АССА – 30 лет спустя

Драма, мелодрама, музыка, история, СССР, арт-хаус – речь о фильме Сергея Соловьева «АССА», отреставрированном и вышедшем в повторный прокат спустя 30 лет. Он по праву стал культовым фильмом 80-х (был снят в 1987 году) и был задуман С. Соловьевым как 1-й фильм трилогии. Фильм по праву вошел в 100 отечественных фильмов, ставших легендами.

Итак …Молодая девушка Алика встречается с мужчиной намного старше себя. Устав от своей скучной, бедной жизни, она решает связать себя с «папиком», не задумываясь откуда у него деньги. Человек «нового формата», серьезный авторитет преступного мира, властный, напористый, беспощадный мафиози, накачанный бандит. Крымов, прекрасно сыгранный Станиславом Говорухиным (1936-2018) – именно такой человек.

События происходят в зимней Ялте. Молодая любовница, прибыв в Крым, случайно знакомится с юношей Банананом, попадает к нему в квартиру и сразу становится его любимой девушкой. Бананан – креативный молодой парень-музыкант. Крым в межсезонье – великолепен! Атмосфера всеобщего «межсезонья» пронизывает все стороны жизни: в картине нет глубоких разговоров героев о политике и государстве, но мысли, что называется, витают в воздухе. Для этого используется обращение к российской истории, временам переворота и убийства Павла I. Снятые художественным образом исторические сцены возникают на экране параллельно основному действию.

В этом фильме много (особенно по тем временам) странного и непонятного «среднему» зрителю. Многим «странностям» художественного оформления фильма мы обязаны участию в нём Тимура Новикова – ленинградского художника-авангардиста. «Безысходная» (на фоне дорогих номеров гостиниц) квартира Бананана становится музеем артефактов подпольного концептуализма: там есть «железный занавес» и, как вершина – «труба коммуникации» – труба прямой связи между людьми, труба откровения и правды. Отдельного внимания заслуживают сны мальчика Бананана. Это две необычных видео-работы, включенные в фильм.

Дорогие рестораны, полупустые санатории, бассейны, номера гостиниц – Крымову кажется, что он все и у всех может купить. Но…друг миллионера-бандита, актер из театра лилипутов, не желая идти на сделку с совестью, бросается в воду, «дохлый» парень – Бананан не хочет уезжать с насиженного места, уступая силе, он в своих незатейливых песенках открыто говорит всю правду в глаза Крымову. И, наконец, самый близкий и ручной человек – тихая, тонкая, наивная молодая особа (а-ля «Лолита»), «гений чистой красоты», живущая, как за каменной стеной, прекрасно сыгранная Татьяной Друбич, наносит бандиту смертельный удар из оружия, найденного в чужом доме.

Поиск себя в жизни, любовь, рок-музыка как ощущение времени и само время – все тесно переплетено. Музыка играет очень большую роль в фильме. Фильм стал антологией рока 1980-х и 1990-х. Группы «Союз композиторов»; «Браво» с прекрасной Жанной Агузаровой и словами: «Лучше страны не найдешь!»; «Аквариум» с Б.Б.Гребенщиковым и его «Золотым городом» и, наконец, «Кино» и Виктор Цой – все ждут перемен!!

Уже нет страны СССР. С сегодняшней «колокольни» можно сказать: «АССА» – это фильм-пророчество, опередивший время. За 1987 годом были бандитские 1990-е с «неубитыми» Крымовыми. Распалась «самая лучшая страна, где мы были счастливы. А мы всё ждем перемен!

Марина Докучаева

kot_pofigist

Комментарии

  1. Ахмедов Рустам
    April 7th, 2019 | 2:54 am

    АССА,эх, классное кино из разряда “нетленок” (но это моё личное субъективное мнение, хотя многие с ним согласятся). Помню, смотрел его в 93-м, фильм показался странным, но в странности и необычности крылась привлекательность, было интересно.И актёрский состав какой – Говорухин, Друбич, DJ Африка (тот самый Бананан)), Цой Витя. И музыка классная – тот же Цой, БГ, Агузарова)) А чего флэт бананановский стоит с его железной шторкой и Communication Tube (нынче сразу всплывает ассоциация с Ютубом) – арт-объектами в стиле сюр…
    Здорово цепляло кино. А в наше время “Шапито-шоу” так цепляет. Но это, как говорил Остап Бендер,”не Рио-де-Жанейро”)

  2. Mila Severnaya
    April 8th, 2019 | 4:30 pm

    Посмотрела обновленную «Ассу», и она мне понравилась больше, чем в конце 80-х, когда фильм вышел на экраны. Тогда, по юности, были интересны песни, особенно Цой на заключительных кадрах, но сюжет казался несколько путаным, кадры серыми. Теперь же смотрела другими глазами, эстетика картины покорила. Потрясающая натура – зимняя Ялта в снегу, холодное море, странные люди. Начало упадка империи… Отличная операторская работа, игра актёров, интересный сюжет, ностальгическое настроение, саундтрек.
    Задаюсь вопросом: кем бы был Крымов сейчас, если бы не трагический финал? (допустим, режиссёр оставил бы концовку неопределенной). Наверняка, занимал бы первые строчки российского списка «Форбс». Его бы не убрали, он очень силен и умен, это он безжалостно устранил бы конкурентов. Жил бы, естественно, за границей в замке, коллекционировал произведения искусства, имел бы яхты, самолеты и острова в тёплых морях. Алике нашлась бы замена – юная нимфетка (и не одна). Но это скучный финал.
    Страна в те годы качнулась к распаду, тектонические плиты уже сдвинулись. Лёгкий толчок, и через несколько лет всё полетело в пропасть.
    Изменилось не только восприятие сюжета фильма в целом, но и приоритеты в саундтреке: теперь больше нравится не «Ждём перемен», а «Меня ты поймешь, лучше страны не найдёшь…» и, конечно, «Под небом голубым…» на фоне обшарпанных домиков Ялты из кабинки фуникулёра.

Оставить комментарий