаете».

Фильм о природе, природе человеческой, природе истинной.

Природа, которую мы любим, но не бережем?

Сохраняем, но вредим?

Благодаря которой дышим, но топчем?

Из-за которой и расцветаем.

Защищаем или уничтожаем?

Каждые новые 15 минут фильма опускают нас еще глубже к разгадке, ведь так сложно разобрать, что же ты все-таки чувствуешь. Любовь или гнев? Поощрение или наказание? Злость или прощение? Обиду или оправдание?

Почему Он так не заботлив?

Почему Она так любит его?

Он воспитан природой, то есть Ей. Он так зависим и так раним, но самостоятелен и не терпит упреков, ощущает собственную силу и думает, что ему все по плечу.

Она защищает его, заставляет чувствовать, хоть он этого и не осознает. Не ценит?

Когда мы видим их в кадре вместе – Она расцветает, не обращая внимания на Его требовательный взгляд.

Наблюдать и проживать момент сквозь Её глаза, чувствовать боль и несправедливость, пытаться понять причины Его поступков. Это природа, которая каждый новый день прощает нас за наши проступки и невнимательность к ней.

Ощущать радость жизни и ценность каждой новой эмоции, со страстью отдаваться делам, встречам, радостям, думать о сегодняшнем дне и не заботиться о завтрашнем. Забывать о Ней, пытаться уберечь, когда уже так виноват. В этом весь Он.

Здесь нет начала и конца. Тут не увидеть хороших и плохих. В какие-то минуты, как и полагается зрителю, хочется встать на чью либо сторону, но это не по силам. Легко человеку оправдаться перед лицом природы, и так сложно ему остановиться и признать, что он не прав.

Этот видеоряд не сразу понимаем, не сразу пропускаем внутрь, но он изображает нас самих, зеркалит так много наших, если так можно выразиться, греховных затей и поступков, несущих за собой неминуемые слезы. Одновременно с этим, мы видим наши человеческие радости, честные непорочные мысли. Взлеты и падения. Толпы, спокойствия, самообманы, просветления, чистоту, слезы, отзывчивость, сочувствия и обиды.

Мы часто забываем о том кто мы, какова наша роль в этом мире и благодаря чему мы можем творить.

Все это – в Его лице.

и Она – отчаянно желающая быть услышанной.

Дженнифер Лоуренс («Голодные Игры», «Пассажиры»)

Она – дама сердца мистера Аронофски, сердца природы, как оказалось впоследствии. Настоящая и, на самом деле, кажущаяся нам совершенно отрезанной от предыдущих ролей. Теперь она воспринимается на ином уровне, уровне, где можно уловить тонкие вибрации настроений и переживаний. Каждый кадр с ней особенный, теплый, домашний. Мы переживаем за неё, боимся, но она окружает нас своей, не имеющей грани, уютной аурой. Благодаря её светлому лицу зритель чувствует себя полностью защищенным.

Хавьер Бардем («Вики, Кристина, Барселона», «Море внутри»)

Он – мужественный, но харизматичный ли? Импульсивный, своенравный, апатичный по отношению к жене, своенравный, но не безразличный. Лишь в самые острые и кризисные моменты он идет навстречу, готовый спасти и уберечь. Но стоит Ей почувствовать себя защищенной – он бросает, забывает. Она остается одна, наедине с разрушающимся домом.

Эд Харрис («Игры разума», «Поллок», «Шоу Трумана»), Мишель Пфайффер («Лицо со шрамом», «Опасные связи»), Донал Глисон («Гарри Поттер и Дары Смерти», «Звездные Войны: Пробуждение Силы») появляются в этом фильме в качестве эпизодических героев, но их персонажи несут в себе бодрящий смысл, наполненный переживаниями, ожиданием и тревогой.

«мама!» наверняка будет отсылать наше сознание и к библейским историям, неутомимо проецируя основные постулаты в наше сознание.

Отодвигая тему религии, неосознанно задумываешься о самых известных смертельных грехах: гордыни, зависти, гневе, лености, алчности, чревоугодии, сладострастии.

Увидели ли мы их все за эти два часа?

«мама!» не имеет ни начала, ни конца, сюжет закольцован и будет существовать и после 121 минуты вашего времени.

Но каждый из нас должен подумать над вопросом:

Сможет ли человек без природы, а природа без человека?

‘- Я люблю тебя…

– Ты любишь не меня, а мою любовь к тебе’

 

C уважением  к читателю,

С.И.

kot_pofigist

Комментарии

  1. September 26th, 2017 | 8:14 am

    Впечатлило, надо смотреть! 🙂

  2. Ekaterina
    September 30th, 2017 | 12:01 am

    Думала,смотреть ли. После этой рецензии посмотрю обязательно!

Оставить комментарий