В Бруклин мимо «Оскара»

Когда самые престижные кинонаграды сезона нашли своих обладателей, и «Оскар»-2020 заслуженно стал одной из самых предсказуемых церемоний, можно порассуждать над тем, кто же не попал в практически единый на все номинации заветный список. Среди таких ожидаемых, но неприкаянных фильмов – блеснувший нестандартной задумкой и авторским визуальным решением «Маяк» Роберта Эггерса и режиссёрский дебют Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин» (как своеобразно перевели Motherless Brooklyn в русском прокате). И если атмосферная дань Эдгару По, Хичкоку и Лавкрафту всё же удостоилась одной номинации, то «Сиротский Бруклин» по непонятной причине не удостоился даже «случайной». Случайность ли это?

Эдвард Нортон давно и крепко зарекомендовал себя не только как глубокий и загадочный актёр с добротной многослойной сумасшедшинкой, но и как сценарист. Однако на режиссёрском поприще его излишне увлекла созерцательность. А ведь история обещала быть более чем динамичной: расследование убийства и коррупционной схемы в Нью-Йорке 1950-х гг., красивые люди в пальто, шляпах и широких брюках, роскошные автомобили и контрастно неприглядные районы. В основе сценария – одноимённый роман Джонатана Лейтема, изданный в 1999 году, который Нортон с азартом сценариста взялся адаптировать для экранизации, и во многом такая адаптация могла бы заслужить хотя бы номинацию на «Лучший адаптированный сценарий» как своего рода попытка перезапустить идеи «Всей королевской рати» Роберта Пенна Уоррена на большом экране. Но это, наверное, было бы слишком просто для Нортона, которому в режиссёрском апмлуа удалось невероятное: закрутить интригу так, что она перестала быть интересной. Непростая задача обесцветить детектив, но он справился.

©Photo credit: Warner Bros. Pictures

Впрочем, именно цвет добавляет фильму его основные плюсы: приглушённые тона, словно предрассветный туман под Бруклинским мостом, подчёркивают, что в картине ничто не выбивается из эпохи, ничто не выглядит кричащим или чужеродным, костюмы, интерьеры, уличные съёмки – всё более чем органично. Особую аутентичность несут в себе диалоги, на искушённый взгляд пресыщенные нью-йоркским сленгом того времени, и всё же рискну порекомендовать смотреть именно на языке оригинала. Дело также в том, что главный герой страдает синдромом Туррета, а именно нервно-речевым расстройством, при котором в состоянии напряжения, аффекта, паники или любого сильного эмоционального переживания он бесконтрольно выдаёт спонтанные слова, рифмы, ругательства. Этого сложного для воплощения персонажа Нортон сыграл сам.

©Photo credit: Warner Bros. Pictures

Каст в целом выглядит как доска почёта: Брюс Уиллис, Алек Болдуин, Уиллем Дефо, Бобби Каннавале, Джош Пэйс. В чём же причина провала на оскаровском фэйс-контроле? Всё просто – фильм оказался по всем критериям слишком в прошлогоднем тренде, чтобы пройти на «Оскар» сейчас. Карикатура на Трампа (да ещё и в исполнении Алека Болдуина, штатного пародиста американского президента на всех вечерних развлекательных стендапах), гипертрофированная афроамериканская тема (перекрывающая даже еврейскую), проблемы инвалидов и людей с ментальными расстройствами (эти лавры у откровенного полоумного «Джокера» было не отобрать), даже немалая роль женщин и их политический активизм – всем этим уже не удивишь.

©Photo credit: Warner Bros. Pictures

«Бруклин» мог спать спокойно, никто бы его не потревожил ни номинациями, ни тем более наградами. Люди в политике и около неё всегда играли с правдой: одни её создают, другие в неё верят, третьи её ищут, а четвёртые избегают. Самый толерантный и созерцательный детектив оказался слишком плох для положительной рецензии и слишком хорош для «Оскара».

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий