Викинг (2016)

Как только его не раскручивали. И трейлеры повсюду. И сам Данила Козловский в разных ракурсах. В фас и профиль. Только что, не сзади, но тогда было бы не узнать. И на каждой афише, и в каждом девичьем Ай-фоне, и из каждого утюга, и на «Первом канале». Последнее, впрочем, не удивительно, Это – как в старом скетче от наших юмористов: кто что охраняет или продюсирует, тот все это и имеет. В прямом и переносном смысле. Наконец, репортаж с премьерного показа, с участием всей съемочной группы, на котором присутствовал сам Владимир Владимирович Путин. Только у нас, в России, в условиях подлинной демократии, все имеют права человека: глава Государства – право на свое мнение, а продюсеры фильма – право на использование этого мнения в качестве рекламы. Что и кто может больше сказать? Разве что сам Господь Бог?

kadr-Viking-02-1

 

Что же получилось? Святой князь Владимир – Креститель Руси – в исполнении Данилы Козловского оказался средневековым военачальником средней руки, с хорошим румяным лицом, для которого отпущение грехов (украденный у брата кораблик, а потом и братоубийство, убийство родителей одной из многих жен), – стало моральным основанием не только для собственного, личного, перехода в другую, христианскую, религию, но и для того, чтобы, вслед за собой, окрестить весь свой народ.

А чего же их не окрестить? Кто они, вообще-то, такие? Так, народец, даже народишко, мельтешащий под ногами (а он же – Викинг!), язычники, почему-то иногда смахивающие на буддистов. Во всяком случае, в фильме «Викинг» их – подданных Владимира – шаманы только что не одели в свою желтую униформу. Да и головы выбриты похоже. Чего им креститься? Чего им не хватало? С какого такого перепугу они бросились в Днепр креститься, понимаешь?

kadr-Viking-04

С чего начинается Родина? И где происходит все это действо? По фильму – не совсем понятно. То ли она (Родина) начинается с заснеженного соснового леса и с конной охоты на туров, да еще это не просто охота, а с участием конкурентов – почти по Толстому… Где-то в окрестностях Полоцка. А как он стал Великим Князем Киевским? Вроде бы, снимали про Киевскую Русь и ее Крещение? Или Святой Владимир тут не при чем? А тут еще и варяги всякие плавают беспрепятственно по внутренним рекам. Туда – сюда. Под парусами и с флагами…

А зачем Владимир пошел на Корсунь? И где она, эта Корсунь, вообще-то, была? Это – тоже тогда была Родина, или «ближнее зарубежье»? Что он не поделил с византийским Императором?

kadr-Viking-06

В общем, с историей и географией в фильме «Викинг» получается какая-то несуразица.

«Исторический экшн» (не знаю, как это правильно написать по-русски), несомненно, удался на славу. Лошади скачут, выбивая пыль из-под копыт. Или разбрызгивая средневековую грязь (ее, кстати, гораздо больше, чем пыли). Солдатики машут мечами. Технично. Иногда попадают. Супостаты (то ли печенеги, то ли половцы, да кто их тут разберет?) истово лезут на стены. В них, супостатов этих, стреляют «наши», из лукового оружия, накалывают их на копья, иногда бросают горящие колеса (видимо, из излишков, у них там было, в запасе). Женщину публично насилует – на глазах у матери и отца, в присутствии подчиненных и просто зрителей – сам будущий Великий Князь Киевский! Здорово! А еще фигурируют варяги (или викинги?), алчные, готовые куда-то идти исключительно за бакшиш, все почему-то одетые в сине черные униформы – доспехи, как у нынешних эстонских полицейских. Да и их вожак почему-то говорит с сильным финским акцентом, как в наших «особенностях национальных», будь то охота, рыбалка, или что еще там). И вмешивается в нашу посконную внутреннюю политику со своими рекомендациями.

Как всегда в нынешнем российском кино, есть и находки. Часть из них – настоящие, как говорят, genuine. Например, конный «хоровод» в атаке половцев, реальный тактический прием конной атаки. Позднее был утрачен. Все «лáвой», в лоб. Казаки, мать вашу. Или массовое падение людей в глубокий омут (меня, правда, смутило, что это – реплика из шедевра Тарковского «Андрей Рублев». Ну да Бог весть, почудилось, наверное).

kadr-Viking-07

Очень хороши откровенные сцены, и не благодаря их главному герою (Даниил Козловский предсказуемо статичен, почти недвижим, и он вполне заслужил право таким и быть всей своей актерской карьерой), а благодаря красивым актрисам, которые сыграли женщин Х века современно, откровенно, азартно и красиво. Наверно, с тех времен ничего в этом смысле не изменилось. Женщина есть женщина. Всегда. За что фильм, видимо, и получил 18+. Больше не за что. Без них – 12 -.

Хороша анимация. Я, например, каюсь, никогда не видел туров. Не пришлось – они уже не живут. Только читал или слушал в записи Владимира Семеновича Высоцкого, там, где про Стрелка: «И пока он эдак с ним препирался, съел почти уже всех и женщин и кур, и у самого дворца ошивался этот самый, то ли бык, то ли тур». А тут настоящие звери, с выразительной мордой или, если хотите, пастью, с отбеленными зубами от западного дантиста! Здорово! Браво!

kadr-Viking-11

Чего нет? Нет ни понимания роли Киевской Руси в тогдашней мировой политике (а она, Русь, уже тогда не была «мелочью», статистом, а крупнейшим «игроком» на европейской арене своего времени). Не даром ведь князь Владимир успешно претендовал на установление кровной, династической связи с самим Императором Византии, и получил в жены его дочь (кстати, по результатам «Корсуньской» боевой операции. Взял – получи). Кстати, Корсунь – это Крым, в районе Севастополя, точнее – Балаклавы. Это совсем рядом. Нет и понимания значения выбора религии, который, видимо, не сводился к простому причастию у христианского епископа и полученного от него князем-язычником отпущения грехов. Кстати, этот епископ по имени Анастас, как гласят летописи, оказался в итоге стяжателем и вором: привезя в Киев святыни и украшения из Корсуня, он несколько позднее со всем этим сбежал, кажется, к полякам. Если бы все было так просто, как у авторов «Викинга» или у современных нам предстоятелей церкви, все бы уже давно стали христианами, очень даже может быть – православными, и никогда не было бы безбожников-атеистов и прочих эсеров-революционеров.

kadr-Viking-12

Как у нас любят говорить, где же «сухой остаток»? Получился очередной «костюмированный экшн». Без Истории. Без мысли. Без Идеи. Жалко только, что потревожили Святого князя Владимира, в очередной раз всуе «разворошили» Киевскую Русь. Зачем? Только Бог один знает.

Ваш,

Дилетант

P.S. от Navis’а: Судя по данной искрометной рецензии от глубоко уважаемого мной Дилетанта, которому я доверяю как самому себе, наши российские киноделы вновь сварганили очередной исторический кинокомикс, состряпанный по лекалам голливудских блокбастеров. Я обратил внимание: чем грандиознее реклама, тем бездарнее фильм (вспомните "Дуэлянта"). Ну сделали бы просто фэнтези времен Древней Руси с выдуманными героями – в этом случае никаких нареканий не было! Я бы только приветствовал такое кино! У нас ничтожно мало (или даже совсем нет) картин на эту тему. Тем более таких зрелищных и масштабных как "Викинг". Так нет же! Надо же было сюда "присобачить" реально существующих личностей, подвести историческую основу под "пеплум" на российский лад. Зачем же все портить?! Особо меня покоробило, что создатели фильма в своих интервью начали проводить параллель между "Викингом" и великим "Андреем Рублевым" Тарковского. No comments. Дальше уже говорить не о чем… Да, а девушки в ленте действительно хороши, в частности Александра Бортич в роли Рогнеды!

Запуск "Викинг"-видеопродукции на прилавки магазинов ожидается в конце марта 2017 года.

Diletant

Комментарии

  1. Мила Северная
    January 19th, 2017 | 5:22 pm

    Да-а, не дают покоя нашим деятелям кинематографического искусства чужие кассовые и зрелищные постановки. И всегда плетёмся в хвосте, никогда – на опережение. Взять хотя бы давнюю историю – «Войну и мир» (экранизации романа мы тоже обсуждали в блоге). Когда загорелись снимать? После того, как американцы замахнулись на русскую классику (фильм 1956 года с Одри Хепберн и другими звёздами). А что ж до этого сидели, лапу сосали? И тут же последовало партийное задание идеологически правильному С.Бондарчуку – даёшь «Войну и мир», да такого масштаба, чтоб чертям, то бишь американцам, тошно стало. Сказано – сделано, получили «Оскар». Но то дела давно минувших дней, предания советской старины.
    Вернёмся к нынешнему российскому кинематографу. Где оригинальные сценарии? Только кальки с американского кино. Если таковые и пишутся, то чаще всего о беспросветности российской жизни, ничтожных людишках, живущих на огромной территории, пьянстве, подлости, предательстве и т.д. Или выдают «на гора» комедии с зашкаливающей степенью убожества.
    А что с нашей далёкой историей? Киноискусство по-прежнему в большом долгу. Итак, в основу российского «Викинга» положены судьбы реальных исторических лиц. И по какому пути пошли авторы «шедевра»? Решили намесить побольше грязи в прямом и переносном смысле. Картина грязью! Смотреть противно. Могут возразить, что такова была тогдашняя реальность, жили в дикости, СПА-салонов не было, лаптем щи хлебали. Но кино – условность, так и соблюдайте это правило. Из-за погони за “достоверностью” не показывают же нам, как устроены средневековые нужники. Хотя создатели «Викинга» близки к этому.
    Главная претензия к фильму – невнятность замысла. Показать Владимира великим государственным деятелем? – нет, не получилось. Храбрым воином, героем? – и здесь нет попадания в десятку. Показать его духовную эволюцию? – тоже мимо. Сделать из русской истории «Игру престолов»? – опять не удалось. Где смыслы? То-то и оно, что не просматриваются. А с исторической правдой создатели совсем не в ладах (кто интересуется – отсылаю к критическому разбору фильма по историческим косточкам в изданиях: «Культура» № 47 от 30.12.2016 – 12.01.2017, статья Егора Холмогорова «Из князи в грязи» и «Литературная газета» № 1-2 от 18 – 24.01.2017, статья Александра Кондрашова «Перуна на вас нет!»).
    Создаётся впечатление, что многие из широко разрекламированных кинопродуктов сняты с прицелом на западные кинофестивали: вдруг возьмут, там же любят чернуху о русских. Беда в том, что продукты эти 2-ой свежести, с душком.
    Напрягает 9-й вал рекламы нового фантастического фильма «Притяжение» Фёдора Бондарчука (очередной ответ американским блокбастерам?). Не получилось бы, как с «Дуэлянтом» и «Викингом: «Ща мы вам тако-ое покажем!», а потом упс! – и пшик…
    Статья Дилетанта объективна и очень интересна. Жду новых критических разборов автора.
    М.С.

  2. kot_pofigist
    January 19th, 2017 | 9:53 pm

    “Зашкаливающая степень убожества”. Мила, я аплодирую Вам стоя своими толстыми пушистыми лапками. Точнее описать моё неприятие современного отечественного синематографа не удавалось ещё никому. Причём сразу уточню – это не какое-нибудь хипстерски-либеральное “фи” в адрес всего российского, а глубокая обида за державный мейнстрим. До сих пор ничем не могу объяснить, почему в Советском Союзе блистательные картины были как и для массового зрителя (отменно качественный Мос/Лен-фильмовский конвейер), так и для, скажем так, психологически и духовно замороченных (вроде “Мёртвого сезона” или “Сталкера”)? А в нашей современной киноиндустрии, получившей и технологии, и финансовые возможности, стали процветать “Ёлки” да невнятные перерисовки блокбастеров “с бородой”.
    Соглашусь – и “Викинг” по стилистике задуман как “Игра престолов”, и “Притяжение” выдаёт смесь “Дня независимости” с “Прибытием”, и, честно говоря, при упоминании фамилий Бондарчук и Козловский хочется проверить, выключен ли утюг, потому что эти два товарища лезут из каждого подобного электроприбора в нашей стране.
    И в очередной раз спасибо Diletant-у за изящный и профессиональный исторический разгром – объективный взгляд человека, небезразличного к истории своей страны, просто необходим в разоблачении всех этих химер псевдоискусства.
    Ваш,
    Кот-Пофигист

  3. Мила Северная
    January 20th, 2017 | 12:34 am

    Уважаемый kot_pofigist, Вы высказали очень важную мысль – критика отечественного кинематографа продиктована не снобистским желанием просто поругать, а горькой обидой: где же фильмы мирового уровня? Почему при полной свободе писать, снимать, творить, почти неограниченных технических возможностях, да и больших деньгах (госзаказ) утрачена индивидуальность, таланты в загоне, вместо настоящего кино производятся некие суррогаты? Непонятно.
    Но, знаете, есть один фильм, который мне кажется очень важным, хорошим и правильным – это «Территория» (вышел в прокат в 2015 году). Он снят по одноименному роману (1975) геолога и писателя Олега Куваева. Читали? Хорошие книги писал. Сюжет «Территории» – поиск и открытие золота на Чукотке, время действия конец 50-х – начало 60-х гг. прошлого века. Замечательный отечественный фильм, красивый, о настоящих людях – горных инженерах, золотоискателях и искателях приключений, настоящих мужчинах и женщинах. Фильм о том, что в жизни любого человека есть смысл, если он работает на совесть, любит по-настоящему, не предает, не мельтешит, не прогибается в принципиальных вопросах, не изменяет своим принципам. Очень сложно писать о том, что очень понравилось. Съемки шли долго в суровых и красивейших местах нашей страны (плато Путорана, бухта Провидения, Чукотка), операторская работа высшего класса. Качественные режиссура, работа сценаристов, актёров. Очень жаль, что он шел вторым экраном, не был достаточно разрекламирован. Почему-то и по ТВ его показали только один раз. Так что есть у нас хорошее кино, надеюсь, его будет ещё больше.
    М.С.

  4. JerryRum
    January 30th, 2017 | 3:47 am

    Русский слесарь-сантехник, исполняю работы по замене или ремонту смесителей, сифонов, фановых труб, монтажу-демонтажу унитазов, ванн, болеров и многое другое. Выезжаю на адрес заказчика в окрестностях СПб. Ценник держу низкий, потому что, работаю самостоятельно (без посредников и бригад). Если объем работ небольшой, и за час управлюсь – то беру 500 рублей… если заказ объемный, то обсуждаем с заказчиком. Еще я, провожу разводку труб горячего и холодного водоснабжения по квартире (металлопластик или полипропилен, на выбор заказчика). Звоните, не стесняйтесь, стоимость моих услуг не велика! Тел: 89531558890

  5. JerryRum
    January 30th, 2017 | 4:15 am

    Русский слесарь-сантехник, произвожу работы по ремонту, демонтажу, монтажу, подключению, замене и настройке сантехнического оборудования (унитаз, ванна, смеситель, стиральная машина, гофра, сифон и многое другое). Выезжаю на адрес заказчика в окрестностях СПб. Ценник держу низкий, т.к. работаю один (без фирм и бригад). Если работы мелкие, и за час управлюсь – то беру 500 рублей… если заказ объемный, то обсуждаем с заказчиком. Также, произвожу разводку труб горячего и холодного водоснабжения по квартире (металлопластик или полипропилен, на выбор заказчика). Звоните, не стесняйтесь, всегда можно договориться о цене! Тел: 89523636001

Оставить комментарий