Три лица страха

39909.jpgКомпания «Film Prestige» порадовала всех любителей старого качественного кино и классических фильмов ужасов, выпустив на лицензионном DVD ленту великого итальянского режиссера Марио Бава 1963 года «Три лица страха» («I Tre Volti della Paura» – итальянское название; «Black Sabbath» и «Three Faces of Fear» – английские названия). Многие считают эту работу лучшей кинокартиной Бава, однако на его счету достаточно и других талантливых фильмов – «Проклятие мертвецов» (на премьере этого шедевра сам Лукино Висконти стоя аплодировал ему), «Шесть женщин для убийцы», «Девушка, которая слишком много знала», «Маска Сатаны» и т.д. Будучи основоположником жанра «джиалло» (см. рецензию на «Вам нравиться Хичкок?»), Марио Бава был учителем таких признанных мастеров, как Дарио Ардженто и Лучио Фульчи. Мартин Скорсезе, Федерико Феллини (!), Дэвид Линч открыто признавали его влияние на свое творчество.

TFOF1

«Три лица страха» – это сборник из трех киноновелл, якобы поставленных по мотивам произведений Ги де Мопассана, А.К. Толстого и А.П. Чехова. Из них настоящей экранизацией является только вторая новелла «Вурдалак», сюжет которой перекликается с повестями А.К. Толстого «Упырь» и «Семья вурдалака». Что же касается других новелл – «Телефон» и «Капля воды», то они не имеют ничего общего с работами Мопассана и Чехова. Думается, что Марио Бава просто отдал дань уважения памяти почитаемых писателей, указав их имена в своей ленте (вообще, такие «жонглирования» именами классиков литературы были очень модны в 50-е и 60-е года – считалось, что это позволяет расширить круг потенциальных зрителей, тем самым обеспечивая б?льшую прибыль).

TFOF2

В картине задействован великолепный актерский состав – несравненная Мишель Мерсье (фильмы про Анжелику, «Казанова ‘70»), зловещий и пугающий Борис Карлофф, урожденный Уильям Генри Пратт («Мумия», «Франкенштейн», «Ворон») и многие другие. Большое оживление фильму также придает вступительное и заключительное слово Бориса Карлоффа как своеобразного ведущего, «хозяина» шоу.

TFOF3

Телефон. Весьма напряженный, но совершенно не мистический, рассказ о девушке свободных нравов Рози (Мишель Мерсье), которая, вернувшись домой после работы (или вечеринки), стала получать телефонные звонки от незнакомца, грозившего убить ее до рассвета. При этом он описывает все, что она делает в данный момент, как будто находится рядом с ней в квартире (позже этот прием будет обыгрываться во многих фильмах – «Когда звонит незнакомец», «Крик» и т.д.). В конце концов, он открывает ей свое имя – Фрэнк Рейнер, бывший любовник Рози, которого она в свое время «сдала» полиции. В отчаянии она звонит своей бывшей любовнице Мэри (Лидия Альфонси – «Жизнь прекрасна») (очень смело для начала 60-х годов было делать главными героинями лесбиянок), и просит ее приехать. Выясняется, что Мэри, с которой Рози давно рассталась из-за Фрэнка, сама придумала весь этот телефонный розыгрыш для того, чтобы вернуть свою возлюбленную. Однако все не так просто – Фрэнк Рейнер действительно сбежал из тюрьмы и жаждет мести…

TFOF4

Вурдалак. Общепризнанно считается самой страшной новеллой фильма, хотя, на мой взгляд, она скорее более атмосферная и готическая, нежели жуткая. Пересказывать классику неблагодарное дело, тем более, что «Вурдалак» практически один в один следует фабуле «Семьи вурдалака» А.К. Толстого (кроме финала). В ней речь идет о молодом человеке, оставшемся на ночь в доме одной семьи, глава которой Горка (бесподобный Борис Карлофф) ушел убивать некого бандита-турка, по совместительству являющегося упырем (живой мертвец, пьющих кровь у своих близких и родных). После его возвращения все заметили, что Горка странно себя ведет. Оказалось, что убив турка, он каким-то образом сам превратился в вурдалака (видимо, был им укушен). Постепенно старик начинает изводить свою семью – маленького внука, сыновей и невестку. Главный герой пытается спасти красивую дочь Горки, в которую влюбился – он увозит ее из дома в заброшенную церковь. Однако родственники-упыри нападают на их след…

TFOF5

Капля воды. Вот это по-настоящему кошмарная новелла (конечно же для 60-х годов). Меня, человека, пересмотревшего великое множество фильмов ужасов, закаленного в боях с нечистью, при ее просмотре один раз даже бросило в дрожь. Это история о приходящей медсестре, которую срочно вызывают к клиентке, которая умерла во время спиритического сеанса, для подготовке к захоронению. Поговаривали, что она была ведьмой. Одевая покойную, медсестра видит у нее на пальце невиданной красоты кольцо. Она решается его украсть. После этого, уже дома незадачливую воровку ждет встреча с духом умершей, которая хочет вернуть драгоценность. Сам сюжет очень простенький, однако он подан на высокопрофессиональном уровне. Единственный минус – очень нелепо сделана кукла ведьмы, хотя выражение ее лица довольно-таки устрашающее.

TFOF6

Отдельно хотелось бы отметить блестящий релиз «Film Prestige» – фильм представлен в нецензурированной европейской версии компании Image Entertainment. Предыдущая американская версия значительно от нее отличается. Во-первых, в ней нарушена последовательность новелл – сначала идет «Капля воды», затем «Телефон» и «Вурдалак». Кроме этого, из «Телефона» путем переозвучки и повторного монтажа убрана лесбийская составляющая эпизода и зачем-то добавлено предположение, что Фрэнк не сбежал из тюрьмы, а восстал из мертвых. В американской версии убрали сцену из «Вурдалака», когда персонаж Карлоффа в подтверждение убийства турка показывает членам своей семьи его отрезанную голову. В цензурированном варианте каждый эпизод начинается с комментария Бориса Карлоффа. При этом вырезано его шутливое заключительное слово – свою речь он произносит скача на лошади. Камера отъезжает назад, и мы видим, что он сидит на муляже лошади, а вокруг бегают люди с ветками в руках – создают видимость движения. Звучит веселая музыка, и фильм завершается на оптимистической ноте.

TFOF7

Для того, чтобы соприкоснуться с классикой мирового кинематографа весьма рекомендую посмотреть этот замечательный фильм в исполнении «Film Prestige». При этом просьба учитывать, что он был снят в начале 60-х годов, так что ужасов, характерных для современных картин этого жанра, не ждите увидеть.

В заключение один небольшой, но очень интересный факт – мегапопулярная английская группа тяжелого рока «Black Sabbath» назвала себя так в честь этого шедевра Марио Бава.

Navis

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий