«Большой»

Надо честно признаться, надоело брюзжать по поводу недостатков современного российского кино, его вторичности, ходульности образов, исторических ляпов и т.д. Уже давно хотелось кого-нибудь из отечественных кинематографистов похвалить. И вот случай представился. Фильм Валерия Тодоровского «Большой» просто понравился. Режиссёр представил на суд зрителей ленту о закулисье Большого театра. Казалось бы, сюжет не нов: муштра и конкуренция, слезы и отчаяние, взлёты и падения в карьере артистов балета уже были, как в отечественном, так и зарубежном кино. При этом сценарий оригинальный, драматургия выстроена добротно, характеры и ситуации правдивы (сценарист Анастасия Пальчикова). Но, как мне кажется, зрительский успех «Большого» (а залы заполнены) обеспечен не столько сюжетными коллизиями, сколько их реалистичным воплощением великолепным актёрским составом.

Одна из ключевых – роль заслуженной балерины и жёсткого педагога Галины Белецкой в исполнении гениальной Алисы Фрейндлих. Железная леди предельно строга с ученицами на публике, и она же – одинокая старая дама с прогрессирующим склерозом, верящая в уникальный талант своей ученицы Юли, простой девочки из провинциального рабочего Шахтинска. Валентина Теличкина в роли директора Хореографической Академии Унтиловой – также ярчайшая роль при внешней холодности и бесстрастности. Её характер раскрывается в соперничестве с бывшей примой Белецкой, они друзья-враги, антиподы, огонь и лёд. Словесные пикировки двух балетных дам просто блестящи. Спасибо режиссёру за то, что пригласил наших великих актрис – они настоящие бриллианты среди россыпи актёрских самоцветов.

Характеры главных героинь Юли Ольшанской (Ольхи) и Карины Курниковой прорисованы достоверно. Прекрасно сыграли их в детстве Екатерина Самуйлина, член сборной России по художественной гимнастике (потрясающая девочка!) и Настя Плотникова, серьёзная юная балерина. На роли взрослых подруг-соперниц после продолжительных кастингов были подобраны прима-балерина Варшавского Большого театра (Национальная опера) Маргарита Симонова (Юля) и москвичка Анна Исаева, в недавнем прошлом профессиональная балерина (Карина). Это дорогого стоит – профессионалов играют профессионалы. А то как нередко случается в кино: известные актёры картинно тянут ножки в пуантах, изображая балетных, а как доходит до дела – прыжки и па под камеру со спины исполняют дублёры, которых и в титрах-то не указывают. Кстати, и заезжую звезду, французского танцовщика Антуана Дюваля, исполнил знаменитый хореограф и этуаль Парижской оперы Николя Ле Риш. Это его далеко не первая роль в кино, и как актёр он, безусловно, хорош.

Отлично сыграны все роли, в том числе второго плана и эпизодические. Прежде всего, точное попадание в образ Александра Домогарова в роли бывшего балетного премьера Потоцкого, тихо спивающегося в провинциальном Шахтинске и подрабатывающего постановками танцев стриптизёрш в ночном клубе. Видно, мужик-то был хороший, но надломился. Не справился с ситуацией, обидой, завистью коллег, ранней пенсией, потерял форму. На эту роль Тодоровский нахально хотел пригласить звёздного Барышникова, но тот сказал, что в Россию не приедет, хотя сценарий прочитал, и, по словам режиссёра, хорошо на него отреагировал (интервью журналу «Огонёк», № 17-18 от 01.05.2017).

Запоминается актёрская работа Юлии Свежаковой в небольшой роли матери Юли Ольшанской. Как достоверно сыграна эта вечно всем недовольная тётка: и своим работягой-мужем, и детьми, и жизнью. Ей всё не так да не эдак: не выдают деньги на шахте – плохой мужик, выдали зарплату за полгода, купил ей шубу, детям подарки – опять плохо, «завтра жрать нечего будет, а он подарков накупил!». Всё сугубо прагматично, без фантазий. Сварливый, злобный и, увы, очень узнаваемый женский характер, психотип старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Кстати, отец Юли (актёр Николай Качура) с получки подарил дочери фигурку балерины, которая крутит фуэте, стоит только её завести. И девочкой, и уже взрослой девушкой она будет бережно хранить простой и одновременно волшебный подарок отца, который верил в мечту дочери. Именно отцу звонит иногда маленькая Юля из интерната, другие девочки – мамам.

В конце концов, именно поведение матери ломает судьбу Юли на самом взлёте, в момент кульминации счастья – она едет на неделю на каникулы домой, а потом – выпускной бал, на котором она, именно она, Юлька Ольха из дымного Шахтинска, станцует Аврору в «Спящей красавице» на сцене Большого! И как же мерзко попрекает её маманя, которая за все годы учёбы ни разу не приехала к дочери, не прислала гостинец, не поинтересовалась, как и на что та живет в интернате (девчонка мыла полы и убирала квартиру Белецкой): «Во-о, балет приехал! Ты матери-то, братьям хоть раз помогла, денег прислала? Как тебе отец потакал, так и выросла эгоисткой».

Но мир не без справедливости и не без добрых людей. Эта мысль очень важна для современной жизни и хорошо, что до зрителя её доносят (киношной чернухой мы и так по горло сыты). И в глубинке рождаются таланты, да собственно, подлинные самородки оттуда и выходят. В особое призвание девочки верит её отец, но помочь ничем не может, к тому же, как мы узнаем из контекста, он рано умер. Верит чужой дядька, бывший солист балета, который бескорыстно учит её азам классического танца и везет в Москву. Потоцкий пробивается к Белецкой, повторяя без конца: «Посмотрите девочку, она очень талантлива, посмотрите девочку…». И его усилия не напрасны – берут не по блату, а за уникальные способности. Таланту нужен шанс. А вот как он им распорядится? Не хочется рассказывать главные сюжетные линии и развязку фильма. Для тех, кто будет его смотреть, должна сохраняться интрига.

Не соглашусь с претензией к фильму, высказываемой в прессе, что в нём нет главного – исполнительского искусства. Но, позвольте, тогда это был бы не художественный, а полудокументальный фильм-балет. В режиссёрский замысел не входил показ дивертисментов, он ставил перед собой совсем иные задачи. В «Большом» нет фальши (веришь и в спор героинь, кто дольше прокрутит фуэте после бутылки вина, потому что юность часто бесшабашна и не думает о последствиях, и даже в смертельно опасный прыжок Юли с крыши на крышу). Будни балетных артистов и судьбы героев показаны ярко и убедительно.

Да, можно придираться, что отдельные сюжетные линии не совсем доработаны, некоторые характеры намечены только штрихами, но! – это не мешает восприятию и не ломает конструкцию фильма. К тому же режиссёр В. Тодоровский во всех интервью говорит: наснимал так много, и материал настолько хорош во всех отношениях, что придётся делать сериал для ТВ, не меньше 4-х серий. Формат сериала нынче в тренде не только у «создателей» мыла, но и у наших мэтров. Посмотрим, тем более будет ещё один повод для дискуссий.

М.С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Diletant
    May 30th, 2017 | 8:48 pm

    Большой – мнение о Мнении
    О Мнении. Неплохой фильм – и великолепная рецензия. Мила Северная, как всегда, точна во всем – и в оценке фильма, и режиссуры, и актеров, как балетных, так и не балетных. Великолепны стиль, композиция и язык. И без спойлеров. Талантливо. Прочитал с истинным удовольствием. Еще раз позавидовал Мастеру белой – белой завистью: мне бы так! Естественно, посмотрел фильм.

    О фильме. Мне показалось, что рецензия – талантливее и интереснее, чем сам фильм. Да, великолепные Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров, актрисы-балерины, да и весь кинематографический кордебалет – исполнители вторых ролей и массовки. Сценарий – достаточно динамичный и хорошо скроенный. Чудесная музыка. Однако на фоне драматичных и местами криминальных «разборок», которыми в последние годы была наполнена реальная жизнь Большого, его балетной труппы, история дружбы-вражды двух балетных девочек кажется чуть-чуть приторной, ненатуральной, искусственно приукрашенной и чересчур благостный (если досмотрите фильм до конца, то поймете, о чем я говорю). В общем, фильм на 12+, и не по видеоряду, а по содержанию. Еще одна Золушка, только из Большого. А тут еще великая Алиса Бруновна почему-то отбивает ритм на три четверти (в балете такого не бывает)…

    С уважением,
    Дилетант

Оставить комментарий