Одинокий рейнджер – история франшизы

У нас нет рубрики «По заявкам читателей», но если бы таковая была, то вот вам первая статья. Мы в последнее время много говорили о вестернах, и внимательная V.M. вспомнила фильм «Одинокий рейнджер», попросив высказать своё мнение. Что ж, с удовольствием расскажу вам – только не о набившем оскомину фильме Гора Вербински, а об истории франшизы и её непростой, извилистой, как техасское бездорожье, судьбе. Надеюсь, это будет интересно, и мне удастся убедить вас, что «Одинокий рейнджер» – это не только плохая актёрская работа Джонни Деппа, но и целая сюжетная вселенная.

Сложно в это поверить, но, в отличие от большинства популярных кинофраншиз, начавших свою биографию в 1960-1970-е гг. (Бонд, «Бэтмен», «Звёздные войны»), а то и позже («Индиана Джонс», Marvel, «Гарри Поттер»), наш одинокий герой является современником Первой мировой войны. Да-да, впервые персонаж с прозвищем Одинокий рейнджер появился на страницах повести Зейна Грея «Рейнджер одинокой звезды»/The Lone Star Ranger (имеется в виду флаг Техаса), написанной в 1914 году и изданной в январе 1915 года. Конечно, сюжет и персонажи в ней отличались от кинематографического канона, но сама идея праведной мести рейнджера во имя закона, равно как и эффектное и запоминающееся название взяты именно оттуда. В начале века ещё не до конца улеглись страсти Дикого Запада, поэтому неудивительно, что у повести Зейна Грея есть и реальный вдохновитель – техасский рейнджер Джон Рейнольдс Хьюз (именно его имя впоследствии трансформировалась в канонического Джона Рида). Хьюз был знаменитым техасским рейнджером конца XIX века, на его счету легендарная, почти шпионская история погони за убийцами капитана Фрэнка Джонса в 1893 году, которая и легла в основу не только художественных произведений, но и биографических заметок самого Хьюза – удалившись на покой, он стал писателем и радовал читателей байками до самой смерти в 1947 году. Вот он, с товарищами, крайний справа.

Книжная история была до того популярна, что по сюжету Зейна Грея о сыне бандита Баке Дуэйне, вставшем на путь исправления и примкнувшем в итоге к рейнджерам, были сняты целых четыре фильма: в 1919, 1923, 1930 и 1942 году. Параллельно в стране становятся популярными радиопередачи, и вот в 1933 году местная радиостанция Детройта и Баффало запустила радиоспектакль «Одинокий рейнджер», сюжет которого существенно отличался от книги Зейна Грея и сформировал концепцию, впоследствии ставшую основой франшизы. Здесь уже фигурирует законник Джон Рид, стремящийся отомстить за брата и дальше бороться со злом в компании своего друга индейца Тонто и коня Сильвера.

Текст читает Брэйс Бимер

Вслед за радиопередачами моду на сериалы подхватывает и киноиндустрия, и в 1938 году калифорнийская студия Republic Pictures снимает первую из трёх частей трилогии (Кристофер Нолан вместе с Джорджем Лукасом могут покурить в сторонке) «Одинокий рейнджер». В 1939 году выходит «Одинокий рейнджер снова в седле» (The Lone Ranger Rides Again), а в 1940 – «Хэй-хо, Сильвер!» (Hey-Ho, Silver!). Сюжет трилогии построен, как ни странно, вокруг установления на техасских территориях конфедератов диктатуры военной хунты капитана Марка Смита, против банды которого и ведут борьбу Одинокий рейнджер и Тонто.

И это не первый сюжетный эксперимент с классическим сюжетом о законниках и негодяях на просторах Техаса. Следующим медиа-ресурсом, перехватившим эстафету франшизы, стало телевидение. В 1949 году канал ABC Television Network запустил полномасштабный сериал с Клейтоном Муром в главной роли, ставший настолько популярным, что продержался в сетке вещания до 1957 года. Во множестве эпизодов задействовано огромное количество персонажей, отсутствует сквозная сюжетная линия, разве что неизменными остаются персонажи Одинокого рейнджера и Тонто.

В 1956 году «Одинокий рейнджер» впервые шагнул на киноэкраны в формате полного метра, однако сюжет не имел ничего общего ни с ранее снятыми по книге Зейна Грея фильмами, ни с сериалом АВС: интрига крутилась вокруг передела техасских земель и серебряных карьеров между поселенцами и индейцами. В фильме играли всё те же Клейтон Мур (Одинокий рейнджер) и Джей Сильверхилс (Тонто). Тему драгоценных металлов режиссёры и сценаристы продолжили во второй части похождений полюбившихся героев – «Одинокий рейнджер и потерянный город золота» (The Lone Ranger and The Lost City of Gold), увидевшей свет в 1958 году, после финальных эпизодов телесериала. В главных ролях вновь снялись Клейтон Мур и Джей Сильверхилс, канадский актёр, по происхождению индеец-мохавк.

 

Завершение телесериала оставило, пожалуй, больше наследия для коллекционеров, чем нынешняя «Игра престолов»: автографы, плакаты и, конечно, металлические коробки для завтраков с оригинальным «Одиноким рейнджером» – сейчас всё это подлинные раритеты и винтажные редкости. Благодаря развитию мерч-индустрии тема ещё несколько лет оставалась популярной, из-за чего в 1961 году даже была совершена попытка перезапуска франшизы на телеэкране: компания CBS выпустила фильм «Возвращение одинокого рейнджера» (Return of the Lone Ranger) c Тексом Хиллом в главной роли. Он должен был стать первым эпизодом нового сериала, но не сложилось.

Далее следуют провальные годы для всего жанра в целом – после «долларовой трилогии» долгое время не появляется достойных фильмов, снижается качество вестерна. Возродить жанр пробуют через двадцать лет, в 1980-е, и «Одинокий рейнджер» не стал исключением. В 1981 году вышел, пожалуй, самый неоднозначный фильм франшизы «Легенда об Одиноком рейнджере» (The Legend of the Lone Ranger), провалившийся и в прокате, и в оценках критиков. Сюжет, заимствовав традиционную историю о Джоне Риде, взявшемся мстить за убитого Батчем Кавендишем брата, внезапно вильнул в сторону спасения похищенного 18-го президента США Улисса Гранта. Каст оставляет не менее странное впечатление: главную роль сыграл никому не известный Клинтон Спилсбери (не трудитесь искать это имя в анналах кинематографа, это его единственная и случайная роль в кино), в роли Тонто появился колоритный Майкл Хорс (будущий Хоук из «Твин Пикса»), а в роли негодяя Кавендиша – Кристофер Ллойд (доктор Эмметт Браун из «Назад в будущее» в представлении не нуждается).

Далее «Рейнджера» вновь оставили в покое на целых двадцать лет, пока очередная волна интереса к вестерну не вынесла его на телеэкраны в виде ТВ-адаптации, где имя главного героя отчего-то было заменено на Люк Хартман (вероятно, чтобы полностью обновить представления о франшизе и придать ей новый импульс). Но успеха эта инициатива не имела. Герои, на этот раз похожие на молодых Дмитрия Харатьяна и Бари Алибасова, не впечатлили телезрителей, и сюжет вновь положили на полку.

Десять лет спустя за него взялся Гор Вербински. Замечательный режиссёр, которому мы все должны быть благодарны за оригинальных «Пиратов Карибского моря», мечтал о масштабной и динамичной экранизации ставшего уже легендарным сюжета, и не пожалел для этого ни средств, ни времени, ни каста. Джонни Депп, Хелена Бонэм-Картер, Арми Хаммер, Уильям Фихтнер, Том Уилкинсон – это всё здорово, но получилось затянуто и мрачновато, на грани вселенной DC. Да и Джонни Депп, так гордившийся своим происхождением из индейцев чероки, мог бы куда лучше воплотить образ коренного американца. Безусловно, все сцены с погонями и поездами выглядят зрелищно, да и без традиционной увертюры Россини к «Вильгельму Теллю» – этот музыкальный штрих франшиза обрела ещё в своём радиоварианте.

На фоне деревянных главных героев стоит пристальнее следить разве что за второстепенными: яркая и вызывающая Хелена Бонэм-Картер привносит в этот хаос нотки стимпанка, Том Уилкинсон как всегда убедителен и монументален, а Уильям Фихнер, которого здесь и узнать нельзя, блестящ и омерзителен в роли негодяя Кавендиша, мальчишеская внешность Барри Пеппера магическим образом обратилась в бравого офицера-кавалериста, эдакого американского поручика Ржевского, а вот Джонни Депп на фоне коллег выглядит мрачной пародией на Джека Воробья.

Сложно сформулировать, что же пошло не так в этом замысле эпохального масштаба. Гор Вербински – креативный режиссёр, у которого душа лежит к экшнам ещё с 1990-х (да, старая добрая «Мышиная охота» – это его работа), Джерри Брукхаймер – талантливый продюсер, вместе им удалось не только придумать, но и создать уникальный по своим визуальным характеристикам мир. Пожалуй, мало какой фильм может похвастаться тем, что в нём задействованы два настоящих паровоза, построены вагоны, километры рельсов, возведён целый западный городишко, ущелья, шахты, мосты, пошиты и искусственно состарены сотни костюмов, а в операторской работе задействованы новейшие и любопытнейшие технологии съёмки (в том числе панорамные динамические линзы), а актёры с мальчишеским задором выполняют многие трюки сами. К примеру, Уильям Фихтнер сам выпрыгивал из поезда на коня на скорости 50 км/ч, Арми Хаммер и Джонни Депп бесстрашно бегали по крышам вагонов на полном ходу – словом, сплошной кошмар службы безопасности РЖД. И несмотря на этот безбашенный энтузиазм и все предпосылки к успеху, я продолжаю называть эту интерпретацию «Одинокого рейнджера» издевательством над франшизой и самым эпическим провалом в истории жанра: бюджет в 235 миллионов долларов принёс лишь 260 миллионов кассовых сборов.

Гораздо интереснее было смотреть дополнительные материалы о съёмках фильма: они как отдельный, совершенно самостоятельный документальный фильм о масштабном воплощении эстетики Дикого Запада. Здесь рассказывается история двух паровозов, занятых в съёмках, показаны мастерские и процесс производства декораций, также можно увидеть работу художников по костюмам и специалистов по визуальным эффектам, понять, как были сделаны многие трюки, и убедиться, что компьютерной графики в технике chromakey (съёмки в пустой зелёной комнате) совсем немного, а вот пейзажи Нью-Мексико, Колорадо, Аризоны, Юты и Калифорнии вполне настоящие. Послушать, что актёры говорят о фильме, и как его видел режиссёр в процессе съёмок. И надеяться, что никому уже не придёт в голову сделать продолжение.

Но не стоит думать, что история «Одинокого рейнджера» закончилась в 2014 году двумя номинациями на Оскар (Лучшие визуальные эффекты, Лучший грим и причёски). Фильм, быть может, и остался за поворотом истории, но сам сюжет не теряет популярности и продолжает выпускаться в виде комиксов и графических романов. Исторически комиксы выпускало издательство Dell, однако с 2014 года новые авторы разработали серию для издательства Dynamite Comics.

По диснеевскому фильму также были выпущены значки и фигурки (их выпускали Disney, Hot Toys и Neca). Истинным ценителям и коллекционерам посоветую всё же гоняться за оригинальными фигурками Marx Toys по трилогии 1938 – 1940 годов и миниатюрами Gabriel Toys по провальной «Легенде об Одиноком рейнджере» – по масштабу и упаковке напоминают Kenner-овские классические фигурки к «Звёздным войнам», разве что куда раритетнее.

А тех, кто интересуется изящной словесностью, побалую байками о происхождении прозвища Кемосабэ, которым Тонто наградил Одинокого рейнджера. В фильме Гора Вербински это явно индейское слово трактуется как «не тот брат», с намёком на то, что Джон Рид, в общем-то, слабак, и в подмётки не годится своему покойному брату Дэну. Однако словечко «кемосабэ» приклеилось к франшизе гораздо раньше. Ещё на стадии детройтского радиошоу продюсер Джим Джевелл припомнил название своего бойскаутского лагеря, которое переводилось местными индейцами потоватоми как «преданный скаут» или «верный друг». Эта версия и вошла в радиоспектакль. Потоватоми населяют различные территории в Мичигане, Индиане и Иллинойсе, и не имеют, по большому счёту, никакого отношения к языковой системе команчей, к которым принадлежит техасский отщепенец Тонто. Кстати, имя Тонто также имеет неоднозначное происхождение, ещё один создатель радиоспектакля 1933 года Джордж Трендл уверждал, что знакомые ему по детству в Мичигане индейцы потоватоми переводили это как «дикий, необузданный». Характерно, что имечко прижилось, и даже передалось по наследству во многие другие фильмы, напрямую не связанные с жанром вестерна. Внимательный зритель наверняка припомнит телохранителя Тонто в самом начале фильма «Леон».

Кто знает, как дальше сложится судьба «Одинокого рейнджера». В Америке он до сих пор считается кумиром поколения постарше, однако вместе с тем является неотъемлемым элементом национальной культуры. Надеюсь, наша маленькая экскурсия в историю этого киносюжета вам понравилась. Хэй-хо, Сильвер!

kot_pofigist

 

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    June 6th, 2019 | 2:03 pm

    Только-только упомянула про “Одинокого рейнджера” – а вот уже и статья:)) И какая! – не только о последнем неудачном фильме с Джонни Деппом, где он плох, как нигде, а о целой франшизе. Ничего об истории создания радиопередач, сериалов, фильмов раньше не знала!
    Оказалось, это и правда отдельная вселенная Дикого Запада, населенная классическим вестерновским набором персонажей: рейнджерами, индейцами, их верными мустангами, бандитами, шерифами, поселенцами, и т.д., т.е. хорошими и плохими парнями, грань между которыми слишком тонка, чтобы делать однозначные выводы “что такое хорошо, и что такое плохо”.
    Думаю, последнему “Одинокому рейнджеру” повезло, что он попал к знатоку жанра (обозреватель kot_pofigist), иначе о нем и говорить бы никто не стал, давно отругали – и забыли. А тут! Можно сказать, успех пришел. И актеров добрым словом вспомнили, кто заслужил. Соглашусь, в этом фильме хороша Елена Бонэм-Картер, вот уж кто не один фильм не испортит, и не будет лениться выложиться на все 100%.
    Спасибо за интересный рассказ – расширяем кинематографический и исторический кругозор :))

  2. June 6th, 2019 | 3:50 pm

    В свою очередь хочу поблагодарить внимательных и заинтересованных читателей, таких, как V.M., за то, что вдохновляете Кота-Пофигиста заняться чем-то конструктивным и разобрать по косточкам не какой-нибудь один фильм, а сделать из своего мнения полномасштабный обзор, относящийся не только к кино, но и к литературе, искусству и истории.
    Истоки “Одинокого рейнджера” заинтересовали меня уже много лет назад, но повод изложить эти наблюдения в виде статьи появился только сейчас. Насчёт того, что фильму 2013 года повезло попасть в мои цепкие лапки – это не совсем верно. До меня фильму уже не повезло попасть на съедение критикам из RottenTomatoes, IMDb, Variety, Den Of Geek, Entertainment, и тд и тп.: критики не оставили камня на камне от экранизации, которая позиционировалась создателями как “Величайший вестерн в истории” (The greatest western ever made). Так что ругать мне пришлось не в одиночестве, но и сказать, что я лишь присоединилась к мнению более раскрученных коллег-критиков тоже не могу: мне просто не понравилось, по своим личным причинам. Фильм буквально разваливается, он не “склеен” никакими интересными сюжетными перекидками и вставками, он затянут, как фильмы о Бэтмене (да простят меня фанаты франшизы в целом и Кристофера Нолана в частности), актёрский ансамбль был явно способен на большее, но истинные причины провала так и остаются тайной. Ведь недаром и критики, и зрители сошлись в оценках этого фильма. Говорили об этом фильме много, и до, и после премьеры, так что шуму он наделал предостаточно. Другое дело, что из ничего.
    Моя же задача была больше сконцентрироваться на истории, ведь “Одинокий рейнджер” в Америке – такая же часть массовой культуры, как у нас Чебурашка или “Ну, погоди!”. Это классика.
    В ближайшее время читайте на сайте новые обзорные статьи, кроме того, заглядывайте в рубрику “Точка на карте” – собираюсь предложить вам целый набор креативных идей для отпуска.

Оставить комментарий