Посылка

thebox0 Одним из самых популярных американских писателей в плане экранизаций Голливудом их произведений является, бесспорно, Ричард Мэтисон, специализирующийся, в основном, на жанрах научной фантастики и ужасов. Его наиболее известными работами являются «Уменьшающийся человек», по которому в 1957 году был поставлен нашумевший в свое время фильм «Невероятно уменьшающийся человек», и «Я – легенда», претерпевший аж четыре (!) экранизации: «Последний человек на Земле» 1964 года, «Человек Омега» 1971 года, «Я – Омега» 2007 года и одноименный «Я – легенда» 2007 года. Кроме этого, по его рассказам и романам были сняты такие ленты, как «Дуэль» Стивена Спилберга (полнометражный дебют киномастера), мрачная «Легенда адского дома», удивительно красивая «Куда приводят мечты», атмосферная «Отзвуки эха» и многие другие.

Последней экранизацией произведения Р.Мэтисона на сегодняшний день является фильм 2009 года «Посылка» («The Box») по его небольшому рассказу «Кнопка, кнопка», который был относительно недавно выпущен на лицензионном DVD (и Blu-ray) компанией «Союз Видео». Создателем ленты выступил американский режиссер Ричард Келли, известный по культовой мистико-психоделической драме «Донни Дарко» и футурологической черной комедии «Сказки Юга». Фильм и литературный источник заметно отличаются друг от друга – «Посылка» является достаточно вольной экранизацией рассказа «Кнопка, кнопка». Если у Р.Мэтисона сюжет носит скорее мистико-философский характер, то Р.Келли значительно расширяет сценарную канву, интерпретирует рассказ как фантастический параноидальный триллер про вселенский заговор с серьезным социальным подтекстом и элементами мистицизма.

thebox1

Среди ключевых различий между двумя произведениями стоит выделить перенос описываемых событий из 1970 года в 1976 год (хотя в рассказе нет точного упоминания о времени, однако он впервые был опубликован в 1970 году в журнале «Плейбой», и по его фабуле нет оснований предполагать, что Р.Мэтисон имел в виду будущее или прошлое). На мой взгляд, у Р.Келли, стремящемуся придать «Посылке» личностный, автобиографический характер, действие фильма не случайно разворачивается в 1976 году – именно на середину семидесятых приходится пик развития программы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) по изучению Марса (запущенные американцами в 1975 году аппараты «Викинг» прибыли на Красную планету аккурат в 1976 году). В то же время вся интрига «Посылки» строится вокруг сотрудников НАСА, работающих над этим проектом, да и таинственная программа Агентства национальной безопасности США по исследованию поведения человека также каким-то образом связана с Марсом (можно, конечно, поспорить, но лично я в этом убежден). Таким образом, экранизировав «Кнопку, кнопку», Р.Келли одновременно воздал дань уважения блестящему фантасту и сценаристу современности Р.Мэтисону и своему отцу, который в 70-х и 80-х годах прошлого столетия работал в НАСА и участвовал в программе по освоению Марса (!). Есть множество других расхождений между книгой и фильмом, однако я не буду сейчас на них останавливаться – пусть наш читатель сам их выявит, ознакомившись с замечательным рассказом Мэтисона и отличной картиной Келли.

Кстати, «Посылка» является не первой экранизацией «Кнопки, кнопки» – до Р.Келли рассказ послужил литературной основой для одного из эпизодов перезапущенного в 80-х годах научно-фантастического телесериала «Сумеречная зона». Серия «Кнопка, кнопка», хотя и была снята маститым американским режиссером венгерского происхождения Питером Медаком («Перебежчик», «Ромео истекает кровью», «Особь 2»), Р.Мэтисону настолько не понравилась, что в титрах он даже поменял свое имя на псевдоним Логан Свонсон.

thebox2

На роли главных героев Р.Келли выбрал совершенно не подходящих на них, на первый взгляд, гламурных актеров: заметно постаревшую, однако продолжающую оставаться сексуально привлекательной Кэмерон Диаз («Рыцарь дня», «Ванильное небо», «Ангелы Чарли») и красавчика Джеймса Марсдена (трилогия про Людей Икс, «Возвращение Супермена», «Зачарованная»). Режиссер не прогадал: они блестяще справились со своей работой.

За редким исключением мы привыкли видеть К.Диаз в забавных ролях в смешных и глупых комедиях, пародийных детективах. Здесь же по-настоящему раскрывается ее драматический талант, она весьма убедительно справляется с образом терзаемой сомнениями и мучающейся из-за физического дефекта (отсутствие пальцев на одной из ступней в результате длительного воздействия рентгеновских лучей вследствие халатности врачей) не первой молодости женщины, которая должна дважды сделать выбор между жизнью и смертью. Кстати, мать самого Р.Келли также страдала от такой же проблемы со ступней – еще один показатель автобиографичности ленты.

thebox3

Дж. Марсден отлично перевоплощается в скромного ученого, весьма гармонично смотрящегося на фоне экранной супруги в лице К.Диаз, противопоставляя твердую логику и последовательность своих действий ее спонтанным и эмоциональным поступкам.

Кроме того, как всегда великолепен Фрэнк Лангелла («Дракула» 1979 года, «Девятые врата», «Возвращение Супермена») в роли таинственного и зловещего незнакомца, эдакого «кукловода», «змея-искусителя», ломающего жизни ничего не подозревающих людей, который, несмотря на достаточно преклонный возраст и уродство своего персонажа (зияющая рана на пол-лица), все так же аристократичен и красив. Роль Ф.Лангеллы – мастерское олицетворение спокойствия, снисходительности и одновременно страшной неминуемой кары за человеческие слабости и грехи.

thebox4

Для фильма было выбрано очень удачное музыкальное сопровождение: нереальная потусторонняя музыка отдельных участников канадской группы Arcade Fire частично напоминает саундтреки картин Лучио Фульчи, сериала «Остаться в живых», других триллеров и фильмов ужасов.

Одним из многих преимуществ ленты Р.Келли также является ее максимальная приближенность к реалиям 70-х годов прошлого столетия, крайне внимательное отношение к деталям и преданность духу тех времен. Даже сам фильм как будто снят на старую ручную камеру – везде преобладают мягкие пастельные тона, характерные для лент той эпохи.

Не буду полностью пересказывать сюжет «Посылки», учитывая ее некоторую фантасмагоричность и сложность повествования, да и дабы не испортить впечатление наших читателей от просмотра картины, однако вкратце опишу некоторые ключевые моменты.

thebox5

Ричмонд, штат Вирджиния, США, декабрь 1976 года. Однажды рано утром супруги Артур и Норма Льюисы обнаруживают на пороге своего дома посылку, в которой находится странная коробка с красной кнопкой под стеклянным куполом и записка с сообщением, что некий мистер Стюард вечером их посетит. В тот же день Артур (Дж.Марсден), работающий в НАСА специалистом по оптике в рамках программы по изучению Марса, получает отказ на свою заявку о зачислении в отряд астронавтов (семья очень рассчитывала переехать из Ричмонда и начать качественно новую жизнь), а его жене Норме (К.Диаз), учительнице в школе, где учится их сын Уолтер, сообщают об отмене существенной скидки на оплату обучения детей преподавателей. Вечером в дом Льюисов приходит безупречно одетый джентльмен с ужасно изуродованным лицом, который представляется Арлингтоном Стюардом (Ф.Лангелла). Изумленной Норме (Артур еще не вернулся с работы) Стюард сообщает, что если она нажмет красную кнопку на верхней части коробки, то где-то умрет совершенно незнакомый ей человек. При этом Норма получит один миллион долларов (по скромным подсчетам, сумма приблизительно равна нынешним 10 миллионам долларов). В качестве доказательства серьезности своего предложения Стюард вручает Норме банкноту в сто долларов и ключик, открывающий стеклянный купол коробки (незнакомец называет ее кнопочным блоком), под которым находится кнопка. Он дает ей сутки на размышление и обсуждение вопроса с мужем, однако предупреждает, что они ни в коем случае не должны рассказывать об этом третьим лицам. Если же кнопка так и не будет нажата, коробку у них заберут, и деньги они не получат, но в этом случае никто не умрет. После ухода Стюарда вернувшийся с работы Артур сначала не верит своей жене. Затем он исследует коробку и, открутив нижнюю часть коробки, с облегчением обнаруживает, что внутри она пустая – никаких проводов, трансмиттеров, указывающих на возможность передачи информации на расстоянии. Артур говорит Норме, что она может нажимать на кнопку сколько угодно, все равно никто никогда не узнает, что она это делала. Тем не менее, они прячут коробку, так и не нажав на кнопку. Уже в постели Норма рассуждает, что миллион долларов позволил бы их семье уехать из Ричмонда, зажить новой жизнью. На следующий день супруги ставят коробку на стол и начинают обговаривать возможные последствия нажатия кнопки. После долгих разговоров Норма внезапно бьет по кнопке, и…. ничего не происходит. Однако через некоторое время на пороге их дома вновь появляется Стюард. Он вручает им кейс с миллионом долларов и забирает коробку вместе с ключиком от стеклянного колпака. На вопрос Артура умер ли кто-либо после нажатия кнопки, Стюард отвечает утвердительно и сообщает ошеломленным супругам, что он перепрограммирует кнопочный блок и передаст его другим людям, с которыми Льюисы не знакомы. После этого он стремительно выходит из дома и садится в черный лимузин представительского класса. Артур, не на шутку испугавшись, что следующими «кандидатами на смерть» могут стать они или даже их сын, бежит за Стюардом, чтобы вернуть ему кейс с деньгами. Но машина уже отъезжает. Все же Артур успевает запомнить номер автомобиля (позднее он узнает, что машина закреплена за Агентством национальной безопасности США – АНБ). В это же время отец Нормы, работающий в полиции, прибывает на место убийства женщины. Ее муж исчез. В доме за закрытой на замок двери в ванную комнату они находят рыдающую перепуганную дочь покойной… По ходу действия фильма выясняется, что до описываемых событий Арлингтон Стюард, сотрудник АНБ, стал жертвой несчастного случая: в него ударила молния, которая выжгла практически всю левую сторону его лица. Хотя была констатирована его смерть, через несколько часов самым чудесным образом Стюард ожил. Затем он подчинил своей абсолютной власти руководство АНБ, ЦРУ и НАСА и принял самое активное участие в реализации программы АНБ по исследованию поведения человека. Норма и Артур станут свидетелями необъяснимых фантастических (мистических?) явлений, столкнутся с зомбированными пособниками Стюарда, со странными людьми, из носа которых течет кровь, пройдут через «водяные порталы» и т.д.

В «Посылке» Р.Келли умело жонглирует вопросами морально-этического выбора, идеями о ничтожности человеческого существа, концепцией свободы воли французского философа Ж.-П.Сартра. Не важно, кто такой Арлингтон Стюард – всевластный мутант или экстрасенс, обретший свои экстраординарные способности под воздействием природных сил, представитель инопланетного высшего разума, недовольный вторжением жалких человечишек в глубины космоса, дьявольское отродье, искушающее и мучающее людей за их грехи, или же посланник Всевышнего, наказывающий человечество за его несовершенство и пороки (по мне, версия с инопланетянами большего всего подходит к данному случаю). В любом случае речь идет об испытании человека, являющегося маленьким винтиком в игре высших сил, на прочность – пощады и милосердия не будет. На мой взгляд, главный посыл «Посылки» (простите за каламбур) – это необходимость полной ответственности человека за свои поступки и действия, безоговорочного соблюдения общечеловеческих морально-этических норм. Все остальное – вторично.

thebox6

Р.Келли снял довольно мрачный, давящий на психику своей безысходностью, фильм с совершенно нетипичным для американского кинематографа финалом. К большому сожалению, «Посылка» провалилась в прокате, так и не «отбив» свой бюджет в 30 млн. долларов (общие сборы – немногим более 26 млн. долларов). При этом в среде киноманов положительных отзывов на эту ленту Келли до обидного мало. Тем не менее, убежден, что, как и в случае с «Донни Дарко», пройдет совсем немного времени, и «Посылка», являющаяся уникальным симбиозом мэйнстримного и артхаусного кино, станет культовым хитом.

Без всяких сомнений картина рекомендуется поклонникам творчества Р.Мэтисона и Р.Келли, любителям добротной научной фантастики, мистики и даже артхауса (хотя лента имеет довольно жуткий подтекст, это отнюдь не фильм ужасов). Кстати, а вы бы нажали на кнопку, если бы не знали последствий?

thebox7

В заключение: «Посылка» совсем не заслуживает такого безобразного DVD-релиза: отсутствие каких бы то ни было дополнительных материалов, оригинальной звуковой дорожки, не очень качественная «картинка» (спасибо хоть, что не «одарили» «полноэкранкой»). Характерно, что релиз фильма на Blu-ray практически в точности повторяет бедное DVD-издание, хотя на нем имеются русская дорожка TrueHD 5.1 и формат изображения 1080i High Definition 16:9. Просто позор!

Navis

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий