Интервью с художником по костюмам Еленой Ушаковой

BlogProFilm неоднократно проводил интервью с актёрами, режиссёрами и операторами, нам интересно, как видят работу над фильмами их создатели. Сегодня мы посмотрим на профессию кинематографиста глазами художника по костюмам. С нами любезно согласилась побеседовать Елена Ушакова – член Союза кинематографистов России, художник по костюмам многих запомнившихся зрителям фильмов и сериалов: «Дети чугунных богов», «Пионерка Мэри Пикфорд», «Московская сага», «Юнкера», «Тарас Бульба», «Герой нашего времени», «Синяя роза», «Испытание», «Спитак» и других.

BlogProFilm: Елена, художник по костюмам – очень интересная профессия, где вы учились, как пришли в кино?

Е.У.:У меня это было так: сначала учёба на художественном факультете ВГИКа в мастерской рисованного фильма профессора И.П. Иванова-Вано, основателя советской мультипликации. Потом работа на «Мосфильме» в качестве художника по костюмам.

BlogProFilm: Скажите, есть ли на «Мосфильме» или других студиях специальные запасники, где хранятся костюмы по годам и эпохам? Или Вам приходится их шить «с нуля»?

Е.У.: Безусловно, на «Мосфильме» есть прекрасный склад костюмов и на других студиях тоже. Там есть такие вещи, которые почти невозможно повторить. Вообще, удачный «подбор» – это половина успеха. Но на конкретных персонажей, особенно на главных героев, конечно, приходится шить индивидуально.

BlogProFilm: Просмотрев Ваш кинематографический «послужной список», удивляешься, насколько разнообразны эти фильмы, какие разные исторические периоды они охватывают. Какое время Вам ближе, как художнику: костюмные средние века, XIX век или, может быть, недавнее прошлое, 80-е – 90- е годы ХХ века?

Е.У.: К сожалению, удалось прикоснуться далеко не ко всем эпохам. Мне интересно всё, но больше всего люблю советский период, военное время. Может быть потому, что тогда мои родители были молодыми.

BlogProFilm: Ваши родители имели отношение к миру кино?

Е.У.: Да, самое прямое. Отец, Ушаков Семен Лукич – художник-постановщик киностудии «Мосфильм». Его фильмы: «Семья Ульяновых», «На дорогах войны», «Анюта», «Взрослые дети», «Председатель», «Старшая сестра», «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”» и другие. Мама, Ушакова Надежда Евгеньевна, была редактором Объединения телевизионных фильмов на «Мосфильме». Она работала на фильмах «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Михайло Ломоносов», «Николай Вавилов» и других. Вся их трудовая жизнь была связана с кинопроизводством.

BlogProFilm: То есть Вы – продолжатель творческой династии?

Е.У.: Получается, так.

BlogProFilm: А какой период оказался самым сложным для Вас, как художника по костюмам?

Е.У.: Как это ни странно прозвучит, сложнее всего современность. Очень много вокруг «знатоков», дающих «ценные» советы:  модно-не модно , носят- не носят. Это мешает работать.

BlogProFilm: С каким стилем одежды Вы ещё хотели бы поработать? И что интереснее для Вас – национальная, бытовая, парадная одежда или военная форма?

Е.У.: Очень привлекает национальная одежда. Это настоящая красота. В «Тарасе Бульбе» с удовольствием погружалась в XVII век, в создание костюмов для казаков Запорожской Сечи, польской шляхты. Запомнилась работа в фильме Александра Котта «Испытание» – это казахский колорит. Буду счастлива, если снова представится возможность прикоснуться к историческому материалу.

Работа над фильмом “Испытание”

BlogProFilm: Назовите, пожалуйста, фильмы, которые являются для Вас эталоном безупречного стиля и исторической точности, с точки зрения художника по костюмам.

Е.У.: Их много. Обычно там, где выдающаяся режиссура – всё отличное, и костюмы в том числе. В фильмах Тарковского разве можно представить другие костюмы?

BlogProFilm: Елена, знаю, что вы прекрасный художник, видела Ваши пейзажи в частной коллекции в технике пастели. От какой работы Вы получаете наибольшее удовольствие – от пейзажей, портретов, набросков костюмов?

Е.У.: Если сесть у моря, рисовать горы, руины старой крепости, солнце на закате или делать эскизы костюмов к интересному сценарию – всё прекрасно!

BlogProFilm: Ваши самые любимые живописцы?

Е.У.: Их очень много. Они недосягаемы. Это великие мастера Возрождения, голландцы, художники испанской школы и наши передвижники.

BlogProFilm: В завершении интервью – несколько слов о фильме «Спитак».

Е.У.:  Это для меня очень ответственная и интересная работа. Спасибо за неё.

Елена, благодарим Вас, что нашли время для интервью. Желаем творческих успехов, счастья в профессии и в жизни, новых работ в кино.

Желаем успеха всем создателям фильма «Спитак».

 

Беседовала Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    December 11th, 2018 | 4:40 pm

    Спасибо за встречу с интересным человеком, художником по костюмам Е.Ушаковой. Запомнился сериал “Герой нашего времени” (его, к сожалению, редко повторяют) – костюмы выдержаны в стиле эпохи.
    В фильме “Спитак” одежда героев точно соответствует времени конца 80-х гг. И меховые шапки, и шляпы, и клетчатые мохеровые шарфы, и тяжелые пальто – все узнаваемо. Фильм очень понравился, он трагичен, но не безнадежен, талантливо срежиссирован и сыгран. И работа художника по костюмам очень важна – она не допускает фальши в передаче времени и места.
    Очень интересная творческая профессия.

Оставить комментарий