Время профессионалов

Не устаю пересматривать старые фильмы – советские и западные. С началом пандемии посетила кино-ностальгия и не отпускает. Форс-мажорные обстоятельства, неожиданно свалившиеся на «всё прогрессивное человечество» (говоря словами-штампами давних лет), отменили премьеры, показы, фестивали, кинопремии. Сегодня хочу поговорить о советском остросюжетном детективе «Профессия – следователь». Этот мини-сериал из 5 серий снял режиссёр Александр Бланк по сценарию Ивана Менджерицкого на базе творческого объединения «Экран» в 1982 году на самом закате брежневской эпохи и в начале активной борьбы с организованной экономической преступностью.

Название нашего сериала вызывает невольную ассоциацию со знаменитым фильмом М. Антониони 1975-го года «Профессия: репортёр». Оба фильма – психологические детективы, с закрученными криминальными сюжетами, но, конечно, совершенно разные, и сравнивать их невозможно. Наверное, нашим авторам приглянулось короткое, ёмкое и точное, как выстрел в десятку, название.

В основу сценария телесериала «Профессия – следователь» легли факты из материалов крупного уголовного дела 1978-1979 гг. о хищении в особо крупных размерах на Коломенском комбинате Управления местной промышленности Московской области и Казбековской заготовительной базе Дагестанского Райпотребсоюза. Конечно, имена и места действия в фильме изменены, но масштабы криминальной деятельности, география и структуризация преступных схем отмывания денег имеют под собой реальную основу, а преступное сообщество – конкретных прототипов. В фильме заняты замечательные актёры, звёзды советского кинематографа: Эммануил Виторган, Армен Джигарханян, Ирина Мирошниченко, Клара Лучко, Николай Пастухов, Николай Парфёнов, Александр Пашутин, Ариадна Шенгелая, Всеволод Шиловский и другие. В главной роли следователя по особо важным делам, полковника милиции Бориса Антонова снялся актёр огромного таланта, замечательный Георгий Бурков. Герои Буркова всегда запоминаются, хотя актёр никогда не прибегал к особому гриму, изменению внешности или манеры говорить, но как талантливо и жизненно он создавал разные характеры на экране.

©Photo credit: T/О «Экран»

В телесериале Бурков сыграл настоящего профессионала, человека, обладающего незаурядными аналитическими способностями, интеллигентного, но при необходимости жёсткого, убеждённого в своей правоте, преданного делу, которому честно служит. Он мудрый и правильный, но без скучной назидательности, которой грешили многие фильмы о советской милиции. Как бывало – если положительный герой, то однобокий, ходульный, особенно если по роли он при звании или важной должности. Здесь же – нормальный человек, умный, с чувством юмора, требовательный, активный. Антонов не сидит в кабинете в раздумьях, как сейчас говорят, «со сложными щами» (очень точное выражение для определённого типа лиц), он многое берёт на себя, не перекладывая сложные задачи на подчинённых, всегда находится на передовой.

Интересна его работа со свидетелями, внимание к деталям, умение связать разрозненные факты в единое целое. Крупное и серьёзное дело началось с незначительного эпизода – в камеру хранения железнодорожного вокзала в Москве один человек положил чемоданчик, а другой через несколько минут вынул его из той же ячейки. Такое странное поведение заметил дежурный милиционер и задержал неприметного пенсионера с чемоданчиком, в котором оказались огромные деньги – пачки купюр в банковской упаковке. Пенсионер Губанов (Николай Пастухов) сразу от них открестился – взял чемодан случайно вместе со своими вещами, растерялся, хотел отдать представителям власти, но тут его повели в участок, а деньги не его, он-то собирался ехать отдыхать к другу в Светогорск и ничего не знает. Ясно, что бесхозный чемодан имеет криминальное происхождение. Дело попадает к полковнику Антонову, и он начинает постепенно распутывать сложную паутину, сплетённую умным и хитрым преступником. Чем хороши детективы тех лет – в них правдиво отражена реальная жизнь. Следователи – профессионалы высокого класса, люди честные и неподкупные, целыми днями на работе, в командировках. Антонову, например, даже толком пообедать некогда, он носит с собой бутерброды с котлетами, приготовленные заботливой женой. Веришь, что такой герой живёт по средствам, чести не роняет, звания офицера не позорит, не суетится в важных кабинетах, выбивая привилегии и награды. Он – трудяга, на которых мир стоит. В советских фильмах прошлых лет было то, что ушло из сегодняшнего кинематографа: они давали хорошие нравственные примеры и веру в торжество справедливости.

©Photo credit: T/О «Экран»

Не берусь утверждать, но, возможно, впервые на советском ТВ был показан размах криминальных связей – от «мозгового центра» в Москве до выхода на межреспубликанский уровень. Схемы преступных махинаций с овощами и специями придумывал бывший адвокат Виктор Лыкин (Эммануил Виторган). Он разработал разветвленную преступную сеть под прикрытием государственных организаций. В заготконторах и на пищевых комбинатах сидели его люди, обеспечивая откачивание государственных денег в частные руки, прикрываясь официально оформленными заказами на развитие заготовительной деятельности или выпуск овощных консервов, в которые не докладывают и половину проведённых по документации продуктов. Между республиками для отвода глаз гоняют пустые фуры, а по накладным в них везут из узбекского Алабашлыка (вымышленный город) лук, чеснок и специи на филиал московского пищевого комбината в Светогорске (вымышленный город на Балтийском побережье, созвучный курортному Светлогорску). Водители-дальнобойщики понимают, что везут воздух, но за молчание им платят (откуда и кто, они не знают). Овощи и специи, понятно, идут на левую продажу, минуя государственные предприятия. Фактического главу ОПГ Лыкина в лицо знают немногие: его правая рука по незаконному бизнесу заместитель заведующего овощной базой в Москве Анатолий Крупанин (Армен Джигарханян), партнёр в Узбекистане хитрый и опасный Шурпетов (Болот Бейшеналиев) и ответственный за транспортные перевозки Константин Федотов (Александр Пашутин). Ниточки преступных связей тянутся к своим людям из числа ответственных работников комбината, баз, торговых точек. Все эти дельцы демонстрируют признаки красивой и богатой жизни 1980-х: дачи, машины, драгоценности, модную одежду, антикварную мебель.

Рассказывать сюжет не имеет смысла, лучше посмотреть фильм, оценить сценарную интригу, мастерство актёров, окунуться в далёкие 1980-е, показанные правдиво, без глянца. Фильм обходится без стрельбы, рек крови, мата и бесконечной какофонии современных сериалов. Он построен на интеллектуальном противостоянии умных людей, один из которых, Борис Иванович Антонов, человек со знаком «плюс», другой, «мозг» преступного синдиката Виктор Вениаминович Лыкин – со знаком «минус». В фильме присутствуют все атрибуты классического детектива с присущим ему напряженным развитием событий: погони, аварии, драки, шантаж, убийства, сходки преступных элементов. Интересен заочный поединок двух неординарных личностей – кто кого?

©Photo credit: T/О «Экран»

Остановлюсь на нескольких моментах. Потрясающий диалог-торг Лыкина и Крупанина на кухне в квартире последнего. Лыкин предлагает Крупанину погасить огромный денежный долг, взамен на жену, причем без всякого принуждения: сделать всё тонко, деликатно. Сначала разъехаться с ней, потом развестись. Лыкину эта шикарная женщина подходит больше, чем простоватому замзав овощной базы. Жена Крупанина Наташа действительно хороша (Ирина Мирошниченко). Как говорил «наше всё» А.С. Пушкин о таких женщинах: «Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла». За шумом кофемолки мужчины не слышат, что Наташа тихо вошла и подслушивает их разговор в коридоре. Красавица в шоке, но быстро прикидывает, как в этой унизительной ситуации ей лучше устроится. Поняв, что достанется Лыкину без всякого насилия, а напротив, с деликатными ухаживаниями, цветами и подарками, она бесшумно удаляется. Вспоминаются заключительные сцены «Бесприданницы» А.Н. Островского, когда Лариса говорит Карандышеву, узнавшему о торге за неё двух купцов: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину… Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха… я слишком, слишком дорога для вас…Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой…». Похоже, Наташа придерживается такой же жизненной установки, только без душевных мук, поскольку она давно живёт по принципу «как комфортнее». Своего мужа она не любит, только позволяет любить себя, принимая дорогие подарки. О его работе и проблемах она не хочет знать, сразу отстраняется: «Ты же мужчина, решай свои проблемы сам». Муж её хорошо обеспечивает – этого довольно.

©Photo credit: T/О «Экран»

Если с Наташей всё понятно, то с Крупаниным нет. Он жесткий, сложный, у него непростая судьба – ещё в детстве после тяжёлой болезни он потерял слух. Свою жену он предано и беззаветно любит. Наташа, талантливый врач-логопед, спасла его от глухоты и немоты – он сумел заговорить и научился хорошо читать по губам и понимать речь собеседника.  Как же можно так гадко отказаться от любимой женщины?! Возможно, он соглашается на сделку с «живым товаром», потому что давно знает: Наташа не любит его и не любила никогда, он ей был интересен как пациент и человек с деньгами.  Будь по-другому, он бы не уступил. В этом глухом суровом человеке есть сила, но он ломается, понимая, что Наташа от него устала и всё равно уйдёт. Торг Виторгана – Джигарханяна на кухне за женщину – одна из сильнейших сцен фильма.  Эти два актёра раскрылись совершенно по-новому, играют виртуозно. Считаю, что роль мерзавца Лыкина вообще лучшая в карьере Виторгана, он показал огромный актёрский потенциал перевоплощения.  Собственно, в этом фильме все актёры на месте, даже на вторых или эпизодических ролях.

Поскольку по касательной в фильме затрагивается молодёжная тема, интересна игра молодых актёров. Кстати, тема отнюдь не пропагандистская. Молодёжь в фильме – совсем не правоверные комсомольцы. Например, роль сына академика Мити Векшина исполнил совсем юный Александр Лазарев-младший (я его и не узнала сначала). Митя окружён дома трепетным обожанием, но мать, вдова академика (Клара Лучко), особого влияния на него не имеет, парень сбивается с правильного пути. Мальчик увлекается современной музыкой и втихаря распродаёт отцовскую библиотеку. Следователь Антонов вроде нашел подход к Мите, но юноша идеями добра и справедливости особо не проникся. По характеру роли понятно – этот представитель золотой молодежи пополнит в будущем ряды банкиров, циничных предпринимателей или беспринципных чиновников, ждать от него благородных поступков не стоит. Таков и молодой спекулянт Паша (Вячеслав Баранов), служащий у Лыкина на посылках.

©Photo credit: T/О «Экран»

Ещё одна небольшая роль у юного и лохматого Леонида Ярмольника (Николай, кинооператор на свадьбе). Он оказывается одним из тех случайных свидетелей, которые в патовых ситуациях неожиданно возникают с важнейшей уликой. Несмотря на хипповый вид, Николай имеет чёткие представления о гражданском долге. Ярмольник играет сильно заикающегося парня, которого в милиции никак не могут понять и чуть не отсылают восвояси, если бы не терпеливый и внимательный следователь, который понял, что Николай вёл съемку свадьбы в том самом ресторане, где гуляла компания Крупанина. Гульба закончилась дракой, а сам Крупанин был убит. С помощью этой плёнки удалось распознать, кто есть кто и опознать в Крупанине того самого человека, который закладывал чемодан с деньгами в ячейку камеры хранения.

К безусловным плюсам фильма могу отнести работу оператора, костюмеров и декораторов. Но имеются и претензии – скомкана концовка, недокручена история с задержанием Лыкина: нам показывают, как его ведут в кабинет следователя – и всё, а представляется, что он должен был уйти от погони, потому что смог вычислить засаду. Мне кажется, он сумел бы уйти от преследования, и взять его должны были где-нибудь в Сибири, не мог он так банально сдаться, имея за плечами хищения в особо крупных размерах, создание ОПГ и два убийства. Кто бы мог подумать в 1980-е, что через 10 – 15 лет такой «деловой» человек мог бы стать нормальным, среднестатистическим олигархом, уехать жить в Лондон, покупать яхты-острова, а может быть даже двинуться в политику, нажив не только капитал, но и мощный административный ресурс. Потенциал этого человека, бывшего адвоката и ушлого дельца, огромен, Э.Виторган сыграл свою роль великолепно.

Непонятна нарезка из эпизодов с отрицательными персонажами в конце фильма, из логичного построения сюжета она выпадает. Как-будто снимали-снимали, а потом то ли деньги кончились, то ли надоело, ну и завершили кое-как. Пусть и заключительные кадры, однако досадно. Жаль ещё, что фильм не оцифрован, он заиграл бы совершенно новыми красками, это бы точно добавило ему зрелищности и актуальности.

Почитала отзывы о фильме «Профессия – следователь» в социальных сетях – было интересно, что думают люди о старом советском кино. Так вот, отзывы на 99 % положительные с неподдельным восхищением актерским составом, сюжетом и съемками. Типичные эпитеты и высказывания: «талантливо», «гениальная роль», «сразу цепляет и не отпускает», «сильный фильм», «шедевр», «тогда было настоящее мастерство, а сейчас неловкое подражание Голливуду», «потрясающий фильм о совести, порядочности и человечности», «актёры – настоящие таланты, каждый образ проработан и уникален», «браво советским режиссёрам и артистам», «как нам не хватает сейчас положительных героев» и т.д. Особенно понравилось такое высказывание: «С каждым годом актёры в советских фильмах играют всё лучше и лучше». Не могу не согласится с этим по-доброму ироничным замечанием, мы начинаем ценить многие талантливые вещи не сразу, а по прошествии немалого времени. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…» (С.А. Есенин).

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий