Робин Гуд: начало конца франшизы?

Любопытные эксперименты ставят порой кинематографисты не только с жанрами, но и с острыми политическими темами в формате популярного фильма. Посмотрим, как такое вообще возможно, на примере нового «Робин Гуда». Казалось бы, экшн как экшн, с чего бы мне придираться. Но есть границы, переходить которые в развлекательном кино совершенно ни к чему. Что же такого острого добавил в хрестоматийную историю создатель «Острых козырьков» – сейчас узнаем.

Отто Баферсту отменно удаётся бунтарская и революционная тематика. Возможно, поэтому режиссёрское кресло досталось именно ему. Все эти резкие реплики, динамичные кадры народного протеста, дерзкие и яркие в своём геройстве или отвратительности персонажи – все это вполне в духе Баферста. Однако сама история о Робин Гуде внезапно трансформировалась в набор осуждаемых или воспеваемых современным обществом клише, уйдя далёким и отнюдь не Шервудским лесом от романтически-залихватского оригинала. На этот диссонанс и направлены острые стрелы моей критики.

Я не сторонник спойлеров и не терплю пересказа, поэтому обозначу лишь некоторые пункты, без которых не могу обсуждать этот фильм и строить своё критическое мнение. Во-первых, сам Робин Гуд поначалу представляется инфантильно-беспомощным и даже потерянным, а весь блестящий креатив исходит от Малыша Джона, который – внимание! – мавр, увязавшийся за своим бывшим противником по крестовым походам. Во-вторых, всё зло и проблемы вовсе не в том, что «богатый так богатым и остаётся, а бедного сколько ни крути, он всё бедный», и даже не в местном авторитете шерифе Ноттингемском, а в диком по своему размаху конспирологическому сговору властей и христианской церкви с врагами-мусульманами во имя свержения короля Англии. Взятки, поборы, проплаченные войны, счета на арабском, безбожная церковная мафия – вот что, господа кинематографисты: браться за такие темы в формате легковесного экшна не только неосмотрительно, но и опасно. Одно дело, если вашу идею поймут правильно – многие войны провоцируются искусственно, ни один народ не хочет отдавать за это деньги, и среди представителей всех рас и конфессий есть и плохие, и хорошие люди. И совсем другое дело, если это будет истрактовано как пропаганда религиозных конфликтов и антиправительственных протестов. Поэтому на будущее: не начиняйте безобидный, в общем, фильм спорами о Боге и Аллахе и идеями свержения дышащей на ладан монархии под лозунгами «ничё святова». Взрывоопасная смесь получается.

Кстати, насчёт взрывов. Вот к чему я не могу и не хочу придираться, так это к спецэффектам. Пиротехника, взрывы, конные погони, драки – всё сделано на уровне. Особенно впечатлила добротная работа тренеров по стрельбе из лука: Тэрон Эджертон и другие актёры в кадре стреляют сами, если кому-то интересно – на официальном аккаунте фильма в социальных сетях даже размещался материал о тренировках и подготовках к съёмкам.

Сами съёмки, помимо павильонов, проходили в Будапеште и Дубровнике (хорошо известные всем любителям кино места). И всё же несколько удивили декорации Ноттингема: в них есть что-то несуразно-восточное. Сходу возникает ассоциация с «Крадущимся тигром», «Домом летающих кинжалов», третьей частью «Пиратов Карибского моря» и немного с «Голодными играми» – словом, с чем угодно, только не с Англией с её замками, соборами и рыцарями. Отчасти эта эклектика объясняется тем, что создатели фильма вовсе не ставили перед собой задачи соблюсти историческую точность – напротив, и в одежде, и в обстановке подчёркивается оторванность от временного контекста. Всячески демонстрируется, что год, век – понятия относительные, а «Робин Гуд» – история на все времена. Костюмы героев и вправду сделаны необычно, вполне современно и несколько экстравагантно – в сочетании с декорациями, опять же, напоминает «Голодные игры», «Лигу выдающихся джентельменов», недавний 8-й эпизод «Звёздных войн» и даже «Пятый элемент».

Итак, у нас есть искажённый политизированный сюжет, отличные спецэффекты, эклектичные, но немного вторичные декорации. Рука поднялась бы назвать «Робин Гуд: начало» «так себе фильмом на один раз», если бы не два существенных «но»: действительно добротный экшн и отличный актёрский состав. Можно по-разному относиться к столь вольному пересказу бравой легенды, но в этом фильме прекрасно выстроен кадр, и не раздражает ни один персонаж (думаю, многим знакомо ощущение, когда кто-либо из героев по необъяснимым причинам бесит, но здесь такого нет). В Тэроне Эджертоне есть юношеский задор и безбашенность, без которого немыслим благородный разбойник. Его «наставник» в разбойничьем деле Джейми Фокс отлично передал фанатичное упорство, преданность и месть. Неоднозначна роль Джейми Дорнана в этом фильме, напрасно милые дамы ожидали от него образа сладкого красавчика или брутального мачо-мэна – вышло ни то, ни другое, впрочем, сами увидите, на что способен парень из Белфаста в фильме про бунт и революцию.

Хорош австралийский дуэт мельбурнского разлива: Тим Минчин (монах Тук) и Бен Мендельсон (шериф Ноттингема). За первого я искренне радуюсь в плане развития его актёрской карьеры: эпатажный шоумен и острый на язык комик, сотрясший Роял Альберт Холл сатирическими куплетами босиком и в макияже, давно напрашивался на большой экран своим куражом и талантом. За второго тоже радуюсь, хотя, признаться, роль шикарного злодея для Мендельсона давно не в новинку: такое впечатление, что после его участия в «Звёздных войнах» режиссёры наперебой просят от него сделать в их фильмах ровно то же самое. И, как бы ему, возможно, ни надоело, получается неизменно здорово. Отчасти он сам привносит в каждую такую роль индивидуальность и отсебятинку (в «Робин Гуде» это особый эмоциональный цинизм его жестов и реплик), отчасти химичат режиссёры, операторы и костюмеры – с помощью крупных планов, светотени и эффектов замедленной съёмки в фильме великолепно подчёркнута прилизанная эстетичность его жестокого образа. К слову, для большей зрелищности слоу-мо неоднократно применяется и в сценах поединков и погонь.

Неоднозначная вышла рецензия, как и сам фильм. Если любите качественные экшны – обязательно посмотрите, может, у вас сложится совершенно иное впечатление, и будет охота поспорить со мной в комментариях. Но, хоть я и не люблю спойлеры, не могу не предупредить: картина недаром называется «Робин Гуд: начало». Вопрос лишь в том, начало чего. И сможет ли сиквел что-то противопоставить такому оригиналу.

 

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Irunya.
    December 6th, 2018 | 2:24 pm

    классный отзыв, спасибо!
    могу от себя добавить, что этот фильм стоит посмотреть только даже из-за экшн сцен! довольно необычно было наблюдать, как летают стрелы. словно…в наши дни!

    ну и конечно же соглашусь и отмечу:
    ‘Неоднозначна роль Джейми Дорнана в этом фильме, напрасно милые дамы ожидали от него образа сладкого красавчика или брутального мачо-мэна – вышло ни то, ни другое, впрочем, сами увидите, на что способен парень из Белфаста в фильме про бунт и революцию.’ – точно! вышел годный брутальный мэн 😉

Оставить комментарий