«Невидимый гость»

Порадовалась за испанское кино – «Невидимый гость», фильм высочайшего класса. Этот детективный триллер появился в мировом прокате в сентябре 2016 года (премьера состоялась в США), на испанские экраны вышел немного позже – в январе 2017 года, а в российский прокат попал только в конце мая 2018 года. Почему так долго шёл до нашего зрителя, непонятно. Планы прокатчиков – потёмки.

Режиссёр и сценарист фильма Ориол Паоло известен по своим предыдущим работам в жанре «ужасы»: «Прозрение» (2010, сценарий), «Тело» (2012, автор сценария и режиссёр). Фильмы были высоко оценены зрителями и критиками. И вот ещё одна удача – «Невидимый гость».

Трудно писать о лихо закрученном сюжете, не раскрыв его. А рассказывать нельзя, нужно смотреть, потому что это фильм-головоломка, который в процессе просмотра заставит вас вертеть в голове версии, как кубик Рубика, и только в самом конце догадаетесь, кто тот самый невидимый гость, кто совершил убийства, и каковы их тайные мотивы. Самые проницательные догадаются, конечно, раньше – минут за 5 до конца фильма. В процессе просмотра напряженное внимание к каждому слову и действию зрителям обеспечено.

О.Паоло талантливо и тонко применил особый приём, используемый иногда в детективах – взгляд на преступление с разных сторон. Сразу приходит на ум оскароносный «Расёмон» Акиры Куросавы (экранизация рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще»). Собственно, эта лента породила самостоятельный жанр – Rashomon effect (воспроизведение одного и того же события с разных точек зрения). Можно вспомнить и недавнюю неудачную, на мой взгляд, попытку скопировать «Расёмон» на российском материале – «Мешок без дна» Рустама Хамдамова (на сайте есть рецензия на этот фильм).

Действие «Невидимого гостя» происходит в современной Испании, события развиваются динамично, стремительно. Версии мотивов убийства модного фотографа Лауры Видал и загадочного исчезновения юноши Даниэля Гарридо по ходу фильма меняются не один раз. Фильм не смакует ужасы, это психологический триллер. И если так можно назвать жанр – триллер разговорный. Какие великолепные диалоги, словесные ловушки, хитроумные вопросы и запутанные ответы! Подспудно режиссёр подводит зрителя к вопросам о базовых ценностях человека – о том, что сила не в деньгах, а в правде (да-да, тезис Данилы Багрова актуален, и это радует). За любую подлость и малодушие, мерзость и преступление придётся платить самую высокую цену. Бумеранг прилетит, даже если все следы заметены, свидетели куплены, мёртвые опорочены.

Об актёрском составе. Все исполнители достойны самых высоких похвал. Основные роли сыграли известные испанские актеры: серьёзный красавец Марио Касас (успешный бизнесмен Адриан Дориа), загадочная Барбара Ленни (Лаура Видал), она снималась у П.Альмодовара в фильме «Кожа, в которой я живу», Франсеск Орелья (ловкий беспринципный адвокат Феликс), Хосе Коронадо (в роли Томаса Гарридо).  И особо сильная и знаковая роль у замечательной актрисы Аны Вахенер, показавшей высший пилотаж актёрского мастерства (супер-адвокат Вирджиния Гудман).

О визуальных эффектах. Лента снята в тёмной (даже мрачной) серо-коричневой или серо-зелёной гамме, что усугубляет ожидание надвигающегося ужаса или кровавой развязки (сцены на заброшенной дороге, в лесу, на озере, в гостинице). Серьёзно щекочут нервы непонятные звуки, шорохи, движения и силуэты в сумерках (кто там прячется, кто эти подглядывающие?). Операторская работа на высоте – вся гамма переживаний героев, их мимика и жесты, детали интерьера, природа (съемки проходили в городе Тарраса, а также в Барселоне и регионе Бискайя) – ни одного случайного кадра. Зрительное восприятие дополняет негромкая, но пронзительная музыка (композитор Фернандо Веласкес). Такие особые детективные мелодии не оставляют сомнений: «вот сейчас что-то случится». Все эти приёмы любому триллеру «к лицу».

Рекомендую всем посмотреть, скучать не будете, работа мысли обеспечена, а для думающих людей – это кайф. И ещё просьба: среди наших авторов и читателей есть любители и знатоки «ужастиков» (Navis) и испанского кино (Diletant), хотелось бы узнать их мнение об этой картине.

 

Mila S.

kot_pofigist

Комментарии

  1. April 24th, 2019 | 5:36 pm

    Удивительная штука ассоциации. Уже сто лет собираюсь написать комментарий к этой замечательной рецензии и к фильму в целом, а до дела лапки у Кота-Пофигиста дошли только в результате внезапных размышлений на тему падения качества картин детективного жанра и стирающейся жанровой грани между детективом, триллером и психологической драмой. Может, вы не согласитесь, но детектив переживает сейчас не лучшие времена, совсем как ещё лет десять назад вестерн: сплошные переделки старого, вроде “Убийства в Восточном Экспрессе”, следом за которым уже снимается “Смерть на Ниле”. В этом плане “Невидимый гость” выгодно отличается от большинства фильмов своих родственных жанровых групп – безусловно, это в первую очередь кино для думающих людей. Не рекомендую смотреть пассивным зрителям, здесь нужна активная вовлечённость, но при этом максимальная беспристрастность. Это не тот фильм, который сразу раскрывает все сюжетные данности, различные переменные будут неоднократно появляться по ходу развития сюжета и держать мозги в тонусе, а внимательный взгляд в напряжении. Очень хочется отметить, что фильм полностью испанский (актёры, сценарий, режиссёр, студия, прокат), но сделан на самом высоком уровне как с точки зрения визуального ряда и операторской работы над стилистикой, так и в части поддержания интриги пронзительной актёрской игрой. Ранее в испанской киноиндустрии уже были попытки замахнуться на психологический триллер с элементами хоррора – вспоминается “Лес теней” 2006 года, но то ли мешают сценарные недоработки, то ли не стоило уповать на участие Франции в плане спонсорства и Великобритании в лице Гэри Олдмена, в любом случае, надо было сразу снимать своё, исключительное и подлинное. В итоге прошло десять лет – и появился прекрасный “Невидимый гость”, который является отличным примером удачного сочетания триллера и психологической драмы, где напряжение достигается не мистикой, не эффектами (в “Невидимом госте” отсутствует графика), а исключительно силой человеческих эмоций: страха, эгоизма, ожидания неизвестности. Благодарю Милу С. за рецензию, именно благодаря ней этот фильм оказался в топе моих must-see, и переадресую её вопросы Diletant-у и Navis-у как знатокам испанской темы и психологического жанра во всей палитре его оттенков.

Оставить комментарий