Время Ч

Ожидания не обмануты! «Тёмные времена» – серьёзный, качественный, интересный фильм с убедительными актерскими работами. Роль личности в истории – тема выигрышная, но опасная. Легко скатиться в популизм, пародию или политический заказ. Думаю, авторы избежали этих подводных камней. Черчилль показан не только великим лидером своей страны, но прежде всего человеком, которому свойственны сомнения и глубокие переживания.

Гэри Олдмен гениально перевоплотился в Черчилля, будучи на него совершенно непохожим! И вполне заслуженно получил «Золотой глобус» как «Лучший актёр в драматическом фильме» на 75-ой церемонии вручения премии независимых журналистов, которая проходила в Лос-Анджелесе 7 января 2018 года. «Глобус» считается генеральной репетицией «Оскара», на статуэтки которого «Тёмные времена» будут претендовать в нескольких номинациях.

Гэри Олдмену-Черчиллю веришь, когда он разгуливает по дому в халате и тапках, пьёт виски (много и часто), ворчит, курит сигары, бубнит, надиктовывая тексты своих выступлений, орёт на секретаршу, произносит пламенные речи на военном совете и в парламенте, общается с королём, прорабатывает операцию «Динамо» по спасению десанта в Дюнкерке, беседует с простыми людьми в лондонской подземке, предаётся сомнениям и принимает судьбоносные для страны решения.

В мае 1940 года в Англии наступили поистине тёмные времена – на Европу надвинулась чёрная тень фашизма. Немецкая армада стремительно занимает одну за другой европейские страны, которые сдаются без боя. Черчилль встаёт во главе британского правительства и министерства обороны в чрезвычайных обстоятельствах, когда над Великобританией нависла реальная угроза захвата территории и потери независимости.

Черчилль не вызывает симпатий у членов парламента, у него серьёзные противники – лорд Галифакс (Стивен Диллэйн) и Невилл Чемберлен (Рональд Пикап), сторонники сговора с Гитлером. Король Георг VI (австралийский актёр Бен Мендельсон) относится к Черчиллю поначалу неприязненно и одобряет его кандидатуру на роль премьера в критической ситуации. Интересно сыгран эпизод аудиенции в дворце: король, объявляя Черчиллю о назначении на пост, пожимает ему руку, и тут же прячет её за спину, брезгливо вытирая ладонь о мундир.

Давление на премьер-министра и короля очень серьезное: от Черчилля требуют пойти на переговоры с Гитлером, а от Георга VI – бежать с семьёй в Канаду и стать монархом в изгнании. Оба предложения, якобы «во спасение», унизительны. Переживания, которые выпали на долю этих людей, и высокая планка ответственности, позволяют им перешагнуть через взаимную антипатию. В период тяжких раздумий первый шаг навстречу делает Георг VI – он тайно приезжает к премьеру на Даунинг-стрит, 10 для разговора без официоза. Они принимают единственно правильное решение – не идти на преступные переговоры с агрессором, не покидать страну, быть вместе с народом в период тяжёлых испытаний.

И Гэри Олдмен, и Бен Мендельсон прониклись личностями своих героев. Чувствуется, что для них это не просто проходные роли. Чтобы сыграть реальное историческое лицо, необходимо освоить огромный объем информации: документальные материалы, исторические исследования, воспоминания, кинохронику. Нужно досконально изучить привычки человека, его мимику, жесты, особенности речи и походки, манеру держаться, курить, носить одежду, трость, шляпу и т.д. У этих замечательных актёров роли получились. От знающих людей слышала, что в жизни у Бена Мендельсона заметный австралийский акцент, но король Великобритании так говорить не мог. В фильме мы слышим идеальную английскую речь с лёгким заиканием, которым страдал Георг VI. А Черчилля теперь другим и представить себе невозможно, только Гэри Олдменом. Вот это и есть актёрский профессионализм.

Понравились две женские роли. Во-первых, это жена Черчилля Клементина (Кристин Скотт Томас). Многим, очень многим премьер Британской империи обязан этой хрупкой, умной, нежной, озорной женщине с сильным характером. Она умело руководила своим непростым супругом, смягчая его резкость, что-то ненавязчиво подсказывая, незаметно корректируя, а когда надо – и покрикивая. Их семейный союз был идеален, они те самые мифические две половинки яблока, которые совпали сразу, с первого момента знакомства. Показаны очень тонкие, трогательные отношения двух любящих и интеллектуально близких людей. На примере четы Черчилль создатели фильма говорят нам, что возраст для нежности и любви не помеха, если мужчина и женщина находятся на одной волне, дышат в унисон, живут общими радостями и заботами. Без наигрыша и фальши актёрам удалось передать искренние чувства.

Вторая женская роль (а собственно, других в фильме и нет, только эпизоды) –  секретарши Черчилля Элизабет Лейтон – хорошо сыграна актрисой Лили Джеймс. Эта симпатичная, трепетная девушка одновременно и боится своего шефа, и восхищается им. От ответственности и страха перед «великим и ужасным» в первый день службы у неё трясутся руки и губы, она не попадает по клавишам печатной машинки, плачет от отчаяния, что не оправдала доверия. Но Элизабет – девушка с сильным характером (другая у Черчилля и не удержалась бы), она профессионально делает свою работу, не жалуясь, не считаясь со временем и усталостью. Режиссёр и сценарист даже не придумали ей жениха – в тёмные времена не до сердечных увлечений. Любовной интриги в фильме нет, и это представляется правильным, побочные сюжетные линии только отвлекали бы от повествования, хронологически следующего за глобальными событиями истории.

Немного о визуальном восприятии фильма. Лента снята в коричнево-зелёно-серых тонах, ярких кадров нет. На плёнке как будто лежит паутина, пыль времени. Такова тенденция современного кинематографа – не раскрашивать ленты, а как бы «состаривать» их, приглушать краски, добиваясь цветовой гаммы старых фотографий. Если в кадре горит одна свеча или тусклая лампочка, то на экране будет реально темно, чтобы зритель щурился, вглядывался, прочувствовал, каково жить в полутемных домах и холодных квартирах. Сегодняшняя кинематографическая мода стремится соответствовать изображаемой эпохе не только в одежде героев, обстановке и бытовых предметах, но даже в такой эфемерной материи, как свет и тень. Это не мешает, а создает особый стиль.

Создатели фильма проявили завидное внимание к деталям биографии главного героя – не забыли про привязанность Черчилля к коту Джоку. Только перед своим рыжим любимцем он мог встать на колени (забавный эпизод: премьер ползает по полу, уговаривая кота вылезти из-под кровати).

В заключение хочется сказать вот о чём. Несомненным плюсом фильма является следование историческим фактам. Приходилось видеть немало кинолент, где события намеренно искажались то в угоду толерантности, то из желания не обидеть европейцев за их пораженчество, то из принципа двойных стандартов в отношении СССР и России. Любой стране хочется выглядеть в глазах потомков благороднее и чище, но подобные пластические операции в мировой истории совершенно недопустимы. Помните, как в «Дюнкерке», одном из возможных фаворитов будущего «Оскара», даже враг не назван. Никакого Гитлера, никаких фашистов – с кем воюют, от кого спасаются?.. В «Тёмных временах» всё названо своими именами без лживых поправок, вымарывания и ретуши.

И ещё: этот фильм о неразрывной связи судьбы лидера и судьбы его государства. Невозможно войти в историю великим человеком со знаком плюс, предав родину, сбежав в безопасное место с туго набитыми банковскими счетами, оставив свой народ один на один с врагом. Рассказ о пути отца нации – это не про деньги, а про честь и достоинство, умение брать на себя решение самых сложных проблем и нести ответственность за всё, что происходит с твоей страной даже в самые тёмные времена истории.

Мила С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Мила Северная
    February 1st, 2018 | 3:46 pm

    Получается, что пишу комментарий к своему же обзору. Вернее, задаю ряд вопросов.
    Дело в том, что я читаю разные рецензии и кино-обзоры в печатной прессе. Публикаций по «Тёмным временам» было не очень много, но вот одна зацепила – статья Егора Холмогорова «Это всё придумал Черчилль» в газете «Культура» № 2 (19-25.01.2018). Некоторые оценки вызвали недоумение. Изложу по пунктам.
    1. Автор отмечает, что британский премьер представлен в фильме «мерзким», но «это должно пойти его образу на пользу». Да, Черчилль в фильме немолодой, толстый, со своими заскоками, ругается, пьёт и курит, но он не мерзкий! Наоборот, вызывает симпатии. И не «мерзость» ему на пользу, а великолепная игра Гэри Олдмана, показавшего живого человека, а не плакатный образ.
    2. С явной издёвкой Е.Холмогоров пишет, что «роль настоящего черчиллевского штаба» играет в фильме… ватерклозет: «…оттуда глава кабинета министров диктует речи, разговаривает по телефону с президентом Рузвельтом и направляет военные усилия империи». Забавный эпизод, когда Черчилль диктует что-то из-за двери туалетной комнаты (обстановка такова, что ему дорога каждая минута) из 2 часов 5 минут экранного времени занимает от силы 1 минуту. Стоит ли так заострять на нём внимание? И ещё одна цитата: «…именно этот человек победил Гитлера…сидя в своем ватерклозете». Кто о чём… В фильме же есть чёткие временные рамки: май-июнь 1940-го года. Какая победа над Гитлером, война только началась!
    3. Идём далее по тексту: «Тёмные времена» являются по сути, экранизацией апологетической книги главы британского Форин-офиса и одного из идеологов Брекзита Бориса Джонсона «Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю». Откуда такая информация? Известно, что фильм снят по оригинальному сценарию новозеландского писателя, драматурга и сценариста Энтони Маккартена (живёт в Англии) «Тёмные времена», права на который были приобретены у автора в 2015 году кинокомпанией Working Title Films. По словам Э.Маккартена он много работал с архивными документами, изучал речи Черчилля, других политических деятелей, сводки военных действий. Книгу Б.Джонсона в качестве одного из источников он не упоминал. Помимо сценария Э.Маккартен написал одноимённую книгу, которая была издана в 2017 году. Убедительная просьба, у кого-нибудь из наших обозревателей-историков или читателей наверняка она есть, посмотрите в списке использованной автором литературы, упоминается ли Борис Джонсон? Что-то я сильно сомневаюсь.
    4. И ещё нечто совершенно несуразное: «Длинный как каланча, нечеловечески высокомерный аристократ Галифакс, лидер палаты лордов, представлен в «Тёмных временах» как низенький суетливый живчик…». Здравствуйте, я ваша тётя! Лорда Галифакса играет известный английский актёр театра и кино Стивен Диллэйн, его рост 183 сантиметра. Коротышка?! Играет очень достойно, без всякой суеты.
    Возникает вопрос: смотрел ли автор фильм, прежде чем судить о нём?
    Мила С.

  2. February 1st, 2018 | 4:01 pm

    Дорогая Мила, спасибо за внимание к прессе!
    Сразу отвечу по пункту номер 3 – оригинальная книга Энтони МакКартена есть, конечно же, у меня. Приобретена была в первый же день начала продаж в Штатах. Называется она “Тёмные времена: как Черчилль оттащил Британию от края бездны”. И вот что я скажу – автор, с которым мы виделись на предпремьерном показе в Сан-Франциско, очень ответственно подошёл к исторической теме. В книге масса схем, цитат, фотографий и ссылок. И все эти сноски в основном на материалы Черчиллевского архива Кембриджского института, подлинные газетные статьи 1940 года, дневники Лорда Галифакса, но только не на Бориса Джонсона. Рискну предположить, что автор статьи в газете “Культура” и по сей день не имеет представления, что такая книга по “Тёмным временам” вообще существует. А жаль. Любая профессия – это внимание к деталям.

  3. Ахмедов Рустам
    February 1st, 2018 | 6:58 pm

    Безусловно, жанр историко-биографического кино – очень нужная вещь, так как он показывает исторического персонажа, человека, делавшего историю, именно как человека, со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и фобиями, жизненными достижениями и ошибками, а не выхолощенным музейным экспонатом, подобным какому-нибудь динозавру или восковой фигурой из музея мадам Тюссо, олицетворяя тем самым знаменитую цитату Плиния Старшего:”Нам отпущен краткий век. Так докажем всем, что мы жили!”
    Но одновременно авторы и создатели подобного кино не должны перегибать палку, не впадая в крайности, они должны одинаково избегать двух крайностей, не изображая героя своей картины ни в лубочно-сусальных бравурных тонах, ни наоборот, не делая ГГ вместилищем всех и всяческих пороков, показывая его (и его историческое окружение) таким, какой он есть, каким он был, а те тем кем он казался, без всяких прикрас, но и не утрируя. А кроме того, авторы и создатели не должны, как и положено в исторических картинах, скрывать неприглядные стороны тех времён, о которых идёт речь в их киноленте, прямо называя фашистов фашистами, их сторонников – их сторонниками, трусов – трусами, храбрецов – храбрецами.
    Эта задача, как мне думается, с лихвой и с очень большим успехом была решена, как авторами фильма “Тёмные времена”, так и актёрским составом, в том числе сыгравшими главные роли в этом фильме Гэри Олдманом и Беном Мендельсоном, игра которых (и которым, без сомнения было очень интересно, а это главное, отыгрывать своих героев) в этом фильме просто блистательна и бесподобна. Вместе с тем они проделали поистине титанический труд, который, впрочем, стоил затраченных на него усилий, на выходе получилась очень жизненная и неоднозначная, очень даже великолепная картина о Уинстоне Черчилле, безусловно, нашедшая своего зрителя,

  4. February 1st, 2018 | 9:34 pm

    Если честно, в таком актёрском составе и сомневаться не приходилось! Разве что очень интриговал вопрос, как Гэри Олдмэну удастся полностью перевоплотиться в плане физического облика – актёр комплекцией, да и возрастом совершенно на Черчилля не похож. Однако же он из тех талантов, что способны сыграть кого угодно. И вообще, актёры “Тёмных времён” и вправду крайне ответственно подошли к своим ролям и уж точно доказали, что их персонажи жили и творили историю.
    В рецензии совершенно справедливо отмечается внимание создателей фильма к деталям – и к дизайну костюмов, и к коту, и к голосу Его Величества. “Знающие люди” в лице меня подтверждают: действительно, у Бена Мендельсона слышен австралийский акцент, но лишь когда он говорит неофициально и не на публику. На пресс-конференциях и интервью он говорит подчёркнуто чётко, и, кстати, мне показалось, что в роли короля он даже немножко поработал с тембром голоса – в жизни он ниже и жёстче. Гэри Олдмэн также подстраивался под вязкую, но эмоциональную речь своего персонажа – сам актёр отличается изысканным дикторским произношением. Это, так сказать, из личных наблюдений.

  5. Mila Severnaya
    February 1st, 2018 | 9:53 pm

    Совершенно с Вами согласна, Рустам! Этот фильм – образец того, как надо подходить к историческому материалу и исторической личности при создании биографического кинопроизведения – именно не перегибать палку. Известный человек совсем не потеряет своего величия в глазах потомков, если показать его слабости, привычки, подлинные черты характера, но при этом – и силу духа, героизм, умение отстаивать свои позиции. Лидер, повлиявший на мировую историю, всегда будет интересен зрителю или читателю – при условии талантливого воплощения.
    Спасибо, kot_pofigist за разъяснения по поводу книги Бориса Джонсона. Я так и предполагала, что автор статьи решил безапеляционно высказать свою точку зрения, не перепроверив материал. Судя по его поверхностным замечаним, фильм он смотрел невнимательно. Спасибо, что хоть Гэри Олдмана похвалил: “Выбор актёра на роль премьера и впрямь удачен. Гари Олдман не умеет играть плохо”. С этим не поспоришь. Разве, что с написанием имени актёра. В нашей прессе его почему-то чаще называют Гари, что неправильно.
    М.С.

Оставить комментарий