Что такое вестерн, Малыш Кид?

Что такое вестерн – это пули. Пули, справедливость и погони. А ещё, разумеется, бескрайняя отвага, дух авантюризма и противостояние хороших и плохих парней. Хотя о каких «хороших» вообще можно говорить в морали и реалиях Дикого Запада! Да и справедливость у каждого своя. Но обо всём по порядку. Наша история начинается с того, что Винсент Д`Онофрио всерьёз вдохновился тематикой и эстетикой вестерна и, после актёрских работ в данном жанре, взялся за свой собственный фильм в качестве режиссёра, пригласив коллег по ремейку «Великолепной семёрки» Итана Хоука и Криса Пратта. Для того, чтобы оценить результат, шерифу жанра Коту-Пофигисту придётся отступить от своего основного правила – никаких спойлеров. И извинит меня лишь то, что дистрибьюторы крайне безответственно и некомпетентно подходят к рекламе: информация о фильме составлена, мягко говоря, небрежно и не соответствует сюжетной линии, что может ввести в заблуждение многих потенциальных зрителей. Итак, погнали.

Я достаточно давно слежу за развитием современного вестерна, чтобы выделить некоторые тренды, за которые цепляются режиссёры и сценаристы в надежде изобрести нечто новое. И вот, вопреки набившему оскомину феминизму, всеобщей толерантности и кросс-жанровым экспериментам на первый план вышли попытки изобразить на экране созерцательный вестерн, полный собственной, уникальной поэзии и простой, но глубокой философии. Тем не менее, за последнее время из всех таких попыток успехом увенчался лишь режиссёрский дебют Джона Маклина «Строго на Запад». Да, я люблю этот фильм, простите мне мою слабость. Но она вполне обоснована, ведь ни недавним «Братьям Систерс», ни, увы, «Малышу Киду» не удалось совместить сюжетную интригу и динамику с повествовательной, «книжной» атмосферой. Возвращаясь к заголовку, вестерн – это не только шляпы и револьверы. Мало поехать в пустыню, расставить там картонные декорации и актёров в пафосно-глупых позах с незаряженными стволами. Более того, мало иметь в качестве сценария реальную историю или сочную байку с Дикого Запада – ничего не выйдет, если нет искры.

Вестерн, точно так же, как триллер и детектив, должен основываться на «эффекте присутствия». Если зритель не чувствует себя наблюдателем «внутри экрана», пиши пропало – не спасёт ни солидный бюджет, ни именитая студия, ни известные актёры. Примерно так и получилось с «Малышом Кидом»: Винсент Д`Онофрио замахнулся на реальную историю противостояния Билли Кида (он же Уильям Маккарти) и шерифа Пэта Гарретта. Не стоит забывать, что реальные преступления Билли Кида, как и масштаб действий шерифа, сильно преувеличены, с этим уж ничего не поделаешь – если в деле замешаны два ирландца, хорошая байка на долгую память обеспечена. Не возьмусь утверждать, имеет ли нью-йоркский ирландец Маккарти отношение к легендарному клану Маккарти, построившему замок Бларни в графстве Корк, оставим это историкам. А в плане кино, казалось бы, напрашивается байопик. Но ничего подобного: Д`Онофрио решил взглянуть на их приключения глазами стороннего вымышленного наблюдателя – мальчика Рио, который, попав вместе с сестрой в беду, был спасён Кидом и его людьми.

Я всё думаю, стоило ли строить сюжет именно так. Ведь линия мальчика и его сестры до того понятна и предсказуема, что, по-моему, за них не станет переживать даже самый эмоциональный и тревожный зритель: ясно, что кто-нибудь их в итоге защитит, и будет им хэппи-энд. Так оно, естественно, и выходит. Линия Билли Кида, напротив, не прописана, оставляя массу пустот в сюжетной прорисовке персонажа: так уж ли он плох, а если плох, то что заставило выбрать из всех возможных именно скользкий путь? Опять же, вопрос к кастингу: заранее прошу прощения, но повзрослевший Дейн Де Хаан в этой роли похож на вялую пародию на Ди Каприо. Манеры же словно списаны с концертного поведения Питера Доэрти. Увиденное не развидеть, а индивидуальность так и не вырисовывается.

Итан Хоук в роли шерифа, безусловно, хорош, и к нему, пожалуй, меньше всего вопросов. Ещё бы, ему не привыкать к вестернам: «Великолепная семёрка», «В долине насилия», теперь «Малыш Кид». Флаеры в один голос твердят, что на пути у всех вся в этом фильме стоит жестокий шериф, но вовлечённым в перипетии борьбы с преступностью детям он точно не переходил дорогу – напротив, помог, чем мог. Его Пэт Гарретт оказывается вовсе не таким одиозным, циничным и беспринципным. Он, выражаясь современным языком, делает свою работу, и в этой работе есть свой KPI, который он обязан выполнить и выполнит, ведь он не трус и не лентяй.

Истинный злой гений – хотя где там гений, простой, как лапоть, отморозок, не дотягивающий до харизмы истинного негодяя, – это персонаж Криса Пратта. По всей видимости, формируя каст, Винсент Д`Онофрио руководствовался принципом «отлично получилось, ребята, а теперь делаем всё наоборот!». Вот и Итан Хоук, бывший в «Великолепной семёрке» отошедшим от дел трусоватым стрелком, здесь демонстрирует резкий характер и пуленепробиваемую волю, а Крис Пратт, напротив, из лихого парня, для которого и бой веселье, лишь бы бой за правое дело, превратился в угрюмого, одержимого агрессией и местью неотёсанного бородача. То ли предсказуемость сюжета сыграла свою роль, то ли Крис Пратт простовато выглядит даже в этой несложной роли, одним словом – получилось ровненько. Не более того. В вестерне ведь есть ещё одно правило, которое, кстати, было нарушено всё в той же «Великолепной семёрке» и каким-то образом перекочевало сюда: вестерн без сочного, запоминающегося антагониста – не вестерн. Злодей в вестерне – совершенно особый статус, он не может быть пресным или никаким, его задача запомниться, вызвать отторжение или восхищение, омерзение, презрение или гнев, а может, даже симпатию, что угодно, только не равнодушие.

Интересным показалось режиссёрское решение с фактическим отсутствием саундтрека. В самом деле, в фильме нет как таковой «темы Кида», или запоминающейся лиричной мелодии. Признаться, в сцене финального поединка с десяти шагов меня здорово передёрнуло от схожести минималистического, построенного на ритме и драм-басах звукового сопровождения с блестящим композиторским решением Эрика Серра в «Леоне». И дело не в том, что я много исследую этот фильм последнее время – сходство до того очевидно, что как-то плагиатно на душе становится. Разве что радуют натурные съёмки в Нью-Мексико, на тех самых землях, где жил свою недолгую жизнь и творил свои уголовно наказуемые дела реальный Билли Кид. Вердикт: «Малыш Кид» не то чтобы виновен, но и не вызывает стремления к повторному просмотру. Средний фильм, не бездарный, но и далёкий от гениальности. Ценителям жанра в любом случае будет полезно посмотреть и составить собственное мнение, тем более, что прокат не обещает больше вестернов в текущем году.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    May 29th, 2019 | 12:24 pm

    Хорошие статьи у обозревателя со странным, но при этом сразу запоминающимся именем – kot_pofigist. Автор пишет именно полноценные статьи, с глубоким знанием предмета, они явно больше, чем просто рецензии. С интересом прочитала про «Малыша Кида». Наверное, на этот фильм специально не пошла бы, а вот чтение про «вестерн» как жанр доставляет истинное удовольствие. Сначала, взглянув на картинки, поразилась – неужели там играет Ди Каприо?! Только немного странный какой-то. Оказалось – не он, а его вялая копия.
    Радует, конечно, что режиссёры не забывают такой колоритный жанр, но обидно, что хорошие, запоминающиеся картины появляются крайне редко. Из вестернов после 2000 года мне безусловно понравились «Аппалуза» и «Строго на Запад». Одним из самых неудачных и слабых (из тех, что довелось посмотреть) показался «Одинокий рейнджер» – это полный провал Джонни Деппа, а также сценариста и режиссера. Несмотря на все неудачи, думаю, что сюжеты про Дикий Запад переживают ренессанс и любителей кино ещё ждут шедевры.

  2. May 30th, 2019 | 9:46 am

    Спасибо вам, уважаемая V.M., на добром слове: kot_pofigist не просто имя, это состояние души. Что до “Одинокого рейнджера” – ну буквально с языка сняли! Если у читателей будет интерес, и если вы соскучитесь по вестерну, могу сделать отдельный обзор по истории франшизы “Одинокий рейнджер”. У нас нет рубрики “По заявкам трудящихся”, так что буду ждать вашего мнения в комментариях.

  3. V.M.
    May 30th, 2019 | 10:46 am

    Считайте, что “заявка от трудящихся” есть! :))
    Думаю, вы его справедливо раздраконите в пух и прах!! И это будет талантливо и интересно (мне так кажется). Почитаю с удовольствием, и не только я.

  4. Mila Severnaya
    June 1st, 2019 | 2:47 pm

    До чтения статьи, как и автор первого комментария V.M., посмотрела на фото и ахнула: что за ерунда, в этом фильме играет Ди Каприо?! Но что с ним сделали: дурацкий грим, да и росточком поменьше стал. Оказалось волнения по поводу оскароносной звезды с простой русской фамилией Смирнов (по бабушке) напрасны. Но “косяк”, мне кажется, грандиозный. Каждый, кто будет смотреть фото, трейлеры или фильм, будет смеяться над этим мнимым сходством, как над дебильноватой пародией.
    Статья так хорошо написана, что даёт исчерпывающее представление о фильме. Но всё-таки надо взглянуть на “Ди Каприо-2”, да и вестерн как жанр всегда интересен.
    М.Северная

  5. June 5th, 2019 | 9:45 am

    Что ж, уважаемая V.M., вызов принят! Кот хоть и пофигист, но всегда выполняет свои обещания: обзорная статья об истории “Одинокого рейнджера” уже на страницах нашего блога.

Оставить комментарий