«Голубая бездна» Люка Бессона

Фильм «Голубая бездна», вышедший на экраны 32 года назад, за эти годы не растерял ни увлекательности, ни зрелищности, ни стиля. Эту картину талантливый и амбициозный 29-летний Люк Бессон снял в 1988 году. До «Бездны» у молодого режиссёра вышли две полнометражные ленты: «Последняя битва» (1983) и «Подземка» (1985), отмеченные как несомненные удачи зрителями и критикой. Бессон сразу заявил о себе как о неординарном режиссёре, при том, что снимал не для узкого круга интеллектуалов, а «кино для всех», ориентируясь на зрительский интерес и успех в прокате.

Одну из ролей в постапокалиптической «Последней битве» исполнил Жан Рено, с которым Бессон будет сотрудничать постоянно, и в этой же ленте звучит необычная музыка Эрика Серра, работа с которым подарит почти всем фильмам Бессона необычное, но совершенно органичное звуковое сопровождение. Триллер «Подземка» заставил говорить о режиссёре как о новом явлении не только во французском, но и мировом кинематографе – у него как-то сразу получилось делать культовые фильмы (не только снимать, но и писать сценарии).

«Голубая бездна», помимо захватывающего сюжета и отличной игры актёров, прежде всего очень красивый фильм. От первых лаконичных чёрно-белых кадров сразу захватывает дух. Если остановить любой из них – получится фотография высочайшего уровня, поражающая совершенным сочетанием света и тени, настоящее произведение искусства: ослепительно белые дома и тёмная глубина воды, стайка мальчишек на рельефных скалах у моря, суровые лица рыбаков, пожилой священник в чёрной сутане, сидящий у белой стены, яркие блики на волнах, качающих рыбацкую лодку, свирепая чёрная мурена, которую под водой кормит с руки мальчик Жак…

Этот чёрно-белый монохром – эпиграф, дающий ключ к судьбам главных героев, француза Жака Майоля (Жан-Марк Барр) и итальянца Энцо Молинари (Жан Рено), друзей-соперников на всю жизнь. Действие начинается в 1960-х на маленьком греческом острове в Средиземном море. На каком – зрителю неизвестно, скорее всего, in the middle of nowhere, «посреди нигде», в богом забытом месте. Однако же богом-то не забытом, не случайно священник так внимательно наблюдает за спором подростков, кому нырять на глубину за монетой, не случайно разговаривает с Жаком, замкнутым застенчивым мальчиком. Этот загадочный святой отец видел, что спор был не совсем честный – никто из ребят не посмел перечить признанному вожаку мальчишеской стаи очкарику Энцо – нырять за старинной монетой будет только он, хотя увидел её Жак. Откуда же на дне у причала появилась вторая монета? Священник как бы хочет восстановить справедливость, предлагая Жаку достать её, и куда-то загадочно исчезает, когда счастливый Жак со своей добычей выныривает на поверхность. Думаю, что это некая притча от Бессона, зрителю предлагается думать и разгадывать загадки самим.

©Photo credit: Gaumont

Завязка фильма проста, как всё гениальное. Двое мальчишек из бедных рыбацких семей постоянно соревнуются между собой, кто дольше пробудет под водой, задержав дыхание, кто глубже нырнёт. Судьба забросила семьи итальянцев и французов на маленький греческий остров в поисках заработка, море помогает выживать. Жизнь подростков только внешне полна беззаботных затей, им приходится работать наравне со взрослыми. Жак каждый день выходит в море с отцом и дядей. Матери нет – она давно бросила мужа и маленького сына и сбежала в Америку. Это событие оставило незаживающий шрам на сердце Жака. Но он мечтатель, верит рассказам дяди о встрече с русалками и надеется увидеть их в море. Судьба не щадит мальчика, один из походов в море заканчивается катастрофой – страховочный трос обрывается и его отец-водолаз гибнет. В ночь накануне трагедии Жаку снится странный сон: в плавные волны его сновидения вдруг врывается милый улыбающийся дельфин и как будто зовёт его в загадочную глубину…

Прошло много лет, а в фильме просто сменилась картинка, и вот мы уже оказывается в красочном мире конца 1980-х. Жак и Энцо выросли и давно покинули греческий остров, хотя их судьбы навеки связаны с морем. Они стали профессиональными фридайверами. Энцо живёт в Италии. Он многолетний бессменный победитель международных соревнований по фридайвингу и гордость семьи – чемпион с грамотами и медалями, ему нет равных в нырянии с задержкой дыхания. Шумный и весёлый итальянец Энцо всегда не прочь похвалиться своими успехами, но у него нет конкурентов, и это скучно. Он просит брата разыскать единственного сильного соперника – Жака Майоля.

©Photo credit: Gaumont

Жак в Перу, принимает участие в экспериментах по выживанию. Уникальными возможностями его организма интересуются американские учёные. Именно там, в высокогорной лаборатории, его впервые видит приехавшая в командировку сотрудница нью-йоркской страховой компании Джоана Бейкер (Розанна Аркетт). Он выходит из ледяной воды в гидрокостюме, стройный и красивый, отрешённый от всего земного, как бог. Джоана влюбляется в Жака сразу и навсегда – классическая любовь с первого взгляда.

Жак принимает приглашение Энцо, он рад снова встретиться с другом детства, его не интересуют награды и звания, ему важен сам процесс. Главное дело его жизни – это возможность нырять на глубину, плавать в море с дельфинами. Именно их он называет своей семьёй. Влюблённая Джоана следует за ним хвостиком, и даже теряет работу. Желание быть с Жаком отодвигает на второй план все остальные дела и привязанности. Но она-то у Жака не на первом месте, их пазлы не складываются. Одна из сюжетных линий фильма – любовь, вернее, невозможность любви, если один из её объектов – человек необычный, уникальный, особенный. Энцо даже шутливо предупреждает Джоану, что любить Жака дело безнадёжное, ведь он и не человек вовсе (Ихтиандр! – вот что приходит в голову нам, знающим подобного персонажа из своей литературной и кинематографической классики). Жак живёт в своём мире, даже признание Джоаны, что она ждёт от него ребёнка, не меняет его решимости покорить губительную глубину. Жак совершенный инопланетянин, его глаза, даже когда он смотрит на Джоану, видят какие-то иные миры. Никому до этого фильма не известный Жан-Марк Барр настолько точен в образе, что другого на его месте и не представляешь. После «Голубой бездны» он проснулся знаменитым. Кстати, Люк Бессон долго искал исполнителя главной роли, он предлагал её Кристоферу Ламберту, Майклу Чимино, Микки Рурку, Жерару Ланвену, Мэлу Гибсону. Все они по разным причинам отклонили предложение (Микки Рурк, например, из-за боязни глубоководных погружений).

©Photo credit: Gaumont

Жак и Энцо на первый взгляд антиподы, но есть то, что их роднит. Они герои-одиночки, фанатики своего дела. Жак не интересуется ничем, кроме моря и погружений. Энцо, конечно, более земной, чем его друг-соперник. Он посмеивается над тем, что Жак не общается с девушками, и ничего не знает про секс. Когда в жизни Жака появляется Джоана, искренне радуется за друга. Но сам-то Энцо, как оказывается, с девушками встречается тайно от мамы (при всём своём показном «мачизме»). Мама – глава семьи, она строго следит за диетой и режимом знаменитого сына, шаг влево, шаг вправо – будут неприятности. Этот большой и сильный мужчина (в облике великолепного Жана Рено)… боится мамы.

И Жак, и Энцо не принадлежат себе, они заложники тех уникальных способностей, которыми наделила их природа, они служат им, не извлекая из этого никакой выгоды. Их миссия – расширить границы возможного, быть первооткрывателями. Быт этих подлинных героев весьма скромен. Достаточно вспомнить машину-развалюху Энцо – любой старенький «Запорожец» перед ней покажется «Мерседесом». На вопрос брата, что он сделает с деньгами, полученными за спасение неудачника-дайвера, отвечает: «покрасим машину». На удивлённый возглас: «так красили уже!», невозмутимо говорит: «тогда отполируем!». А что там красить и полировать – выкрасить да выбросить. В их квартирах, с точки зрения обывателя – хаос, к одежде одно требование – удобство.

©Photo credit: Gaumont

Главной темой фильма является соперничество Жака и Энцо в нырянии на глубину. Операторская работа великолепна (одним из операторов подводных съёмок выступил сам Бессон). Люк Бессон снимал то, что было ему близко и понятно, море – его стихия. Он родился в семье инструкторов по подводному плаванию, детство провёл на побережье Греции и Югославии. Люк занимался нырянием и подводной фотосъёмкой, мечтал изучать дельфинов, но не сбылось. Однако, снимая «Голубую бездну», он прикоснулся к своей мечте и открыл фридайвинг широкой аудитории.

Прототипами главных героев стали выдающиеся фридайверы Жак Майоль (1927 – 2001), первым в мире преодолевший 100-метровую глубину на задержке дыхания, и Энцо Майорка (1931 – 2016), державший пальму первенства официальных рекордов до Жака. Соперничество двух лучших ныряльщиков ХХ века легло в основу сюжета. Жак Майоль работал на картине Бессона техническим консультантом, главный герой носит его имя, многие факты биографии реального Майоля вошли в фильм (в том числе путешествие в Перу и общение с дельфинами). А вот Энцо Майорка был недоволен тем, что в фильме похож на «необразованного мафиози». Образ Жана Рено ему не понравился, он говорил: «Извините, но я не такой человек», и своего согласия на показ фильма в Италии не дал, несмотря на то, что его имя было изменено на Энцо Молинари.

Но вернёмся к драматичному финалу фильма. Не знавший поражений Энцо потрясён тем, что Жак на пределе возможностей нырнул на 120 метров. Рекорд зафиксирован, и Энцо потерял титул чемпиона. Однако врачи запрещают продолжать соревнования, так как погружения дальше установленной отметки становятся опасными для здоровья – организм человека не способен выдержать такого давления воды. Но Энцо не в силах отказаться от своего лидерства, вопреки запретам он ныряет, что приводит к трагедии – полуживого его поднимают на поверхность, и он умирает на руках Жака, успев попросить отпустить его на глубину, он хочет растворится  родной стихии. Жак выполняет просьбу друга, но сам переходит опасную черту – выныривая он теряет сознание, его с трудом возвращают к жизни, помещают в клинику, но ночью, увидев свой давний сон с манящим дельфином, он как лунатик идёт к исследовательской лодке. Мольбы Джоаны, её отчаяние и слёзы не вызывают никаких эмоций у Жака, он ныряет. На глубине он слышит странные звуки и видит всё того же дельфина, который зовёт его в бездну, Жак отпускает трос и следует за ним. Видимо, Жак получил азотный наркоз (токсичное действие азота в крови при высоком давлении на глубине), который погубил его так же, как и его соперника Энцо. Нередко на глубинах 20-40 метров (у нетренированных ныряльщиков) или 80-100 метров (у тренированных ныряльщиков) появляются зрительные и слуховые галлюцинации, расстройство координации движений, неадекватное поведение. Так называемый «наркотический сон» чаще всего заканчивается гибелью. Такова судьба первопроходцев.

P.S. Любой фильм про «большую воду», приключения, связанные с погружением в море, спортивное ныряние всегда будут сравнивать с «Голубой бездной» Люка Бессона, такую высокую планку он задал своей потрясающей по красоте и драматизму картиной.

©Photo credit: Общественное мнение

В марте 2020 года в прокат вышел отечественный фильм «Один вдох» (режиссёр Елена Хазанова). Фильм рассказывает о судьбе уникальной женщины, нашей соотечественницы Натальи Молчановой, которая, занявшись фридайвингом в 40 лет, стала 22-кратной чемпионкой мира и обладательницей 41 рекорда в этом опасном виде спорта. Она являлась уникальным спортсменом-универсалом, отлично нырявшим как в глубину, так и в длину. В сентябре 2009 года Наталья Молчанова установила мировой рекорд в погружении на 101 метр. Её рекорд в задержке дыхания под водой фантастический – 9 минут 2 секунды (установлен в 2013 году). Она первая женщина в мире, совершившая проныр подводной арки дахабского Блю-Хола на одном вдохе. Н. Молчанова пропала без вести 2 августа 2015 году у берегов Испании во время занятий фридайвингом. Её тело так и не нашли.

Мне пока не довелось посмотреть фильм «Один вдох», но постараюсь это сделать в ближайшее время, особенно в связи с недавно пересмотренной «Голубой бездной». Заявлено, что «Один вдох» – первый отечественный фильм с большим количеством сцен, снятых в открытом море на 100-метровой глубине (погружения снимали в 2018-2019 гг. у берегов Мальты).

М.С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. В.М.
    September 24th, 2020 | 12:29 pm

    Очень нравится фильм “Голубая бездна”, интересно было прочитать статью и узнать много нового о фридайвинге и уникальных людях, которые занимаются этим опасным видом спорта. Буду ждать рецензию на фильм “Один вдох”.

  2. В.М.
    September 24th, 2020 | 12:31 pm

    Спасибо за интересную статью, узнала много нового о фридайвинге и уникальных людях, которые им занимаются. Фильм “Голубая бездна” – один из любимых. Буду ждать отзыв на фильм “Один вдох”

  3. Mila Severnaya
    January 14th, 2022 | 1:43 am

    Фильм “Один вдох” я посмотрела только в 2021 году, и он мне совсем не понравился. Анонсировали эту ленту чуть ли ни как “наш ответ Люку Бессону”. Обещали зрелищные кадры, потрясающие подводные съёмки, а на деле получился тусклый фильм ниже среднего уровня с полным отсутствием драйва. Даже не захотелось писать обзор, но поскольку обещала откликнуться, ограничусь небольшим комментарием.
    Выбор Виктории Исаковой на главную роль непонятен: амплуа этой актрисы – унылые женщины с потухшими лицами и проблемами в личной жизни. Если вы посмотрите на фотографии прототипа главной героини – легенды фридайвинга Натальи Молчановой – будете удивлены. Молчанова была улыбчивой, яркой, энергичной женщиной. Да, у неё, как и у многих, в жизни были большие и малые неприятности, потери и трудности, но она была оптимистом. Интервью, которые она давала СМИ, характеризуют её как настоящего профессионала, человека открытого, наделенного качествами лидера, увлеченного своим делом. В фильме же сплошной психологизм на грани сумасшествия. Какой-то тайный спецназовец (в его роли Максим Суханов) на нелегальных началах обучает героиню погружениям (с риском для её жизни). Она находится в пограничных состояниях сознания, её преследуют видения, связанные с травмой детства (развод родителей из-за увлечений отца-тренера девочками-пловчихами). Много тёмных, даже мрачных кадров, и никаких особо выдающихся подводных съёмок. Событием фильм не стал. Более того, он показался чрезвычайно скучным и каким-то больным. Возможно, тому виной неопытность режиссёра (Елена Хазанова) и слабая сценарная часть (сценаристов много, пословица о семи няньках – в тему). Актёры играют неинтересно, если не сказать – никак. Это фильм не о живой воде, а о тухлой, болотной, вязкой.
    Жизнь Натальи Молчановой, нашей выдающейся соотечественницы, уникальной спортсменки-фридайвера, могла бы послужить основой захватывающего байопика, но не случилось. Жаль.
    М.С.

Оставить комментарий