Вы готовы, дети? – «Первому игроку приготовиться»

Фантастически привлекательные виртуальные миры, бесперспективная реальность, приключения и бескрайний простор для воображения – все это легко уместится в хорошей книге. Вот почему я с некоторым предубеждением относилась к экранизации романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Книга, начинённая сочными отсылками к поп-культуре 1980-х до взрывоопасного состояния, выглядела нереальной не только по своему сюжету, но и по степени экранизируемости, если так можно выразиться. Читатель не ограничен в своей фантазии, каждый воспринимает авторский стиль и контекст по-своему, в то время как фильм задаёт зрителю чёткие визуальные параметры и формирует собственную реальность. Но за дело взялся Стивен Спилберг, и с помощью идеально подобранных актёров и уникального таланта переносить на экран даже самые невероятные сюжеты ему удалось создать фильм, который заслуживает исключительно положительных отзывов.

Перед режиссёром стояла непростая задача: унифицировать образы в фантастических реалиях так, чтобы довольны остались и поклонники книги Эрни Клайна (которая вышла в 2011 году), и его собственные фанаты. Велика была опасность поделить аудиторию на сторонников романа и сторонников фильма, но Спилберг выбрал правильную тактику – не можешь противостоять движению, возглавь его! – и снял совершенно другую историю, объединённую с оригиналом идеей и персонажами. Да, сюжет сделался проще, и отсылок к фильмам, играм и музыке 1980-х получилось намного меньше, чем было изначально заложено в книге, но создатели фильма неоднократно упоминали о сложностях с покупкой прав на те или иные бренды. С другой стороны, зрелищность и динамичность фильма выше всяких похвал (хронометраж более двух часов смотрится на одном дыхании), а история с поиском «пасхалки» внутри виртуальной реальности превратилась в поиск «пасхалок» внутри истории о поиске «пасхалки».

Внимательные зрители уже соревнуются в количестве найденных отсылок. Но даже тем, кто поверхностно знаком с поп-культурой 1980-х, будет ностальгически приятно видеть в современном полу-цифровом фильме сцену с реконструкцией «Сияния», гонки в стиле изворотливых трасс Hot Wheels и магический куб Земекиса, а ещё подметить Бэтмэна, Кинг Конга, постер Rush!, диск Билли Айдола, магнитолу Sharp, футболку Joy Division, фрагмент поля Minecraft, очки Кларка Кента и упоминание «Сокола Тысячелетия». Я уж молчу про саундтрек!

Режиссёр сделал свой фильм таким, чтобы зрителю было интересно вглядываться и присматриваться в своё удовольствие, а не просто смотреть историю про хороших и плохих. «Сама история перед вашим лобовым стеклом, а все культурные отсылки вы ловите боковым зрением», так описал Спилберг свою задумку изданию USA Today.

Действие фильма разворачивается в основном в виртуальном мире, где у всех персонажей есть аватары, порой совершенно непохожие на свои реальные прототипы. Несмотря на то, что настоящих актёров мы видим реже, чем компьютерную графику, к касту нет никаких претензий: все смотрелись просто великолепно и невероятно слаженно. Юные актёры, воплотившие на экране «Великолепную пятёрку» честных охотников за «пасхалкой» – Тай Шеридан, Оливия Кук, Лина Уэйт, Вин Моризаки и Филип Чжао – отлично справились с задачей. Кто-то скажет, что это просто: играть подростков, фактически, самих себя, но в приключенческой фантастической истории для этого нужны не только попадание в возрастной типаж. Тут и эмоции, и пластика, и харизма, и кураж. Плюс «оживление» своих виртуальных аватаров. Приятно видеть, что ребятам всё удалось.

Наблюдать театрального гения Марка Райлэнса в роли одержимого своим творением компьютерного гения Джеймса Холлидэя было несколько удивительно после всех его серьёзных ролей. Закомплексованный и немного с приветом, интроверт Холлидэй вышел именно таким, каким его описал Эрни Клайн, и даже все эти майки и джинсовки, кеды и мешковатые штаны, гнездо на голове и взгляд с доброй сумасшедшинкой – всё это очень здорово продуманный и блестяще воплощённый образ. Хорош и Саймон Пегг в роли верного друга Холлидэя, сделавшего из технологии выгодное дело, а из бизнеса – всемирно популярную идею, доступную каждому при наличии подключения к интернету.

Не могу не сказать пару тёплых слов в адрес обаятельного Бена Мендельсона, в очередной раз сыгравший антагониста. Не стоит думать, что его роль в «Первому игроку приготовиться» привычна и предсказуема. Персонаж Мендельсона – Нолан Сорренто, корпоративный босс, карьерист, эгоист и офисная креветка, мог бы показаться скучным, если бы актёр не завернул этот образ в юморную обёрточку, привнеся в него даже некоторую душевность. Его Сорренто вышел напыщенно-дурашливым, самовлюблённо-серьёзным и при этом катастрофически попадающим впросак со своей манией величия. Такой «парень с задетым самолюбием, который мыслит себя хозяином вселенной, да ещё и хочет, чтобы все кругом за это платили, вот такой вот козёл», – охарактеризовал своего персонажа сам актёр в интервью Daily Telegraph Australia, как всегда, неформально и с озорным юмором.

Немного статистики: между прочим, эта яркая роль «плохого парня» принесла Бену Мендельсону своеобразный рекорд. Он уже сыграл антагонистов во вселенных DC («Тёмный рыцарь: возрождение легенды») и «Звёздных войн» («Изгой Один»), у самой популярной в мире стрим-студии Netflix (сериал «Родословная»), в блокбастере Стивена Спилберга, и теперь на очереди «Капитан Марвел». Даже не представляю, куда уж дальше, но неизменно желаю актёру успеха, что бы он ни творил!

В целом фильм Стивена Спилберга оставляет очень позитивное впечатление и, вопреки рассуждениям критиков перед премьерой, вовсе не выглядит попыткой спасти жанр «youth adventure». Безусловно, сам сюжет близок к смеси «Эквилибриума» и «Голодных игр»: увлечённость всеобщей идеей до состояния полного зомбирования, зависимость от виртуальной реальности, соревновательный дух, борьба одиночек и кланов в поисках «пасхалки» Холлидэя внутри вымышленного мира. Но у Спилберга всё это получилось ярко, живо, захватывающе – а как ещё может получиться у Спилберга? Помнится, в последнее время выходило немало фильмов на фантастические темы, где главными действующими лицами являлись подростки («Бегущий в лабиринте», «Валериан и город тысячи планет»), однако в массовую поп-культуру всё это как-то не пошло. «Первому игроку приготовиться» имеет все шансы на долгий и широкий успех.

И тому подтверждение не только крайне положительное восприятие зрителями и высокие оценки критиков. Вполне возможно, что Спилберг и студия Warner Bros., купившая права на книгу задолго до того, как она вышла, уже рассматривают вариант расширения проекта до франшизы. Тем более, что автор бестселлера и классик современной фантастики Эрни Клайн объявил о своём намерении написать продолжение истории. Что ж, Ready Player Two, а вы готовы?

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Irunya.
    April 3rd, 2018 | 3:45 pm

    отсылка к Назад в будущее – это топ!
    Райлэнс и Мендельсон – это идеальный cast, согласна полностью.

    спасибо, за отзыв, дорогой kot_pofigist <3
    я бы с удовольствием посмотрела продолжение!

  2. Mila Severnaya
    April 11th, 2018 | 1:11 pm

    Думала, что “Первому игроку приготовиться” совсем подростковый 12+, но после прочтения рецензии, меняю мнение. Такой триумвират, как С. Спилберг, М. Райлэнс и Б. Мендельсон всегда способны показать зрителям разных возрастных категорий отличное кино. Думаю, Спилберг, как режиссёр, не может провалить фильм любой тематики, а изумительные актёры Райлэнс и Мендельсон, мастера перевоплощений, способны наделить свои персонажи индивидуальностью – не повториться, не играть штампы. Плюс эстетика 80-х, ностальгические мотивы – это тоже работает на публику и кассу. Вывод – фильм надо посмотреть.
    М.С.

  3. April 12th, 2018 | 1:14 pm

    Спасибо за высокую оценку и фильма, и рецензии! Актёры действительно хороши, а насчёт триумвирата – истинный триумвират здесь это всё же Спилберг, Эрни Клайн и Warner Bros. Один, будучи фанатом 1980х, написал увлекательный приключенческий роман нового поколения. Вторые, мигом оценив потенциал книги, купили права на экранизацию ещё до того, как книга пошла в печать. Третий не стал отказываться от предложения студии, с которой не работал уже 14 лет, и правильно сделал. В результате такого дипломатичного подхода сложился своебразный альянс. Приятно видеть положительный пример джентельменского соглашения между студиями, продюсерами и авторами (все мы помним последние скандалы Диснея со “Звёздными войнами” и непрекращающуюся режиссёрскую чехарду, от которой устали даже самые преданные поклонники). Безусловно, не могу не отметить, что сюжет романа “Первому игроку приготовиться” был существенно изменён и упрощён для киноадаптации, что – опять же, редкий случай – не пошло во вред фильму. Теперь это два самостоятельных и очень качественных продукта, и мне думается, дело в Спилберге. Конечно, фанаты игр могут мне возразить: мол, мало отсылок, то не так и это не так, но это кино, господа. Эффекты, зрелищность, динамика, актёрская и операторская работа, саундтрек – всё на высоте. Будем надеяться, что продолжение нас не разочарует!

Оставить комментарий