На пороге вечности (At Eternity’s Gate)

«Ван Гог. На пороге вечности» (2018) Джулиана Шнабеля пополнил ряды многочисленных художественных и документальных лент о жизни и творчестве Винсента Ван Гога. Фильмы о гениальном голландце разные – удачные и не очень, но «На пороге вечности» стоит особняком. Это первая картина о Ван Гоге, снятая профессиональным художником. Джулиан Шнабель стал режиссёром будучи уже состоявшимся живописцем, признанным мастером неоэкспрессионизма. Его работы выставлялись во многих галереях крупнейших городов мира, в том числе в тех, где находятся полотна Ван Гога (в нью-йоркских Метрополитен-музее и Музей современного искусства, Национальной галерее искусства в Вашингтоне и др.). В парижском музее Орсе к выходу фильма в прокат была приурочена выставка «Орсе глазами Джулиана Шнабеля», где работы режиссёра соседствовали с картинами Винсента Ван Гога.

Оператор Бенуа Деломм и исполнитель главной роли Уиллем Дефо на протяжении многих лет также серьёзно занимаются живописью. И это важный момент для передачи творческих исканий художника, процесса создания живописных полотен от первого штриха до последнего мазка кисти. Камера оператора фиксирует каждый шаг, позы, движение Ван Гога, буквально следуя за ним по пятам, или находясь на уровне его глаз.

Уиллем Дефо возрастной актёр (63 года), что не помешало ему сыграть 37-летнего художника, и сыграть отлично! Дело не во внешнем сходстве, хотя и оно присутствует. Его живые глаза, порывистые жесты, монологи или диалоги с немногочисленными собеседниками показывают зрителю искреннего и страдающего человека. Дефо сумел воплотить в этой сложной роли абсолютную одержимость творчеством, одиночество, ранимость, состояние вдохновения, доходящее до болезненности, трагизм судьбы непонятого гения.

Весьма понравилось то, что авторы не делают акцент на натурализме – никаких острых припадков сумасшествия, ужасов психиатрической лечебницы или пресловутого отрезанного уха. Зритель знает о фактах случившегося, а также о видениях и страхах художника из содержания бесед с братом Тео (Руперт Френд), Гогеном (Оскар Айзек), и докторами Феликсом Рэем (французский актёр Владимир Косиньи) и Полем Гаше (французский актёр и режиссёр Матьё Амальрик). Неустойчивое душевное состояние Винсента передают операторские приемы: расплывающееся, двоящееся изображение, «прыгающая» камера. Большое внимание уделено цвету – как и на картинах Ван Гога, в фильме много жёлтого, голубого, синего ярких, «кислотных» оттенков.

Представляется, что один из ключевых моментов фильма (по времени небольшой эпизод) – беседа в стенах психиатрической лечебницы художника и священника (его сыграл замечательный датский актёр Мадс Миккельсен). Священник пытается понять, безумен ли Ван Гог, или его оговаривают местные жители в силу непонимания и неприятия его искусства. Самому священнику картины тоже кажутся уродливыми, неправильными, а рассуждения Ван Гога – почти еретическими. Но он умеет слушать и пытается понять бедного художника, вступая с ним в диалог. Печальные слова Ван Гога: «Бог наделил меня даром художника, но больше он мне совсем ничего не дал», вызывают встречный вопрос, не осуждает ли он за это Бога? Слова Ван Гога: «Нет, просто Бог немного поспешил», поначалу шокируют священника: «Как это – Бог поспешил?! Почему?». Ответ гения прост: «Потому что те, кто оценит мои картины, ещё не родились». Священник потрясен, но не гордыней, а горечью об уходящей жизни, в которой мастеру не суждено увидеть признания. Визит священника в клинику не случаен, от его решения зависит, сможет ли Ван Гог жить вне лечебницы, не опасно ли это для обывателей маленького городка. Понимая, что сидящий перед ним несчастный человек обладает даром, который пока никто не может оценить, священник даёт согласие отпустить Ван Гога.

Съёмки фильма проходили в местах, где жил и работал Винсент Ван Гог в последние годы своей жизни: в Париже, Арле, Сен-Реми-де-Провансе, Овер-сюр-Уазе. В свободное от съёмок время Шнабель и Дефо уходили с мольбертами в поля и рощи рисовать те самые пейзажи, которые запечатлел своей неистовой кистью Ван Гог. За прошедшие годы они совсем не изменились.  Изменилось восприятие живописи Винсента Ван Гога. Он стал признанным классиком, его работы – одними из самых ценных и дорогих в собраниях музеев и продаваемых на престижных аукционах.

Именно Ван Гог стал одним из символов массовой культуры (имею в виду частоту использования его сюжетов в повседневной жизни). Те самые обыватели, что прогоняли художника из своих деревушек, закидывая  камнями, сильно удивились бы, зайдя в современные дома и магазины: повсюду висят репродукции картин Ван Гога, его рисунки можно увидеть на чехлах для чемоданов, обуви, значках, брелоках и магнитах, ювелирных украшениях, обложках тетрадей и записных книжек, сумках, календарях, банках пива и посуде, платках и шарфах, ковриках и полотенцах, и т.д. и т.п. В аэропорту Амстердама видела смешных и трогательных кукол – вязаных ван-гогов в одёжке с его автопортретов. Народ полюбил творчество Ван Гога, именно этого он так страстно желал при жизни – отдать свой талант, дарованный ему свыше, людям…

©BlogProFilm: Граффити в Омске и сувенирный Ван Гог в Амстердаме

P.S. Режиссёр фильма Джулиан Шнабель (67 лет) настолько неординарная личность, что невозможно не рассказать о нём хотя бы кратко. Как известно, талантливый человек талантлив во всем, и Джулиан Шнабель выступает сразу в нескольких творческих ипостасях: он художник, кинорежиссёр, сценарист, поэт, музыкант.

Как профессиональный художник Шнабель сразу ярко заявил о себе активным участием в выставках современного искусства в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века, демонстрируя публике своё ноу-хау: «тарелочные» картины (в них вмонтированы осколки фарфора). Работы тех лет, более похожие на коллажи, отличаются большими размерами и обилием дополнительных материалов (тканей, звериных шкур, линолеума, оленьих рогов, битой посуды и др.). Картины и скульптуры Джулиана выставлялись в музеях США, Италии, Франции, Нидерландов, Великобритании, Германии, Канады, Испании, Бельгии, Японии. Будучи американцем (живёт и работает в Нью-Йорке), он много путешествует, вдохновляясь работами старых мастеров и своих предшественников – импрессионистов и экспрессионистов.

В 1995 году Джулиан выпустил музыкальный альбом «Нет худа без добра», в записи которого приняли участие многие знаменитости, в том числе Гэри Олдмен. Стихи к большинству композиций написал сам Шнабель.

В конце 90-х Д. Шнабель буквально ворвался в мировой кинематограф, сразу ярко заявив о себе фильмом по собственному сценарию «Баския» (1996), в котором рассказал историю своего друга, американского художника Жана-Мишеля Баския и его окружения. В роли Энди Уорхола выступил Дэвид Боуи, а роль Альберта Мило (прототип самого Шнабеля) исполнил Гэри Олдмен. В 2000 году вышел второй фильм Шнабеля «Пока не наступит ночь», снятого по мемуарам кубинского поэта Рейнальдо Аренаса (его роль исполнил Хавьер Бардем).

Самый знаменитый фильм Д. Шнабеля на сегодняшний день «Скафандр и бабочка» (2007) – это история Жана-Доминика Боби, редактора журнала ELLE, который после обширного инсульта в возрасте 43 лет оказался полностью обездвиженным. Фильм основан на автобиографии Боби (его роль сыграл Матьё Амальрик), надиктованной по специально разработанной для него методике одним глазом (!).  Фильм был осыпан наградами практически всех значимых международных фестивалей.

В 2018 году на 75-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Ван Гог. На пороге вечности». Исполнитель главной роли Уиллем Дефо получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. В этой же номинации картина Д. Шнабеля представлена на «Оскаре». Сценарий фильма режиссёр писал совместно с легендой мирового кинематографа, лауреатом премий «Оскар», BAFTA, Каннского фестиваля Жан-Клодом Карьером («Жестяной барабан», «Дневная красавица», «Скромное обаяние буржуазии», «Дантон», «Невыносимая лёгкость бытия», «Сирано де Бержерак» и многие другие).

М.С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    March 12th, 2019 | 4:23 pm

    Интересный фильм, жаль, что его не оценили на Оскаре. Художник снял фильм о художнике, и снял талантливо. Уиллем Дефо – это точное попадание в образ Ван Гога. Слышала отзывы, что он не подходит по возрасту. Это не так, согласна с М.С. Главное – уровень актёра, его понимание личности человека, которого он играет. В этом фильме всё сложилось: и авторский взгляд режиссёра, и актёрское воплощение. Отдельное спасибо за рассказ о Д.Шнабеле.

Оставить комментарий