«Звёздные войны»: вне большого экрана

Десять лет назад Джордж Лукас продал Lucasfilm студии Disney, а 21 cентября 2022 года вышел очередной сериал по вселенной «Звёздных войн»: приквел к приквелу (пардон за каламбурчик) самого первого эпизода, рассказывающий о судьбе диверсанта и повстанца Кассиана Андора. Фанаты незамедлительно занялись перетягиванием каната, одни за «Андора», другие за «Мандалорца», третьи за «Книгу Бобы Фетта» и «Оби-Вана Кеноби», а за поворотом уже притаились второй сезон «Андора», третий сезон «Мандалорца» и сериал о новой героине с джедайским прошлым Асоке Тано. Я же предпочитаю наблюдать, куда повернёт весь флот «Звёздных войн» в ближайшем будущем, и вновь убеждаюсь в том, что галактическую сагу, равно как и любую «долгоиграющую» комиксную франшизу, нельзя рассматривать и оценивать наравне с цельными полнометражными художественными фильмами. Призываю и зрителей, и коллег-критиков иметь в виду эту существенную разницу между массовым продуктом и единичной художественной ценностью.

Казалось бы, «Звёздные войны» давно уже завоевали всё, что можно: популярность, славу, коммерческий успех. Пожалуй, ни одна кинематографическая франшиза не в состоянии тягаться с эпической мощью галактической саги. Неоднократно и критики, и собственная армия фанатов предрекали ей то кризис жанра, то кризис креативности, но всякий раз создатели киновселенной находили не только выход, но и способ вдохнуть новизну в очередной продукт. В последнее время публика, с одной стороны, требует больше хлеба и больше зрелищ, а с другой, существенно поумерила аппетиты, раз теперь достаточно лишь эффектной картинки для высоких рейтингов. Я намереваюсь покопаться в закулисье Disney и Lucasfilm и разузнать, остались ли в их рукавах стоящие козыри, чтобы шоу продолжалось.

То, что среднестатистический зритель видит на экране под брендом «Звёздные войны» – это лишь верхушка огромного айсберга, дрейфующего в неизвестном направлении. Он начал свой путь небольшой и блестящей новизной льдинкой оригинальной трилогии, в которой перемешались традиционная борьба добра со злом, идеалы рыцарства и зарисовка гитлеровской Германии в альтернативных реалиях Галактической Империи в модной на тот момент обёртке космической фантастики. Изучив массу критических материалов времён выхода оригинальной трилогии, я не устаю удивляться, почему эти фильмы так ругали и в итоге не закупили в Советском Союзе, ведь идеологически они были скроены аккурат по лекалам советской цензуры: одиозная военизированная и явно капиталистическая Империя угнетает революционеров-работяг, но те не сдаются и не прекращают свою подрывную деятельность во всех концах Галактики, объединяя под своими знамёнами всё больше мятежных планет, главные герои молоды, отважны и фанатично преданы идее. Однако рассуждения оставим для комментариев, для начала факты.

Точка сингулярности и Большой взрыв

Первая обложка первой книги по вселенной “Звёздных войн”

Мало кто знает правильный ответ на вопрос, что же вышло первым во вселенной «Звёздных войн»: фильм или книга. Правильный ответ будет, как ни удивительно, книга: фантастический роман «Звёздные войны: приключения Люка Скайуокера» (Star Wars: From the Adventures of Luke Skywalker) был заказан Джорджем Лукасом сценаристу Алану Дину Фостеру и опубликован в 1976 году под именем Лукаса за несколько месяцев до премьеры самого первого фильма. Собственно, так и началось сосуществование фильмов и всего остального во франшизе, ведь следом за книгой и фильмом последовал выпуск недорогих коллекционных игрушек. Ещё один любопытный факт: поначалу никто из производителей не желал брать заказ по новому фантастическому фильму, крупные фирмы предпочитали работать с Marvel и DC. Согласилась лишь компания Kenner Products из Огайо, и теперь легендарные фигурки в три целых и три четверти дюйма являются стандартом бюджетного формата коллекционных фигурок и предметом вожделения фанатов, а после выхода первого фильма саги во многом именно они позволили Лукасу собрать деньги на «Империя наносит ответный удар» и «Новую надежду».

О том, как Джордж Лукас работал над концептом и историей своих оригинальных персонажей, мне уже доводилось писать, теперь же небольшой приквел к трилогии приквелов, последовавшей в начале 2000-х: дело в том, что с момента триумфального завершения оригинальной трилогии «Звёздные войны» успели сколотить свой фэндом – сообщество фанатов, которые не только жаждали продолжения или предыстории, но и готовы были создавать их сами. Ещё до появления глобальной сети «Интернет» они объединялись в группы, обменивались мнениями и гипотезами о дальнейшей судьбе героев, писали, как могли, разное графоманство, творили фанатские рисунки, словом, делали всё, что сейчас в блогах и соцсетях называется фанфиками (fan fiction – художественная литература, созданная фанатами), фанартом (fan art – фанатские рисунки), косплеем (costume play – перевоплощение в персонажа с полным соответствием костюма и грима), а также шиппингом (to ship – разговорное: додумывать, какие персонажи могли бы составить романтическую пару, даже если этого нет в оригинальном произведении).

Так к концу 1980-х сформировался колоссальный запрос на любую свеженькую продукцию, связанную со «Звёздными войнами». Однако книги в большинстве своём следовали киносценариям, редко отклоняясь от курса, заданного Джорджем Лукасом. Сам создатель фантастической вселенной никуда не спешил и объявил о работе над трилогией предшествующих событий лишь тогда, когда закончились деньги и стала угасать популярность. Но даже без его непосредственного участия интерес к «Звёздным войнам» не пропадал, его поддерживали многие талантливые писатели-фантасты, в том числе такие известные, как Тимоти Зан. Этому человеку удалось то, о чём без сомнения мечтают миллионы: объединить своё хобби и образование в удачный сплав работы, которая принесёт и радость, и материальные выгоды. Выпускник Университета штата Мичиган и Иллинойского университета, перспективный специалист по физике начал писать диссертацию на соискание докторской степени, однако в 1975 году увлёкся научной фантастикой и решил попробовать себя в более увлекательном литературном творчестве. Он в буквальном смысле затеял «великий эксперимент», о котором лично я пока только мечтаю: умышленно посвятил целый год литературному творчеству с целью выяснить, сможет ли этим заработать. Новичку повезло – его произведения оказались востребованы печатными изданиями, с тех пор мир недосчитался одного физика, зато приобрёл популярного писателя-фантаста, которому весьма пригодились его знания для подробного описания процессов, происходящих в космосе.

Тимоти Зан и его первая книга по мотивам “Звёздных войн”

Будучи признанным автором и без всяких «Звёздных войн», обладателем ежегодной премии Hugo за достижения в области научной фантастики, Тимоти Зан в начале 1990-х сделал шаг в расширенную вселенную «Звёздных войн» до того, как это стало мейнстримом. И поистине создал этот мейнстрим, перевернув представления о литературных произведениях по мотивам кинофильмов. Он представил вниманию читателей не те события, что могли бы происходить одновременно с действием трёх эпизодов и быть как бы параллельными сюжетными линиями, а то, что ещё никто не придумал – недалёкое будущее «Звёздных войн». Как повернулось дело после того, как Альянс Повстанцев разгромил Галактическую Империю? Всё ли пошло хорошо в Новой Республике, такой демократичной и прозрачной? Осталось ли что-то от мощнейшего космического флота Империи? Кто заварил новую кашу на просторах Далёкой-далёкой Галактики? На все эти вопросы Тимоти Зан вместо ответа выдаёт целых три книги – и снова попадает в точку, сейчас именно по пути франшиз идут современные киностудии и писатели. Зачем писать одну книгу, когда лучше выпустить две или три? Пусть читатель/зритель ждёт, предвкушает, он уже на крючке, ведь история рассказана интересно, и оторваться уже невозможно. Так в 1991 году появляется книга «Наследник Империи», следом в 1992 году – «Возрождение Тьмы», а в 1993-м – «Последний приказ». Именно эти книги и заложили основу того, что стало в итоге именоваться Расширенной Вселенной (Star Wars Expanded Universe).

Солнечный ветер и расширение Вселенной

Здесь нужно пояснить одну важную для понимания всего мира «Звёздных войн» деталь: Джордж Лукас, а позднее новые владельцы прав на франшизу из Disney Studios всегда проводили чёткую грань между каноном и расширенной вселенной. Канон «Звёздных войн» – это то, как видят сюжет, идею, персонажей, их предыстории и будущие судьбы создатели фильмов (режиссёр, сценарист, продюсеры). Права на канон, как и на товарный знак «Звёздных войн», ранее находились у самого Лукаса и его компании Lucasfilm, впоследствии, с ростом медийной империи перешли к дочернему подразделению Lucas Licensing, а сейчас находятся в руках Lucasfilm Story Group, подконтрольной Disney. Расширенная вселенная «Звёздных войн» представляет взгляд со стороны писателей, который никак не нарушает авторские права, поскольку не даёт альтернативное толкование уже рассказанных в фильмах событиях, а дополняет картину или вообще обращается к далёкому прошлому или будущему. Авторы буквально ходят по минному полю законодательства об авторских правах, чтобы не вступать в противоречие с мощной империей Лукаса, а теперь и Disney. Первопроходцем был как раз Тимоти Зан, выдумавший дальнейшие приключения полюбившихся героев: Люка Скайуокера, принцессы Леи, Хана Соло, Чубакки. Он сочинил женитьбу Люка на переметнувшейся с тёмной стороны Силы Маре Джейд, изобрёл брожение в рядах повстанцев, сформировавших Новую Республику, решил судьбы детей Леи и Хана Соло, ввёл массу новых названий планет и народов, создал новых персонажей и заглянул за пределы Галактики в поисках вдохновения.

С одной стороны, отчаянный герой наткнулся на бухтёж и осуждение Джорджа Лукаса, который в бессильной злобе не уставал повторять, что «Звёздные войны» – на самом деле не что иное, как история личной трагедии Дарта Вейдера, и точка, как только он умирает, он не воскресает, Император не клонирует себя, а Люк не женится!» (Из интервью журналу TotalFilm, май 2007 года). С другой стороны, Лукас не мог упрекнуть Зана в нарушении авторских прав, ведь на смысловое содержание трёх его фильмов писатель не покушался. Более того, он не затрагивал святую корову Лукаса – раннюю биографию Дарта Вейдера, над которой в 1990-х работал сам режиссёр, негласно запрещая любые спекуляции на эту тему в официальных печатных изданиях и художественной литературе. Как говорили в Lucas Licensing, «в отличие от франшиз Marvel, DC и Star Trek, в «Звёздных войнах» все истории переплетены друг с другом и работают в связке. Здесь нет множественных миров и сюжетной непоследовательности, и сюжеты Расширенной вселенной создавались исходя из видения и рекомендаций Лукаса, авторы платили за права, чтобы писать на эту тему. Это вам не фанфики, как многие могут подумать».

Двойная звезда с общим центром масс

Итак, айсберг оригинальных фильмов начал стремительно прирастать авторскими правами, стратегиями брендирования, плодящимися как грибы после дождя литературными лирическими отступлениями и неугасимыми фанатскими ожиданиями. Разгорелись и споры вокруг канона и расширенной вселенной, фанаты разделились на два лагеря: одни признавали исключительно видение Лукаса, другие с радостью приняли новые ответвления сюжета, предлагаемые писателями. При этом сам творец-создатель весьма жёстко обозначил своё отношение к сложившейся ситуации: «Есть два мира: мой мир, который мы видим в фильмах, и совершенно иной мир, который создаётся другими – я бы назвал его параллельной вселенной, миром лицензированных книг, игр и комиксов» (в интервью изданию Cinescape, июль 2001 года).

В тот момент его самого гораздо больше занимала работа над трилогией приквелов, в которой он реализовал свою амбицию рассказать раннюю историю Дарта Вейдера, пролить свет на горький путь его сомнений, колебаний и подверженности чужому влиянию. Сделав это, получив солидные барыши и неоднозначные отзывы критиков (в особенности на эпизод III «Месть ситхов»), он вновь мог уделить внимание боям местного значения среди фанатов своего детища. Для этого ему пришлось ознакомиться и с содержанием Расширенной Вселенной, при всём своём нежелании и даже презрении. Лукаса можно понять в его авторитарном эгоизме: действительно, изначальную концепцию придумал именно он, и любые сторонние посягательства для него выглядят плевком в сторону авторских прав. С другой стороны, он повёл себя как гибкий бизнесмен, позволив авторам фантазировать на тему «Звёздных войн» за их же деньги. Ещё более дальновидным стало его наведение мостов с Расширенной Вселенной для собственных проектов. Так с лёгкой руки всё того же Тимоти Зана столичная планета Галактики стала именоваться Корусант – да-да, это название Джордж Лукас официально позаимствовал из его романа «Наследник Империи». Многие идеи писателей нашли отражение в анимационном сериале «Войны клонов», созданном в 2008 году на волне новой популярности «Звёздных войн» и описывающем события между «Атакой клонов» и «Местью ситхов». Мультфильм, рассчитанный на подростковую аудиторию, нашёл отклик и у взрослых фанатов саги, что добавило головной боли Lucasfilm.

Тем временем сам Лукас продолжал отстаивать свои консервативные позиции, негативно высказываясь о Расширенной Вселенной и не забывая лукавить и умалчивать о заимствованиях из неё же: «Я не читал эту фигню. Ни один из романов. Я ничего не знаю об этом мире, он полностью отличается от моего. Но я стараюсь быть последовательным. Например, сейчас запустили Энциклопедию «Звёздных войн», и если мне в голову приходит имя или какое-нибудь название, я могу вбить его и проверить, не использовано ли оно уже. Когда я сказал, что люди могут сочинять свои истории по «Звёздным войнам», то мы решили, что, как в «Стар Треке», у нас будут две вселенные: моя, и вот эта другая. Пусть попробуют сделать свою вселенную такой же целостной и согласованной, как моя, но, очевидно, их прельщает идея выйти за рамки и пойти своим путём» (в интервью изданию Starlog, 2005 год).

Дело в том, что по мере роста популярности побочных продуктов «Звёздных войн», таких, как книги, игры, мультики и комиксы, неизбежно росло число сюжетных расхождений с каноническим оригиналом. Преданные идеалам Лукаса сценаристы и продюсеры нового поколения – Джон Фавро, Дэйв Филони и Генри Гилрой, например, – старались создавать как можно больше сюжетных связок с каноном, однако процесс объективно выходил из-под контроля. Персонажей, планет и народов становилось всё больше, и в какой-то момент этот рог изобилия вывел из равновесия отлаженную систему Lucas Licensing, прочно стоявшей на принципах брендинговой стратегии «У нас всё просто: сериалы, игры книги приходят и уходят, а «Звёздные войны» остаются» (президент Lucas Licensing Говард Роффман в интервью 2008 года).

Взрыв сверхновой

«На этой карете прошлого далеко не уедешь», – подумали молодые и энергичные продюсеры, искавшие понятный инструмент систематизации всего, что скопилось в закромах «Звёздных войн». Закончив с трилогией приквелов, Лукас перешёл в фазу философских раздумий над призрачно возможным продолжением, однако куда больше его занимала собственная обеспеченная старость, что следует из решения о продаже Lucasfilm студии Disney в 2012 году за 4,1 млрд. долларов. Конечно же, он не переставал делать сценарные наброски неких сиквелов, на деле же за «Звёздные войны» взялась активная и жадная до прибылей команда, нацеленная на извлечение максимальных выгод из популярнейшей франшизы. Как говорилось при запуске турболазера Звезды Смерти, «максимальная мощность».

31 октября 2012 г.: генеральный директор Disney Боб Айгер и Джордж Лукас подписывают договор о продаже Lucasfilm

Начали с брендинговой стратегии: теперь за авторские права и критерии канона отвечает новое подразделение Lucasfilm Story Group. Одной из первых задач компании стала как раз работа с компонентами Расширенной Вселенной и методика её интеграции в новую концепцию «Звёздных войн», учитывая подготовку к съёмкам VII эпизода. Решение оказалось простым, как всё гениальное: многочисленные литературные опусы, компьютерные игры, мультсериалы и комиксы, словом, вся Расширенная Вселенная, созданная до начала правления Disney, c 2014 года стала именоваться «Звёздные войны – Легенды» (Star Wars Legends). Согласитесь, изящно: некие истории, которые могли быть, а могли и не быть. Байки. Сказки, тосты. А главное, не нужно ничего менять ни в названиях, ни в авторских правах.

Зато можно смело, не оглядываясь назад, созидать новое. С воцарением Disney усиливается монополия на произведения, составляющие канон: теперь на экраны и полки книжных магазинов выходит лишь то, что сотворил непосредственно Disney. Lucasfilm Story Group бдительно следит за соблюдением канонических стандартов, хотя в чём-то проявляет ту же уместную гибкость, что и Лукас, заимствовавший идеи из Расширенной Вселенной. Иначе нельзя, франшиза слишком объёмна, чтобы замыкаться в рамках семейных дрязг Скайуокеров, к тому же, многие сюжетные решения подсказывают фанаты.

Одним из ярких примеров народного волеизъявления в «Звёздных войнах» стало появление в каноне книжного персонажа, снискавшего баснословную популярность у поклонников саги, – гранд-адмирала Трауна. Пришедший из романов Тимоти Зана имперский флотоводец, талантливейший стратег, вооружённый военной наукой и познаниями в изобразительном искусстве противника, по словам автора он является своеобразной аллюзией на отрешённого от жизни и сосредоточенного на дедукции и распутывании тайн Шерлока Холмса. Действительно, Траун необычен, и не только внешне (Зан описывает его как синекожего гуманоида из расы чиссов, с пронзительными ярко-красными глазами): его холодный разум не знает отдыха, при этом он вежлив, благороден и не лишён чувства юмора. Этот воинственный тактический гений мгновенно полюбился читателям своей загадочной харизмой и стопроцентным попаданием в атмосферу «Звёздных войн», оставалось лишь перенести его на экран. С этим было сложнее, поскольку изначально романы не считались каноном, а относились к Расширенной Вселенной. Впрочем, с приходом Disney для талантливого симпатичного чисса нашёлся вариант «по блату»: в 2016 году он впервые появился в диснеевском анимационном сериале «Звёздные войны: Повстанцы» (Star Wars Rebels), таким образом попав в канон. Свой неповторимый вкрадчивый голос подарил персонажу Ларс Миккельсен, старший брат Мадса Миккельсена, в это же самое время снявшегося в первом спин-оффе «Звёздных войн».

Облако Оорта: источник новых комет

Но на этом ни фанаты, ни Тимоти Зан не останавливаются: писатель продолжает освещать биографию героя в трилогиях (новая трилогия 2017 – 2019 гг.: «Траун», «Союзники», «Измена»; новейшая трилогия Трауна о начале его карьеры в Доминации чиссов вне знакомых координат в системе «Звёздных войн» 2020 – 2021 гг.: «Грядущий хаос», «Высшее благо», «Меньшее зло»). Очевидно, что принцип триптиха прижился не только в полнометражной версии «Звёздных войн». Любопытно, что, работая над книгами новейшей трилогии, Тимоти Зан использовал множество аллюзий на другие популярные фантастические и фэнтези-франшизы, своеобразные мостики-пасхалки, такие, как явно гаррипоттеровское «9¾» в качестве образного описания возраста девочки-навигатора, или дословное заимствование термина «Гильдия навигаторов» из вселенной «Дюны» Фрэнка Герберта, вовсю экранизируемой Дени Вильнёвом. Последнее, на мой взгляд, является либо писательским риском на грани плагиата, либо отчаянным блефом в попытке сопрячь фантастические миры «Дюны» и «Звёздных войн». Что ж, даже интересно будет понаблюдать, что из этого может получиться.

Гранд-адмирал Траун на обложке первого романа, где появился персонаж, в мультсериале “Повстанцы” и глазами фан-артера blackmonitor

Пока Зан штамповал новые книги о Трауне как горячие пирожки, фанаты занялись любимым делом: сбором слухов и сплетен о том, ожидается ли появление любимого героя в кино, и, если да, то кто его сыграет. Наиболее вероятными кандидатами народная молва считала Ричарда Э. Гранта до его появления в IX эпизоде в совершенно другой роли, после переключилась на Роберта Дауни-младшего, теперь в фаворитах Том Хиддлстон и Бенедикт Камбербэтч. Некоторые фанатские сайты даже проводили голосования-кастинги (один из таковых выиграл Майкл Фассбендер). На днях просочилась информация, что Disney хочет привлечь к визуальной работе над ролью её «голос», Ларса Миккельсена. Все они, на мой субъективный вкус, вопиюще не подходят на эту роль, но «Звёздные войны» такая вещь, в которой перспективные с точки зрения кассовых сборов сценарные и кастинговые решения редко остаются без внимания. Надеюсь лишь на то, что Lucasfilm Story Group хватит здравого смысла не делать из харизматичного нового персонажа гея, как с ним немилосердно поступили поклонники саги, ухватившись лишь за то, что Тимоти Зан не предоставил никаких подробностей личной жизни бедолаги гранд-адмирала.

На очереди в 2023-м: второй сезон “Андора” и сериал “Асока”

Сейчас «Легенды» и спин-оффы выполняют роль облака Оорта для нашей собственной галактики Млечный Путь, а именно хаотично закидывают в сценарное поле новые кометы инфоповодов и медийных продуктов. Появления того же Трауна ожидают и в запланированном на 2023 год сериале «Асока», и в доселе бессюжетном проекте «Звёздные войны: костяк экипажа» (Star Wars: Skeleton Crew) с уже заявленным в роли неизвестно кого Джудом Лоу, и в идущем сейчас на стриме Disney+ сериале «Андор». В последнем случае фанаты предвкушают его по туманно косвенным признакам, в то время как критики наперебой спорят о том, насколько оно вообще уместно в многосерийной истории о непростом становлении повстанческого движения. Первый сезон «Андора» завершится 23 ноября 2022 года, а за два дня до завершения показа в Лондоне стартуют съёмки второго сезона (сценарист Тони Гилрой раскрыл эту информацию в интервью изданию Collider).

Герои нового времени: не первые в космосе

Сам «Андор» тоже ворвался в атмосферу «Звёздных войн», как шальная комета – и зрители, и критики называли выбор главного героя для целого тематического сериала неочевидным и спорным, в то же время по мере продвижения вглубь первого сезона звучало всё больше одобрительных голосов, твердивших, что как раз такие герои и нужны новым «Звёздным войнам»: не избитые, неоднозначные, колеблющиеся. В «Андоре» колеблется всё: сценарные тягучие паузы, мотивация главного героя, интересы лидера повстанцев и бывшего сенатора Мон Мотмы (её роль вновь сыграла ирландка Женевьев О`Рэйли). К слову, шоураннер Тони Гилрой, в своё время переснявший концовку «Изгоя Один», описывает сенатора Мотму как «персонажа в духе Нэнси Пелоси, в том смысле, что она старается изо всех сил, но проигрывает. У неё сильные позиции в Сенате, но она терпит одно поражение за другим, и снова, и снова, пока Империя подминает под себя всё вокруг» интервью IndieWire, сентябрь 2022 г.).

Photo credit: Disney+, Lucasfilm

Ставка на политику и ориентированность на взрослый возрастной сегмент аудитории отличает «Андора» от других сериальных продуктов вселенной «Звёздных войн» этого года, «Книги Бобы Фетта» и «Оби-Вана Кеноби», рассчитанных на семейный просмотр и широту охвата. Выпущенный в разгар глобальной политической напряжённости, «Андор», «инвестированный в политику» (по мнению издания Screenrant), становится зеркалом эпохи, неожиданно затрагивает менее пафосные и более приземлённые материи, такие, как интриги, диверсии, заговоры, двуличие, раздор внутри повстанческого движения, наращивание имперской военной мощи. И никаких световых мечей, Силы и прочих легендарных атрибутов Далёкой-далёкой галактики – обычные люди справляются своими силами. Нормальные герои. Такие, как диверсант и разведчик Кассиан Андор в исполнении Диего Луны, способный на отчаянный поступок в рамках воинского устава. Разве что сериальные оппоненты у него выдались совсем лишёнными харизмы, возможно, поэтому многие зрители ждут возможного появления в сериале Директора передовых вооружений Орсона Кренника (Бен Мендельсон), гранд-моффа Таркина (оживлённый компьютерной графикой и актёром Гаем Генри Питер Кашинг), или нового антагониста гранд-адмирала Трауна. Все трое логично вписались бы в сюжетную линию, поскольку связаны с инновационными технологическими наработками Империи в военно-промышленном комплексе. Но пока что все «возвращенцы» в «Андоре» сплошь из повстанческого лагеря: сам главный герой, Форрест Уитакер в роли террориста Со Герреры, Дункан По в роли пилота Мелши и уже упомянутая Женевьев О`Рэйли в роли сенатора Мон Мотмы.

Тёмная материя

В современной астрономии бытует теория, что Вселенная состоит не только из твёрдых масс и межгалактического газа, но и из таких равнодушных к электромагнитному взаимодействию, а потому невидимых и неуловимых компонентов, как тёмная материя и тёмная энергия. По мнению учёных, на долю этих неизведанных, но повсюду окружающих нас субстанций приходится 22% и 74% состава Вселенной соответственно. Со «Звёздными войнами», очевидно, происходит нечто подобное: основу их вселенной составляют оригинальные фильмы, роль межгалактического газа выполняют компоненты «Легенд», новые сериалы и спин-оффы, а тёмной материей является всё то пока не отснятое и даже не запланированное, что ждёт поклонников саги в далёком будущем. Но как у астрономов появляются всё более продвинутые телескопы, так и я стараюсь добыть для читателей всё больше информации, чтобы будущее не казалось таким уж непонятным.

В последний месяц всё больше говорят о новом полном метре во вселенной «Звёздных войн», и неспроста: по изначальному плану студии Disney, первый фильм новой трилогии должен был сотрясти кинотеатры мира 16 декабря 2022 года, а снять его должны были режиссёры «Игры престолов» Д.Б. Вайсс и Дэвид Бениофф, но что-то пошло не так, и в марте этого года журналист Джефф Снайдер выдал в репортаже для подкаста The Hot Mic совершенно иные новости: «Думаю, новый фильм выйдет в декабре 2025 года… Я даже и значения не придал информации, которую узнал. Ну, в общем, Джастин Бритт-Гибсон будет работать над сценарием вместе с Дэймоном [Линделоффом], и да, режиссёром у них будет Шармин Обайд-Шинуа из «Мисс Марвел». Полагаю, достаточно интересная посылочка, чтобы распаковать её на Рождество 2025-го» (по материалам Screenrant, 28 октября 2022 года). Конечно, на съёмочный график Disney изрядно повлияла пандемия, и даты релизов новых эпизодов в настоящее время заявлены на 19 декабря 2025 и 17 декабря 2027 года.

Кэтлин Кеннеди анонсирует новые проекты Lucasfilm

Но кто же всё-таки встанет у концептуально-визуального руля эпизодов X, XI и XII? Похоже, информация словоохотливого Снайдера оказалась не только преждевременной, но и не совсем правдоподобной: Disney отошёл от колхозного обязательства «даёшь по полнометражке в год!» (навязанного бывшим генеральным директором Бобом Айгером) и углубился в тщательное обдумывание маркетинговой политики. Настолько тщательное, что знающие люди вроде бывшего колумниста The Hollywood Reporter Мэттью Белони говорят, что внутри диснеевского Lucasfilm господствует «культура страха и нерешительности», достигшая таких масштабов, что даже находившийся в пост-продакшене и запланированный на 2023 год спин-офф «Дикий эскадрон» был изъят из расписания предстоящих релизов (фан-портал Winteriscoming.net, 5 ноября 2022). Такое ощущение, что топ-менеджеры Disney и Lucasfilm сговорились давать как можно меньше информации о своих проектах прессе и другим любопытствующим. Обжегшись на молоке с собравшими тонны негативных отзывов «Соло» и IX-м эпизодом, студийщики дуют на воду.

С другой стороны, едва ли не бомбой взорвалось заявление генерального продюсера Lucasfilm Кэтлин Кеннеди о том, что, возможно, новый эпизод «Звёздных войн» мы увидим глазами признанного мастера парадоксальной визуализации Тайки Вайтити. «Вот уж не ждали», – подумалось мне, когда впервые на глаза мне попалась эта информация из вполне официальных источников. Опять же, Кеннеди хитра, лиса – слово «возможно» оставляет пространство для манёвра, если что-то пойдёт не так. Однако уже есть признаки начавшейся работы над фильмом, в частности, упорное молчание и витиеватые отговорки сценариста Кристи Уилсон-Кейрнс, чьё имя просочилось в прессу в качестве напарника Тайки Вайтити. Сам он оказался разговорчивее, портал IndieWire приводит следующие его слова: «Слушайте, я уверен, что вселенной «Звёздных войн» нужно расширяться, ей придётся расширяться. Вряд ли я был бы нужен «Звёздным войнам», если бы сделал фильм, где все такие: «Ох, да это же чертёж «Сокола тысячелетия», а вот бабушка Чубакки…».

Разумеется, фанаты хотят видеть новые полные метры как можно скорее, и пытаются найти причину простоя. Многие винят стиль руководства Кэтлин Кеннеди, считая её авторитарной и недальновидной. Другие полагают, что внутри Lucasfilm в целом не всё гладко, учитывая последние кадровые встряски, такие, как уход генерального директора Мишель Реджван, которая отвечала, в частности, за запуск новых проектов. Третьи, напротив, не видят ничего плохого в том, что студия взяла паузу в полнометражных проектах – это помогло ей выйти на лидирующие позиции в стриминговой индустрии и увлечь фанатов сериалами. Конечно, жива и старая гвардия, утверждающая, что смотреть новую массовую штамповку по мотивам «Звёздных войн» значит не уважать себя, но мне доводилось встречать и уникумов, выросших на оригинальной трилогии, и при этом с упоением ждущих новых сезонов «Мандалорца».

Сколько людей, столько и мнений, сколько «Звёздных войн», столько и разговоров о них. Джордж Лукас создал то, что является запредельной мечтой тысяч бизнесменов: он выстроил империю, функционирующую по принципу самовоспроизводящей системы и безотходного производства. Ни один персонаж фантастической вселенной не останется без своего фаната, ни одна минута отснятого материала не останется не просмотренной, многочисленность миров и сюжетных ответвлений рождает всё новые фильмы, сериалы и прочую продукцию. Одних только книг уже больше 380, не считая графических романов. Сомневаться не приходится: детище дедушки Лукаса скатится к той же толерантной каше, что и «Бонд», и бесчисленные миры Marvel. Но скатится с колоссальным коммерческим успехом. Кто смотрел сериалы, добро пожаловать в комментарии, а о полнометражных проектах поговорим с вами под новый, 2026-й год.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Рустам Ахмедов
    November 20th, 2022 | 6:47 am

    Как говорится, сердешно благодарен kot_pofigist за данный разбор того, как вообще появилась РВ, отношению к ней Жоры Лукова и его конторы, и к чему в итоге эти взаимоотношения привели (и Лукасфильм и саму РВ). Тут ув. автора можно только похвалить, многократно и заслуженно, разбор сей ситуёвины вышел просто отличным: до публики всё доведено простым и понятным языком, всё досконально разжёвано и разложено по полочкам.

  2. Рустам Ахмедов
    November 20th, 2022 | 6:59 am

    Вышло это даже лучше и подробнее, чем у ребят из почившего, увы, Лурка, а самое главное – автору удалось подать статью о всей этой кухне совершенно беспристрастно, в отличие от лурчанцев (те были ярыми поклонниками ОТ и ТП, а так же РВ в старом виде, без легендирования), несмотря на вопиющие провалы режиссёров сиквельной трилогии и перекраивание вселенной ЗВ в угоду ушастым мышам. Вообще же я, как и kot_pofigist,также ожидаю, а что же получится у новых сценаристов ЗВ, и какие формы примет сама сага, ведь несмотря ни на что,show must go on,при этом хочется, чтоб франшиза не скатилась в неудобоваримое говно, аки те же DC и Marvel.

  3. Mila Severnaya
    November 20th, 2022 | 5:12 pm

    “Звёздные войны”: вне большого экрана” – отличный экскурс по истории создания, сиквелов, приквелов и, особенно, закулисья “Звёздных войн”, масштабный материал с прогнозом, чего ждать от культовой франшизы в будущем. Хотела бы остановиться на одном аспекте рассуждений обозревателя kot_pofigist – почему фильмы Лукса не были закуплены советским прокатом? И правда, казалось бы, плохие имперцы пытаются завоевать другие планеты, уничтожить или обратить в рабство их жителей. Хорошие повстаныцы (космическая рабоче-крестьянская беднота) борются за лучшую жизнь и новое справедливое общество. На этом принципе строились многие фильмы-сказки. Вспомним, “Три толстяка” и “Королевство Кривых зеркал”, или мультфильм “Приключения Чипполино”. Но “Звёздные войны” в СССР не показывали, парадокс! Стало любопытно, и я обратилась к советской критике тех лет, в частности, книге Е.Карцевой “Голливуд: контрасты 70-х. Кинематограф и общественная жизнь США” (М., Искусство, 1987). Чрезычайно интересное издание. Не могу не согласиться с критиком:”И по содержанию, и по качеству изображения, и по нарочитой одномерности характеров персонажей “Звёздные войны” – комикс в самом чистом виде” (стр. 238). Разбор лукасовской звездной трилогии
    достаточно подробен и хорош по стилю изложения (по-современному можно было бы назвать “лёгкий стёб”). Кроме того, становится понятно, что увидели советские идеологи в этих сказочно-фантастических фильмах. Например, внешний вид угрюмого аскета Моффа Таркина в полувоенном френче с “наградными планками” очень напоминает “коварных большевиков, какими они часто выглядят в анисоветских фильмах” (стр.241). В третьей части “Возвращение Джедая” – “имперские войска одеты в форму, похожую на военное обмундирование одной из социалистических стран. Имеено на Звезде смерти, где дислоцированы эти полчища, изобретают оружие, грозящее уничтожению всего живого” (стр. 241). И это уже серьёзно. Советские идеологи усмотрели завуалированный намёк на то, что силы зла олицетворяет социалистический лагерь, хотя Лукас впрямую не проводит никаких политических аналогий. Но, сказка – ложь, да в ней намёк… Именно так, видимо, воспринимали эти образы и американские обыватели, особенно дети и подростки. Автор делает вывод: “Таким образом, крестовый поход против этих сил зла становится вдвойне необходимым. Воспитательная миссия сказки тем самым обретает вполне определённую направленность… Причем в данном случае намёк действует сильнее, чем открытое указание” (стр.241). Неудивительно, что цензура не допустила такую космическую сказку к показу. Восприятие кино во многом зависит от времени, места и идеологической подоплёки, хотим мы этого или нет. Сейчас нас удивляет, почему многие фильмы десятилетиями пылились на полках, а что в них было “такого”?! Да ничего, изменился угол зрения, точка отсчета, вот и всё объяснение.
    М.С.

  4. November 21st, 2022 | 6:04 pm

    Уважаемые читатели, благодарю за отклики! Статья вышла не совсем о кино, сколько о его закулисье, но навеяна была давней привычкой предвкушать новые “Звёздные войны” в ноябре-декабре, как это было многие годы. Стало интересно, чем живёт бывшая контора Джорджа Лукова (“горя лукового”, как его любовно окрестили на одном из русскоязычных форумов), и немного обидно за галактическую державу, которую создатели ввергли в мальстрём бессодержательных сериалов (что фактически означает, как процитировал В.И.Ленина наш читатель Рустам Ахмедов, скатили в “говно”). Сказать по правде, пока не возникло желания посмотреть ни один из этих сериалов, как бы круто он ни был сделан – для меня как критика и как зрителя огромную роль играет харизма, которой я не чувствую в этой массовой штамповке. Зато такой детальный разбор невидимых зрителю материй порождает огромное количество поводов призадуматься и неожиданных тем для обсуждения. Книга, которую упоминает Mila Severnaya, хорошо мне известна, и всегда вызывала у меня противоречивые чувства согласия с многими прозорливыми оценками советских киноведов и вместе с тем оторопи от выводов, сделанных ими же от банального незнания английского языка. В частности, в обзоре “Звёздных войн” имперского злодея гранд-моффа Таркина упрекают в “русифицированной фамилии”, что есть полный бред – все имена и фамилии в фантастической саге тщательно вымышлены, а если и встречаются аналоги с языками, кроме английского, то это относится к значительно более поздним периодам развития вселенной “Звёздных войн” (помнится, меня изрядно насмешила планета Samovar в романе “Катализатор” 2016 года). Таркин получил насквозь британскую фамилию, которую советские критики из-за окончания “-ин” записали в русифицированные, забыв о том, что фамилии сходного построения для Британии обычное дело (писатель Арчибальд Кронин, да мистер Питкин, в конце концов). Насчёт военной формы одной из стран соцлагеря вообще бред – сразу видно, что интервью с создателями фильма той ранней поры никто из наших советских коллег не читал, а Лукас с товарищами неоднократно подчёркивали, что стремились подчеркнуть зловещую милитаристскую мощь Галактической Империи в том числе через покрой формы, заимствованный из времён нацистской Германии. Поэтому желаю всем критикам побольше читать оригинальных материалов, учить языки, не выпадать из информационного поля – тогда и материалы будут увлекательнее, и содержание не превратится в испорченный телефон.
    P.S. Что до почившего Лурка – в этом и отличие BlogProFilm от многих других порталов о кино: мы не зависим от студий, не продвигаем строго одну версию событий, мы обмениваемся мнениями, не навязывая и выслушивая друг друга. Так что RIP Лурк, добро пожаловать на BlogProFilm 🙂

  5. December 15th, 2022 | 5:49 pm

    fun88

    blogProFilm.ru

Оставить комментарий