Они

К французским фильмам ужасов и триллерам я всегда относился с изрядной долей скептицизма – ну не умеют режиссеры из этой замечательной страны делать достойные картины «страшного» жанра (к сожалению, это относится и к российскому кинематографу – достаточно вспомнить «фильм всех времен и народов» «Ведьма»)! В этом они далеко отстали от своих европейских коллег из Италии, Великобритании и Испании. Конечно же, имеются приятные исключения:

Роман Полански, классик мирового кино («Девятые врата», «Жилец»), но во-первых, он все-таки польский режиссер, во-вторых, его психологические триллеры не чисто французского, а совместного с другими странами производства, а в-третьих, его фильмы никак нельзя отнести к стопроцентным ужасам;

Жан Роллен, бесспорный авторитет французских киноужасов («Обнаженный вампир», «Реквием для вампира», «Невеста Дракулы»), однако почти все его творчество в жанре ужасов ограничено только двумя темами – вампиризмом и эротикой;

Александр Ажа, молодое дарование из Парижа, будущее кинематографического «хоррора» («Кровавая жатва»), но он предпочел Франции США и теперь снимает фильмы американского производства (великолепный римейк «У холмов есть глаза», сейчас ведутся съемки картины «Зеркала», в плане на 2008 год римейк «Пираньи»).

Как вы видите, я вполне небезосновательно считал, что жанр ужасов во французском кинематографе находится еще в зачаточном состоянии. Так я думал, пока недавно не приобрел DVD с фильмом «Они» («Ils») 2006 года, выпущенный компанией Top Industry. Посмотрев эту картину, я убедился в том, что если французы будут снимать подобные сильные ленты как «Они», то они уже очень скоро смогут успешно конкурировать с киноужасами из других стран. Очень хочется верить, что появление такого мини-шедевра ужасов (его продолжительность составляет меньше 80 минут) не станет единичным случаем, и что в дальнейшем мы сможем насладиться целым рядом качественных страшных лент от французских киноделов.

Создателями этой картины являются два молодых режиссера Давид Моро и Ксавье Палю (для Моро это второй фильм после комедийно-приключенческого «Назад в Сан-Тропе» 2003 года, а для Палю – первый), которые также написали к ней сценарий. Вполне возможно, что после этого впечатляющего дебюта в жанре ужасов французский тандем еще не раз нас удивит новыми работами в стиле хоррор. Кстати, ушлые американцы, почуяв новые таланты, уже успели подсуетиться – по примеру Ажа, Моро и Палю согласились на их предложение снять американский (заметьте, не французский!) одноименный римейк гонконгского мистического триллера братьев Пэнов «Глаз», релиз которого намечен на начало 2008 года. Кроме того, на нынешнюю осень в США намечен выпуск американского римейка «Они» под названием «Незнакомцы» с красоткой Лив Тайлер в главной роли, что свидетельствует о серьезном успехе работы французских режиссеров.

«Они» никак не рекламировались, однако пиарщики и дистрибьюторы этой картины сделали великолепный «ход конем». Мы все привыкли к тому, что когда покупаем тот или иной фильм на DVD заранее хотя бы приблизительно знаем, о чем он будет. Необходимую информацию всегда можно найти на специализированных сайтах или на обратной стороне коробки из-под DVD. Здесь же ситуация была иная. «Они» позиционировались как фильм ужасов, но в чем конкретно был ужас, нигде не упоминалось. Так, в кратком содержании к диску было написано, что действие разворачивается в Румынии, главных героев сначала тревожат странные телефонные звонки и звуки включающегося и выключающегося телевизора, а затем их повсюду преследуют ОНИ. Кто ОНИ, непонятно. В этом и заключается гениальность пиара – перед просмотром ленты, никто не знал, чего ожидать. Лично я первоначально предполагал, что речь идет об очередном нашествии инопланетян или, в крайнем случае, о вампирах, раз дело происходит в Румынии. Из других рецензий я узнал, что кто-то ожидал мистику и призраков. В самом начале просмотра я уже был твердо убежден, что «Они» это еще один банальный и дешевый «ужастик» на тему «сбежавшие из психушки маньяки». К счастью, я сильно ошибался. Кстати, на протяжении почти всего фильма за исключением последних 10-15 минут вы так и будете в неведении относительно ИХ личности. Это только подогревает интерес зрителя и заставляет его дрожать от нетерпения и страха в ожидании разгадки. Режиссеры, мастерски нагнетая «саспенс», не показывают нам ИХ. Но когда узнаешь, кто ОНИ есть на самом деле, то испытываешь первый шок. Второе, более сильное потрясение тебя ждет, когда в финале фильма перед заключительными титрами на экране появляется текст, объясняющий истинную мотивацию ИХ зверских деяний. Так и хочется воскликнуть: «Господи! В каком диком и страшном обществе мы живем?!».

Фильм, по большому счету имеющий весьма простенький сюжет, получился действительно жутким. Он весь пропитан атмосферой липкого ужаса и клаустрофобии. Для современных хорроров «саспенс» творения Моро и Палю поднят на недосягаемый уровень. При этом в картине практически полностью отсутствуют кровь и откровенные сцены насилия. Непрекращающееся действие ленты держит зрителя в постоянном напряжении, оторваться от экрана до самого ее конца просто невозможно.

В «Они» Моро и Палю довели до совершенства прием, ранее блестяще использованный в великолепных фильмах «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера и «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, когда главные персонажи находятся в замкнутом пространстве и оказывают яростное сопротивление осаждающим их силам зла (зомби, террористы, бандиты и т.д.).

Считаю, что «Они» – один из наиболее страшных фильмов 2006 года, если не самый страшный. За последние лет пять подобное потрясение я испытал только, наверное, при просмотре гениальных «Забавных игр» Михаэля Ханеке.

Французская картина кошмарна еще и тем, что все происходящее в ней может коснуться каждого из нас – она правдоподобна, и в ней нет никаких искусственно созданных ужасов. Для пущей убедительности авторы фильма уверяют нас, что он основан на реальных событиях. На официальном сайте «Они» имеется даже документальное интервью с сестрой главной героини картины. Думается, что придание фильму такой достоверности сделал его еще более впечатляющим и устрашающим.

Позитивному восприятию картины способствовала также отличная «живая» игра ведущих актеров – Оливии Бонами («Кровавая Мэлори», «Читай по губам», «Одна за всех») и Мишеля Коэна («Отверженные» 1995 года, «Лжецы»), которые очень естественно воплотили на экране парализующий страх и безумное отчаяние перед лицом неведомой и безликой угрозы.

Поздним вечером две румынки, мать и дочь, едут в машине по загородной дороге и сильно ругаются. Неожиданно мать, находящаяся за рулем, что-то видит в свете фар и резко тормозит. Машину заносит, и она врезается в дерево. Обе женщины живы и невредимы. Мать выходит из машины, открывает капот и начинает там копошиться (за капотом ее не видно). Дочь долго ждет, потом тоже выходит из автомобиля, чтобы посмотреть, куда пропала ее мать. Мать исчезла. Неожиданно, отовсюду из близлежащего леса начинают доноситься какие-то странные звуки – шепот, загадочный и очень неприятный треск (мне лично напомнил звук, издаваемый инопланетянином из «Хищника»). Испуганная девушка забирается опять в салон, но тут сзади ее кто-то хватает и начинает душить…

Клементина (Оливия Бонами) и Люка (Мишель Коэн) – счастливая семейная пара из Франции, проживающая в большом особняке под Бухарестом. Возвращаясь домой после работы, Клементина (она работает в одной из бухарестских школ преподавателем французского языка) видит на дороге кем-то брошенный автомобиль и копошащихся вокруг него полицейских (вы, надеюсь, поняли, что речь идет о машине, в которой ехали упомянутые выше мать и дочь). Ночью она просыпается от лая собаки и необычного шума, доносящегося с улицы. Ей кажется, что вокруг дома бегают какие-то странные тени. Клементина замечает, что машины нет на месте возле дома, где она раньше ее припарковала. Она будит Люка и выходит с ним из дома. Ее машина стоит ближе к лесу. Неожиданно у автомобиля зажигаются фары, и он начинает ехать прямо на Люка. В ужасе Клементина и Люка бросаются обратно в дом. Звонит телефон, но на другом конце тишина. Они связываются с полицией, но ничего не могут объяснить, так как не знают румынского языка. Затем отключаются телефон и все освещение. Клементина и Люка бегут на второй этаж и запираются в своей спальне – они уверены, что помимо них в доме кто-то находится. Они слышат, как внизу в холле включается и выключается телевизор. Люка решается спуститься на первый этаж, дабы выяснить, что же все-таки происходит. Так начинается самая страшная в жизни наших героев ночь …

«Они» – достойный образец качественного фильма ужасов и психологического триллера, который можно безо всяких сомнений поставить в один ряд с теми же «Забавными играми», «Хэллоуином», «Сиянием» и другими яркими представителями этого многоликого жанра.

Однозначно обязателен к просмотру всем поклонникам добротных «хорроров» и триллеров и рядовым киноманам, желающим пощекотать себе нервы.

Релиз от Top Industry из рук вон плох. Нет никаких дополнений, «квадратная» картинка формата 4:3. Радовать может лишь наличие оригинальной звуковой дорожки в «раскладке» 5.1. Этот блестящий фильм однозначно достоин лучшего издания. К сожалению, убежден, что в России мы его не дождемся. Тогда будем надеяться на скорейший западный релиз.

Navis

Комментарии

  1. Julia
    December 27th, 2007 | 11:36 am

    Вчера смотрела “Они”, в начале думала херня какая нито будет, типа фантастики, но ошибалась..Сразу поняла, что этот триллер многого стоит, впечатляет, особенно когда в конце узнаёшь, КТО убийцы….я была в шоке…Главную героиню жалко, почти доползла до выхода и на тебе…решётка…дальше без комментариев что с ней стало…

  2. December 27th, 2007 | 2:57 pm

    Да, Julia, фильм очень впечатляет, особенно в конце, когда узнаешь личность убийц. Рад, что фильм Вам понравился – он действительно качественно сделан и сыгран. Есть еще один кошмарный фильм на тему детей-убийц, но, к сожалению, его нет в пятой зоне. Называется он “Who Can Kill a Child?” или “Кто может убить ребенка?”. Очень рекомендую, если найдете его в других зонах (недавно было переиздание этого старого фильма в первой зоне). Эта же тематика затронута в “Детях кукурузы” по мотивам произведения Стивена Кинга, однако как бы я не любил этого замечательного автора, экранизация получилась слабенькая (про многочисленные сиквелы вообще промолчу). С уважением.

  3. December 27th, 2007 | 7:26 pm

    по моему мне на мыло спам приходил с предложением скачать в сети бесплатно 🙂 щас вот так взял и скачал 🙂
    хотя посмотреть этот фильм даже очень хочется, но только дома а не в кинотеатре 🙂

Оставить комментарий