«Прекрасные дни в Аранхуэсе» Вима Вендерса

Новый фильм «Прекрасные дни в Аранхуэсе» культовый немецкий режиссер Вим Вендерс снял по пьесе своего друга, австрийского писателя и сценариста Петера Хандке. От Вима Вендерса не ждешь простого кино, и он не обманывает ожиданий. По сути – это кино-спектакль для двух актеров, мужчины и женщины, которые сидят в прекрасном саду у старинного дома. Сад и дом принадлежали когда-то Саре Бернар, даже этот факт подспудно «работает» на театральность происходящего на экране. Вдалеке, в дымке чудесного летнего дня виден Париж.

Aranjues-1

Герои предаются воспоминаниям. Мужчина в основном спрашивает женщину о вещах весьма интимного свойства, как-то: каков её первый сексуальный опыт, сколько у неё было мужчин и т.п. Женщина старается быть откровенной, но говорит не о конкретных мужчинах, а о своих внутренних противоречиях, пережитой любви или нелюбви, чувстве одиночества. Её ответы отстранённы, она вся в себе, хотя голос и интонации передают страсть и бурю эмоций. При этом женщина остается практически неподвижной, изредка кутаясь в яркую оранжевую шаль, раз-другой она встает со стула закурить сигарету и погладить милую собачку. В общем-то, она грустный персонаж. Райский сад, яблоко на столе, рассказ о грехопадении (т.е. сексе). Может быть, перед нами современная и вечная Ева? Возможно… Роль женщины исполнила французская актриса Софи Семен, жена Петера Хандке.

Aranjues-2

Мужчина настойчив, выспрашивая интимные подробности, но иногда как будто и не слушает свою собеседницу, а говорит о своём: о детстве, о прекрасном саде, о птицах, деревьях и растениях. Мужчина эмоционален и слегка насмешлив. Французского актера Реду Катеба, отлично справившегося с этой разговорной ролью, мы сможем вскоре увидеть в музыкальном и драматичном фильме «Джанго», которым 9 февраля открылся Берлинале-2017 (по отзывам, ему вполне удалась роль знаменитого исполнителя цыганского джаза Джанго Рейнхардта). Итак, в беседе героев нет конкретики, их разговоры о чувствах и переживаниях не дают никакого представления о них самих. Былое и думы. Непонятно даже, кем они друг другу приходятся – бывшие любовники, будущие любовники, писатель и его героиня? Этого мы не знаем.

Aranjues-3

Конкретен только один рассказ мужчины с точной привязкой к географическому месту – о его давней поездке в Аранхуэс. У мужчины была мечта: посетить в этом прекрасном дворцово-парковом ансамбле (его ещё называют испанский Версаль) Дом земледельца. Мечту он осуществил, но был разочарован. Дом земледельца оказался не архитектурным гимном труду, а великолепным королевским дворцом. Хотя, объяснение этому названию простое, в любом путеводителе можно прочитать: Дом земледельца (или Малый дворец) был построен на месте бывшего крестьянского дома, вот и вся загадка. Женщина вдруг с экспрессией заявляет, что она злая, бесчувственная, никого не любит, да и все женщины таковы. Мужчина не возражает, задает некоторые уточняющие вопросы. Мужчина – Адам? Очередная загадка.

Aranjues-4

Но актеров, конечно, не двое. Есть ещё один ключевой персонаж – писатель (Йенс Харцер), придуманный, кстати, Вимом Вендерсом (в пьесе его нет). Он сидит у окна за письменным столом и вроде бы наблюдает за мужчиной и женщиной, но на самом деле придумывает всю эту историю с чистого листа, выстукивая на механической пишущей машинке текст. В процессе сочинения диалогов, писатель вдруг открывает записную книжку, в которой нарисованы два условных силуэта, и закрашивает синим маркером красный цвет одежды одного из них. Камера переводит взгляд писателя в сад, и мы видим женщину уже в синем платье вместо красного. Значит, писатель и есть подлинный творец этой истории?

Aranjues-5

Фильм изобилует тайными смыслами. Сад – чудесное место, наполненное дуновением ветра, жужжанием пчел, пением птиц и ароматом цветов. Кажется даже, что запахи лета вот-вот ворвутся в кинозал. Мужчина и женщина как будто в раю, на столе лежит красное яблоко, которое они попеременно вертят в руках, его же со смачным хрустом ест писатель. На его письменном столе стоят точно такой же столик и стулья, как в саду, только маленькие, кукольные, на столике лежит то самое красное яблоко. В ходе диалога героев появляется садовник в белых одеждах и соломенной шляпе, с лестницей и большим секатором (срезает лишние ветки) – эту эпизодическую роль играет Петер Хандке. Уж не сам ли Творец проходит по своему саду, хозяйски подправляя и подравнивая «лишние детали»?

Aranjues-6

Мужчина смотрит в бинокль и видит велосипедиста в жёлтой майке, несущегося по пустой дороге. Пожалуй, это единственный намёк в статичном «Аранхуэсе» на роуд-муви – любимый жанр Вима Вендерса. Но вот мужчина фокусирует бинокль на огромном городе, подрагивающем в оптике, как мираж – громады небоскрёбов, что это? Совсем не парижский вид… К концу фильма пейзаж полностью меняется: поднимается ветер, на город и тихую обитель в саду надвигается туча, звуки лета сменяются вдруг рёвом самолётов или вертолётов, писатель в наступающей темноте идет в сарай колоть дрова (!), туча гудит, как бы засасывая в черную воронку мужчину и женщину, по лицу писателя катятся слёзы…

Aranjues-7

Хотелось бы отдельно сказать о героях фильма, которые лично мне понравились больше всего. Во-первых, это музыкальный автомат, который стоит в доме писателя. Чудо-машина светится таинственным зеленоватым светом, с тихим жужжанием устанавливает пластинки и воспроизводит красивую музыку (сам Вим Вендерс большой поклонник виниловых пластинок). В фильме звучат 5 великолепных песен, одна из которых вдруг материализуется в образе живого и настоящего Ника Кейва, который играет на невесть откуда взявшемся в доме рояле. И как поёт! Знаменитый австралийский певец и композитор, дав концерт в Париже, без колебаний откликнулся на просьбу режиссёра исполнить маленькую роль самого себя (кстати, Кейв не впервые появляется у Вендерса, выступление его группы The Bad Seeds можно увидеть в фильме «Небо над Берлином», 1987).

Aranjues-8

Музыка – неотъемлемая часть фильма, который начинается песней Perfect Day и видами безлюдного Парижа летним утром. Камера плавно перемещает нас из города в дом писателя к музыкальному автомату, и здесь же фильм заканчивается – музыка звучит, но кругом темнота, в доме никого нет. Вендерс закольцовывает сюжет на музыке, льющейся из бездушной машины, и погружает сад и дом в ночь. Кто-то может спросить: а при чём здесь испанский Аранхуэс? Действие-то происходит в пригороде Парижа. Но, может быть, ответ мы найдём в первой фразе трагедии Шиллера «Дон Карлос»: «Миновали золотые дни Аранхуэса…», которая стала иносказательной в значении: прошло беззаботное, счастливое время.

Aranjues-9

Ещё немного об этом необычном фильме: он снят в формате 3D с оригинальным звуком за 10 дней с весьма скромным бюджетом. Герои говорят по-французски, писатель – по-немецки, Ник Кейв и музыкальный автомат поют по-английски. На Венецианском международном кинофестивале-2016 фильм «Прекрасные дни в Аранхуэсе» получил «Золотого льва».

М.С.

P.S. от Navis‘а: Очередная замечательная рецензия от Милы Северной. Представляется даже, что рецензия М.С. лучше, чем сам фильм (уж больно я не люблю Вима Вендерса).

Выход этой картины на DVD в России планируется на конец мая 2017 года.

Мила Северная

Комментарии

  1. kot_pofigist
    February 28th, 2017 | 11:38 pm

    Огромное спасибо автору за глубокую и философскую статью о фильме, который невозможно обсудить, хотя бы частично не пересказав его.
    Вполне возможно, что Navis прав, и рецензия и впрямь лучше нового творения Вендерса, в котором он попытался посмотреть на мир “не от первого лица”, и даже не от привычного взгляда в окно автомобиля/поезда/самолёта. Это действо в райском саду выглядит как вызов писателя самому себе – согласитесь, непросто сделать талантливый сюжет, базируясь лишь на двух персонажах. Меж тем он сидит за столом с фигурками человечков и размышляет над их дальнейшими судьбами. Невольно возникает ассоциация с финским метал-композитором Туомасом Холопайненом, вдохновившим такие группы, как Nightwish, Epica, Sonata Arctica и For My Pain. На его клавиатуре всегда фигурки разных персонажей Джонни Деппа как аллюзия его настроения за электронным роялем.

  2. Мила Северная
    March 16th, 2017 | 5:25 pm

    Прошло время с просмотра этого фильма, а он не забывается. Думаю, это признак настоящего кино – как произведения искусства. Можно Вима Вендерса любить или не любить, но его фильмы цепляют, оставляют в памяти очень чёткий видеоряд (и звукоряд тоже!).
    Прямо скажем, кино это из разряда «на любителя». Зал был полон в начале просмотра, а в середине тонкий ручеек зрителей потянулся к выходу. Кто-то явно рассчитывал на другой сюжет. Вот рядом со мной ёрзали и переговаривались две тётушки типажа «бухгалтерши средних лет» («Идите вы, Шура, … в бухгалтерию!» – помните?). Ничего уничижительного в этот термин я не вкладываю, просто у каждой профессии, согласитесь, есть определённая манера одеваться, говорить, вести себя и т.п. Женщины рассчитывали на фильм про конкретную любовь, как я поняла из их шушуканья, а тут разговоры! Половину фильма просидели всё-таки, промаялись и ушли. И правильно сделали. Если не твой фильм, пусть самый что ни на есть гениальный, – чего зря время терять? Но публика всё-таки держалась стойко, до конца досмотрели «Аранхуэс» почти полным составом зала. Я на днях сама ушла с фильма «Трамбо» в Доме кино. Сюжет интересный – гонения на голливудских знаменитостей, преследуемых в 50-е гг. по закону об антиамериканской деятельности, и конкретно – на Далтона Трамбо, знаменитого сценариста, вынужденного даже подписывать свои сценарии чужими именами (в т.ч. оскароносные «Римские каникулы»). Казалось бы, историческая лента, известные люди, динамичное развитие событий, но такой скучищи я не видела давно!
    Это небольшое отступление к чему? А к тому, что на blogProFilm есть с кем обсудить, поспорить о новых и старых фильмах любых жанров. Было бы интересно поговорить о таких фильмах, как «Прекрасные дни в Аранхуэсе» или «Ла-Ла Ленд», или «Патерсон», более широко. Что-то давно не слышно Дилетанта, не свистят его критические стрелы. Ау!

  3. Mila Severnaya
    February 3rd, 2020 | 4:42 pm

    Несколько слов о Петере Хандке.
    Австрийский писатель Петер Хандке, автор сценария фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе» (он же снялся в нём в роли садовника, а его жена, французская актриса Софи Семен, в роли Женщины), сотрудничает с режиссёром Вимом Вендерсом давно. Их творческая и личная дружба началась в середине 1960-х гг. Вендерс сразу проникся произведениями Хандке и снял несколько фильмов по сценариям друга. Это: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1971), «Ложное движение» (1975), «Небо над Берлином» (1987). Петер Хандке по собственному роману снял фильм «Женщина-левша» (1978), продюсером которого выступил Вим Вендерс. Совместно с Вендерсом Хандке написал сценарий фильма «Город ангелов» (1998). Фильмография у Хандке вообще обширная, он является одним из самых кинематографических современных писателей. Кстати, с Вимом Вендерсом их сблизила не только любовь к кино, но и к рок-музыке.
    Мой комментарий собственно не об этом. Дело в том, что признанный европейский романист, драматург и сценарист, живой классик Петер Хандке получил Нобелевскую премию по литературе за 2019 год. Особая пикантность вручения премии в том, что Хандке до недавнего времени был нерукопожатный для Нобелевского комитета. Он смел собственное суждение иметь, нарушал незыблемые устои политкорректности! Известно, что писатель подвергался журналистским нападкам и прямой травле за попытки защитить сербов, за выступления в защиту Слободана Милошевича, передачу денежных средств разрушенным сербским сёлам Косово. О неприемлемости двойных стандартов по отношению к народам, вмешательстве извне в их внутренние дела он говорил и писал открыто. Близко к сердцу писатель принимает беды балканских народов не случайно, его мать – каринтийская словенка, он много путешествовал по территории бывшей Югославии, многое видел, анализировал ситуацию.
    Эдуард Лимонов охарактеризовал вручение премии П.Хандке как «поразительную храбрость, проявленную новым Нобелевским комитетом». Будем надеяться, что различные писательские или кинематографические комитеты, жюри, гильдии и сообщества будут и впредь оценивать деятелей культуры не под влиянием модных трендов, а за настоящий талант.
    М.С.

Оставить комментарий