Энтони МакКартен: сценарист счастливого случая

Недавно вышедшая на экраны «Богемская рапсодия» уже произвела заслуженный фурор на премии «Золотой глобус», получив ключевые награды за лучший фильм и лучшую мужскую роль. Впереди – не менее престижная BAFTA, где байопик о культовой группе Queen представлен в шести номинациях, и далее – «Оскар», полный список номинантов которого ещё не объявлен. Однако нет сомнений, что американские киноакадемики не оставят без внимания «Богемскую рапсодию». Кому-то может показаться, что нынешний сезон кинонаград запомнится трендом на музыкальные фильмы (фаворитом критиков наряду с «Богемской рапсодией» является музыкальный проект Брэдли Купера и Леди Гага «Звезда родилась»), но я, как всегда, рискну поспорить и предложить иное видение премиальных тенденций. Мне кажется, что в погоне за «Глобусами», BAFTA-ми и золочёными дяденьками один из фильмов-лидеров должен быть непременно сказочным (вспомним прошлогоднюю «Форму воды»), а вот второй, напротив, реалистичным. Что может быть реалистичнее байопика? В этом жанре есть свои секреты успеха, и никто не владеет ими лучше, чем сценарист Энтони МакКартен.

Энтони МакКартен – новозеландский писатель, сценарист и продюсер, – похоже, действительно знает некий секретный ингредиент алхимии кинопремий. Взявшись в 2014 году исключительно за байопики, он буквально открыл золотую жилу: в 2015 году он стал лауреатом премии BAFTA за лучший адаптированный сценарий («Вселенная Стивена Хокинга»), в том же году «Вселенная» была номинирована на «Оскар» как лучший фильм и лучший адаптированный сценарий. В 2018 году байопик о вступлении Уинстона Черчилля в должность премьер-министра Великобритании «Тёмные времена» был номинирован как лучший фильм на BAFTA и «Оскар», а Гэри Олдмэн, блестяще исполнивший главную роль, получил заветную статуэтку за лучшую мужскую роль. Что ж, учёные, политики уже пройденный этап, теперь пришёл черёд музыкантов, ведь искусство меняет жизнь людей не меньше, чем научные открытия и судьбоносные решения вопросов войны и мира. И Энтони МакКартен взялся за историю легендарной группы Queen – именно группы, а не одного лишь Фредди Меркьюри. И вуаля – в копилке фильма уже два «Золотых глобуса», а дальше больше!

Три байопика подряд, и такой успех. Секрет сценариста МакКартена, на мой взгляд, предельно прост: кем бы ни были его герои, они всегда человечны. Каков бы ни был масштаб их личности, они показаны не привычными, шаблонными и приевшимися картинками из газет, учебников и телевизоров, а людьми со своими сомнениями и волнениями. При этом, что крайне важно для биографического сценария, МакКартен бережно и ответственно обращается с историческим материалом и реальными фактами, не отступает от них, а, наталкиваясь на спорный момент, изящно вуалирует его. Вот и в работе над «Богемской рапсодией» была масса деталей, обойти которые было невозможно, но и излишне акцентировать ни к чему. Фредди Меркьюри, скажем так, экспериментировал со своей ориентацией, при этом никогда не комментировал личную жизнь и до конца дней считал свою бывшую невесту Мэри Остин больше, чем лучшим другом. Фильм прекрасно передаёт эту тонкость душевной организации творческого человека, разрывающегося между пропастью эпатажа и необходимостью тепла и понимания.

Безусловно, Рами Малек заслуживает высочайших похвал за своё исполнительское искусство и создание живого и яркого образа, увлекающего и увлекающегося, переживающего и заставляющего переживать. Многим казалось невероятно сложным увидеть его в совершенно ином образе, отличном от тех, которыми он запомнился благодаря «Мистеру Роботу» или «Ночи в музее». Однако Малек справился более чем превосходно, продемонстрировав изысканный драматизм и впечатляющую пластику. И, как и в случае с Гэри Олдмэном и Уинстоном Черчиллем, 100%-ное портретное сходство вовсе не ключ к образу персонажа «с плаката»: куда важнее наполнить его эмоциями, стоящими за славой этого человека. Крайней степени таланта неизбежно сопутствует саморазрушение, это своего рода плата за успех, и Фредди Меркьюри Рами Малека платит исправно и без задержек.

Такая роль может стать поворотной в карьере любого актёра. Впрочем, фильм задумывался и делался вовсе не как биография Меркьюри. Это история всей группы, и создавалась она при непосредственном участии и с благословения основного состава Queen: Брайана Мэя и Роджера Тэйлора. И режиссёр Брайан Сингер, и сценарист Энтони МакКартен работали с ними в единой творческой команде, консультируясь в своём креативе с лучшим из первоисточников – теми, кто создавал Queen такой, какой её полюбили миллионы. Стоит отметить блестящий кастинг, актёры на все без исключения роли подобраны идеально и сыграли блестяще. Гвилим Ли, Бен Харди и Джо Маццелло в ролях, соответственно, Брайана Мэя, Роджера Тейлора и Джона Дикона заряжены музыкой, амбициями и драйвом новаторского творчества. Скользкий блеск глаз Эйдана Гиллена как нельзя лучше подходит прожжённому музыкальному менеджеру Джону Риду, открывшему не только Queen, но и Элтона Джона. Люси Бойнтон, исполнительница роли невесты Фредди, мечтательна, наивна и теряет веру в сказки. Менека Дас в роли матери Фредди кротка и полна надежд, в то время как отец музыканта (его сыграл Эйс Бхатти) больше всего страшится разочарования. Отдельной похвалы заслуживает кастинг четвероногих актёров: знаменитые кошки Фредди Меркьюри – неотъемлемый элемент эстетики фильма.

Сценарий «Богемской рапсодии» детально прорабатывался Энтони МакКартеном вместе с коллегой Питером Морганом, который до истории Queen уже прославился самой настоящей королевской тематикой: «Ещё одна из рода Болейн» (2008), «Последний король Шотландии» (2006), «Королева» (2005). На данный момент неизвестно, будет ли выпущена литературная адаптация сценария, однако иллюстрированный альбом по «Богемской рапсодии» уже издан, его подготовил Оуэн Уильямс, известный по визуальному гиду к вселенной «Чужого». И если будущее «Богемской рапсодии» в плане кинонаград довольно очевидно, успешно и предсказуемо, то амбициозное будущее сценариста МакКартена уходит далеко за горизонт стандартного байопика. Пройдя ступени науки, политики и культуры, он устремил свои взоры в высшие сферы.

В настоящее время завершается работа над фильмом «Папа» по его сценарию о понтификах Бенедикте XVI и Франциске. Главные роли исполняют Джонатан Прайс и Энтони Хопкинс. Книга МакКартена «Понтифик: Франциск, Бенедикт и решение, потрясшее мир» (The Pope: Francis, Benedict and the Decision that Shook the World) уже издана в США и Европе. Рассуждая о своей работе над «Тёмными временами», МакКартен метко назвал Черчилля «лидером счастливого случая». Посмотрим, станет ли он сам сценаристом счастливого случая для классики современных байопиков.

kot_pofigist

P.S. «Богемская рапсодия» выдвинута на BAFTA в следующих номинациях: Лучшая мужская роль, Выдающийся британский фильм года, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж, Лучший дизайн костюмов, Лучший грим и укладка волос. Вручение премий состоится 10 февраля 2019 года, церемония «Оскара» пройдёт 24 февраля. Окончательный список номинантов Американской киноакадемии будет представлен 22 января.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    January 21st, 2019 | 12:38 pm

    Статья о «Богемской рапсодии» с рассказом о сценаристе Энтони МакКартене очень интересна – любителям кино на заметку. Думаю, размышляющих о том, «пойти – не пойти», автор окончательно убедит, что фильм надо смотреть, отбросив все предубеждения. Доводилось слышать такие пересуды: «не пойду, Малек не похож», «не буду смотреть, один критик сказал, что всё было не так», «мужчины критикуют, потому что…» и т.п., но это всё обывательские разговорчики, не более. Надо смотреть и составить собственное мнение. Фильм, безусловно, должен взять «Оскара» (а может, и не одного).
    По мере приближения к главной международной кинопремии появляются дополнительные интересные факты о съемках «Богемской рапсодии». Вот на днях узнала, что в фильме одну из эпизодических ролей сыграл известный американский певец Адам Ламберт. Он оставался неузнанным, пока сам не раскрылся в Инстаграмме. Музыкант сыграл бородатого брутального дальнобойщика на заправке. Учитывая склонность Адама Ламберта к переодеванию и театральности, он хорошо вжился в эту маленькую роль. Ламберт не говорит ни слова, но так выразительно смотрит на смущённого Фредди в исполнении Рами Малека, что зритель не сомневается, за этими взглядами последует… грехопадение, скажем так. Участие популярного певца в фильме не случайно. Во-первых, он большой поклонник выдающихся музыкантов 70-х – 80-х годов, в том числе группы Queen и её лидера. Ламберт неоднократно называл Фредди Меркьюри в числе исполнителей, оказавших на него наиболее сильное влияние. По словам певца, он часами слушал записи группы, пытаясь уловить, каким образом Фредди удавалось вытворять немыслимые звуки своим голосом. Во-вторых, Ламберт открытый гей, так что роль, пусть и маленькая, но его, без фальши.
    Хотелось бы отметить ещё одну интересную сцену – скандал в кабинете у руководителя звукозаписывающей компании Рэя Фостера (его сыграл Майк Майерс). На самом деле такого человека не было, прототипом послужил руководитель EMI Records Рой Фезерстоун, который действительно считал «Богемскую рапсодию» слишком затянутой для сингла, однако был преданным поклонником группы Queen. Сцена выдумана авторами фильма, но сколько ярких красок она добавила к образам Фредди и его музыкантов!
    И ещё раз хочется отметить выдающуюся актёрскую работу Рами Малека. Во всех отношениях это звёздная роль.
    M.S.

  2. January 21st, 2019 | 6:55 pm

    Ого, вот это комментарий! По дискуссионности и информативности вполне потянет на отдельную статью . На самом деле соглашусь: не смотреть байопик из соображений “не похож!” можно лишь в том случае, если актёры откровенно плоские и стремятся к низкому плинтусу “говорящих голов” из отечественных сериалов. Если же фильм сделан на уровне (а совместное голливудско-британское производство, как правило, гарантия качества), то смотреть очень даже можно и нужно. Не смотреть, оправдывая своё решение тем, что “это человек одного образа”, тоже опрометчиво: да, Дэниэл Рэдклифф с его инфантильной физиономией, положим, никогда не выберется из шкуры Гарри Поттера, а вот Адам Драйвер, несмотря на Кайлро Рена, остаётся разноплановым актёром. Поэтому, если интересует сам фильм, сама тема, то лучше всё же посмотреть и составить своё собственное мнение.
    Что же касается Адама Ламберта, то он вовсе не случайно оказался в касте “Богемской рапсодии”: с этой песни начиналась его карьера в American Idol, и именно он является приглашённым фронтменом в выступлениях современной Queen. И вообще, работа над фильмом привлекла массу реальных участников событий. Так, музыкальными продюсерами фильма являются Брайан Мэй и Роджер Тэйлор, а одним из исполнительных продюсеров – продюсер Queen времён Live Aid Джим Бич (его роль в фильме исполнил Том Холландер).

Оставить комментарий