«Последняя дуэль»: поединок истин

За мишурой фантастики и хлопушечными залпами блокбастеров кинематограф почти позабыл о Средневековье, в котором кроется немало сюжетов для первоклассных фильмов. Ридли Скотт взял на себя смелость рассказать историю о средневековой дружбе, любви и морали, о доблести, чести и споре, прекратить который может только поединок. Каждый из его участников прав по-своему. Каждый – по-своему виновен. Не новый, но тем не менее, невероятно увлекающий прием: рассказ истории от лица каждого участника событий поочередно. В любовном треугольнике у всех своя правда, и только воля небес способна разрешить конфликт. «Последняя дуэль», последний шанс на истину.

Гордый, самоуверенный Карруж смотрит на вещи трезво и просто, чтит долг перед королём и живет прямолинейной жизнью настоящего рыцаря. Он говорит то, что думает и презирает тех, кто думает, что говорит; тех, кто всячески старается устроиться в жизни, порой не самым справедливым образом. Его товарищ, умный, образованный и привлекательный Ле Гри знает цену хорошим вещам. Он ценит дружбу с Карружем, но понимает, что она не вечна, и противоречия между ними неизбежны. Классическим яблоком раздора становится женщина, согласно смыслу картины между строк – отродье дьявола, само искушение и грех во плоти.

©Photo credit: 20th Century Studios

Маргарет красива и умна. Редкая женщина в Средневековье умела считать и читать, тем более, по-латыни. С первого появления на пиру Пьера (сюзерена обоих рыцарей) она обратила на себя внимание Ле Гри, явно не обделенного девичьими восторгами. Он готов пойти против церкви и совершить непростительный грех. А что же она, женщина? Тот случай, когда разум взывает к здравомыслию, голос говорит “нет”, а в глазах читается обратное. Женщины мечтают об искренней любви, о страсти и взаимопонимании, это невозможно отрицать. Маргарет не сможет молчать. Она расскажет обо всем мужу, но лишь потом поймет всю тяжесть последствий.

Совершилось имущественное преступление. Так говорят в парижском суде. Сейчас нас коробит фразы «жена – имущество мужа». В Средневековье честь и достоинство ценились превыше всего, да и семейное и имущественное право формулировались совсем иначе. Ле Гри раскаялся перед Богом, но вынужден отвечать перед бывшим другом, а ныне соперником, которого лишили части приданого жены и титула отца по наследству, а также втянули в публичный скандал. Личную жизнь выставили напоказ и предоставили самые лакомые кости на обмывание толпе. Хлеба и зрелищ!

Но герои готовы предстать перед божьим судом. Интересный ход, назвать рассказ двух мужчин «правдой», а повествование женщины – «истиной». Женская истина – вещь двойственная, мы видим это по выражениям лиц наблюдателей поединка в конце фильма. Я ждала несколько иную концовку. Но готова принять такую, какая есть. Спасибо Ридли Скотту за настоящий кинематограф.

asya._.efimova

kot_pofigist

Комментарии

  1. Мила Северная
    November 23rd, 2021 | 11:01 am

    Фильм Ридли Скотта только на первый взгляд о Средневековье. Вопросы, поставленные в этой великолепной работе мастера, актуальны всегда: правда и ложь, справедливость и честь, моральные нормы и субъективный суд. Пока люди являются именно людьми, а не оцифрованными биороботами, они будут искать ответ на задачу со многими неизвестными: что есть истина? В центре сюжета – женщина, осознавшая себя личностью, и не побоявшаяся противостоять толпе. Треугольник здесь не является классическим – де Карруж, Ле Гри и Маргарита не ищут любви (хотя исходной точкой является именно она), они бьются за правду, цена которой высока – жизнь каждого из них. Фильм настолько эмоционально насыщен, что не может не вызвать откликов о мотивах поступков героев. Очень интересны написанные по горячим следам обзоры Марины Докучаевой и asya._.efimova. Постараюсь не ограничиться этим комментарием и изложить свои мысли и впечатления от увиденного. Пока скажу одно: фильмом восхищена во всех ипостасях: режиссурой, актёрским составом, костюмами и декорациями, операторской работой, и самое главное – смыслом. Смотреть «Последнюю дуэль», конечно, лучше всего на большом экране кинотеатра – это даёт ощущение особой масштабности, сопереживания, погружения в XIV век с удивительными параллелями с днём сегодняшним.
    М.С.

  2. Марина Докучаева
    November 23rd, 2021 | 1:58 pm

    Очень интересное мнение, прекрасно изложенное,хотелось бы знакомиться с отзывами этого автора и по другим фильмам.

Оставить комментарий