Гэри Олдмэн знает, как курил Черчилль, а Бен Мендельсон не спрашивает разрешения королевы: на экранах «Тёмные времена»

В 2017 году мировой кинематограф охватил тренд предвоенной истории. Мы уже видели британский фильм «Черчилль» о двух днях непростых переговоров в Нормандии, затем последовал зрелищный, но отстранённый «Дюнкерк» с безликим и безымянным врагом. Теперь очередь «Тёмных времён» расставить всё на свои места. Фильм с Гэри Олдмэном в главной роли кажется куда более реалистичным и атмосферным. Хотя к чему «кажется» – видела его собственными глазами на предпремьерном показе, организованном сообществом кинокритиков Сан-Франциско (SFFilm) 6 ноября 2017, где фильм был отмечен престижной наградой. И пусть в этот раз на BlogProFilm звучат слова не только наших авторов и читателей, но и создателей фильма.

Лидер счастливого случая

Уинстон Черчилль – значимая фигура в истории ХХ века, и не только для Британии, но и для всего мира. Как и всякого другого политика, его сложно изобразить исключительно в чёрных или белых тонах, его карьера знала и взлёты, и падения на своём извилистом пути. Однако именно первые дни на посту премьер-министра привлекли внимание сценариста Энтони МакКартена и режиссёра Джо Райта. Так почему же не авантюрная боевая юность в далёких колониях, почему не писательская и журналистская деятельность, почему не победные Ялтинская и Потсдамская конференции?

“Он заинтересовал меня как персонаж с обложки, обладавший огромной властью, и при этом переживший колоссальный кризис внутренних сомнений”,

– сказал Джо Райт на пресс-конференции после показа, –

“Для меня это было путешествие, исследование пропасти между Черчиллем и народом и того, как он впоследствии стал его рупором и голосом”.

“Он был лидером счастливого случая”,

согласился Энтони МакКартен, и оба они правы: Уинстон Черчилль был далеко не самым желанным кандидатом на пост премьер-министра, однако сумел объединить и вдохновить нацию на последующее сопротивление и войну вместо того, чтобы вовлекать страну в унизительные переговоры с агрессором, понимавшим лишь язык оружия.

 

Сомнение в себе. Именно так можно описать метод, через который режиссёр раскрывает характеры своих персонажей – а все они реальные исторические личности. Это были воистину тёмные времена не только для Британии, но и для людей, которые пытались не потерять контроль над ней. Для одних сомнения в себе привели к политической и личностной катастрофе, потери веры, страны и веры в страну. Для других, таких, как Черчилль, это сомнение подсказало единственный возможный выбор – защищать национальные интересы и вернуть доверие подданных британской короны.

Эстетика ‘клаустрофобии’

Что делает исторический фильм или байопик живым и вдохновляющим? Интересный сюжет, узнаваемые персонажи, превосходная актёрская игра, дизайн костюмов, работа оператора и реалистичная передача духа времени. В «Тёмных временах» сочетается лучшее из этого списка: исторические факты, замечательные актёры, впечатляющие съёмки и попадание в десятку в мельчайших деталях декораций и интерьеров. Фильм снят в дымных красках предвоенной Европы, прекрасно отражающих зыбкую хрупкость в каждом кадре, движении и недосказанной мысли. Визуальная эстетика – основа кинематографа, поэтому нет никакого диссонанса в цветовом решении «Тёмных времён», словно намекающем на надвигающуюся угрозу.

Картина наполнена колкими диалогами, однако её молчаливая часть не менее важна. Мы смотрим военную хронику, слышим, как Гэри Олдмэн оживляет знаменитые речи Черчилля, видим реальные исторические места, и это создаёт атмосферу каждого кадра.

“Мы даже проводили звукозапись в тех самых залах и дворцах”,

– говорит Крейг Берки, звукорежиссёр фильма.

И это также является неотъемлемым кусочком мозаики клаустрофобии, которую режиссёр Джо Райт хотел показать на экране. Нельзя забывать про изысканные находки художника-гримёра Казухиро Тсудзи и блестящие идеи художника по костюмам Жаклин Дэррен, на чью долю выпала миссия одеть по моде Гэри Олдмэна и всю королевскую рать.

Путь к Уинстону и Его Королевское Величество

Узнав, что Уинстона Черчилля будет играть Гэри Олдмэн, многие первым делом недоумевали «Да как это вообще возможно?». Сам номинант на «Оскар» Гэри Олдмэн признаётся, что поначалу сомневался, получится ли это вообще, ведь такая роль намного глубже и сложнее всего, что ему приходилось играть прежде. Никакого портретного сходства, при этом никакой компьютерной графики, только пластический грим и блистательные актёрские способности – вы увидите стопроцентного Черчилля и, клянусь, не будете разочарованы.

Размышляя о роли, Гэри Олдмэн задавал себе более сложный вопрос:

“Кого я вижу, когда представляю Черчилля? Вижу ли я настоящего Уинстона Черчилля, или Альберта Финни в роли Уинстона Черчилля? Или Роберта Харди в роли Уинстона Черчилля?”.

 

 

Дьявол кроется в деталях, и превосходство – там же. Гэри Олдмэн постарался отойти от шаблонного представления о Черчилле и углубился в изучение хроники и архивных материалов, чтобы зацепиться за, на первый взгляд, незначительные мелочи, которые могут оказаться крайне важными для передачи образа на экране. По его мнению, Черчилль “был грубоват, у него были маленькие руки, и он курил сигару, держа её в левом уголке губ”. Так или иначе, но он нашёл свой путь к интерпретации персонажа, оставив «Черчилля» (The Gathering Storm, 2002) и «Войну и воспоминания» (War And Remembrance, 1988) на их пьедестале, показывая победное V по-своему.

Важно, что в «Тёмных временах» Черчилль и другие исторические персонажи показаны, скорее, не как политики, а в первую очередь как люди с их страхами, мыслями, сомнениями, принципами, чувствами и решениями. Оппоненты Черчилля, Невилл Чемберлен и виконт Галифакс, действуют не только исходя из политических амбиций, но и из личных принципов. Жена Черчилля, Клементина, также показана не только как первая леди, но и как милая женщина, которая искренне поддерживает своего мужа,  уважает и любит его, даёт совет или трёпку – одним словом, всё, чтобы он не чувствовал себя оторванным от собственной семьи и знал, что близкий человек всегда на его стороне, несмотря ни на какие политические интриги.

“По моему скромному мнению, это лучшая интерпретация Клементины в кино”,

так охарактеризовал Гэри Олдмэн игру Кристин Скотт-Томас.

Все актёры «Тёмных времён» прекрасно подходят на свои роли, как бриллианты в британской короне. И король Георг VI не исключение. Австралийский актёр Бен Мендельсон, исполнивший роль Его Величества, честно признался, что не так уж много знал о своём персонаже, однако изучил хроники, архивные фотографии и книги, узнав, каково это – становиться королём по воле случая.


“Он совершенно не подходил на роль монарха. И я могу лишь передать то, как он сам это демонстрировал,”  – сказал мне Бен, – “Он был чрезвычайно скромным человеком, которому приходилось полностью концентрироваться на своих обязанностях и исполнять их как нельзя лучше.”

 

 

А затем добавил, – “И если взглянуть на его дочь (королева Елизавета  II), то можно увидеть воплощение и, возможно, высшее средоточие этих качеств”.

Одно удовольствие смотреть фильм вместе с его создателями, слушать, как они обсуждают свою работу и творческие идеи, рассказывают истории о веселье на репетициях, подходах к образу Черчилля, попытках заманить Кристин Скотт-Томас на съёмки, и об австралийском акценте Бена Мендельсона (к его чести стоит отметить, что вы не услышите ни единой нотки в оригинальной озвучке фильма).

Последний способен превратить любой день в праздник благодаря своему улыбчивому озорному обаянию. Именно этим он и занимался на пресс-конференции, отвечая на мой вопрос о том, что это, должно быть, колоссальная ответственность играть отца действующего главы государства, такая роль требует какой-либо реакции Её Королевского Величества.


“Я не нуждаюсь в разрешении королевы”,

– ответил он, взмахнув рукой с беззаботностью очаровательного кота, –

“Наверное, так и должно быть, если живёшь в демократической стране. А вообще, знаешь, опыт покажет, насколько хорошо у меня получилась роль”.

И он прав: биографическая картина, наполненная глубоким смыслом, не смотрелась бы так гармонично без – удивительно, но невероятно уместно – юмора. Хотя сюжет «Тёмных времён» и прикован к историческим фактам, совместная работа режиссёра и сценариста наполнила диалоги в фильме элегантными шутками, которые вполне сочетаются с образом Черчилля и его отнюдь не чопорным нравом. Я поражалась, как можно столько смеяться во время такого серьёзного фильма, но это было здорово! Ведь все мы люди – и те, кто делают политику, и те, кто делают фильмы, и те, кто их смотрят. Незабываемое чувство, когда под финальные титры вскакиваешь со своего места, хлопая в ладоши, вместе с остальными полутора тысячами зрителей в зале, ощущая воодушевление от истинного шедевра и удовольствие от его первого просмотра. «Тёмные времена», несомненно, захочется пересмотреть ещё не один раз.

P.S.  2 февраля 2018 Гэри Олдмэн стал лауреатом специальной премии Международного кинофестиваля в Санта-Барбаре (SBIFF Award), 24 февраля 2018 вместе со съёмочной группой посетил церемонию вручения премии Гильдии гримёров и стилистов в Лос-Анджелесе (Make-up and Hair Stylist Guild Award). 4 марта актёр получил премию “Оскар” в номинации “Лучшая мужская роль”.

kot_pofigist

 

 

 

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    December 9th, 2017 | 2:42 am

    Смотреть “Тёмные времена” – однозначно! Судя по обзору постоянного автора BlogProFilm, эта кинобиография заслуживает особого внимания зрителей, интересующихся историей. Самое важное, что мы получили информацию из первых рук – неутомимый kot_pofigist побывал не только на предпремьерном показе в Сан-Франциско, но и на пресс-конференции с создателями ленты. Определённо удачным получилось сочетание отчёта об этом мероприятии с эксклюзивными фотографиями и рецензии на сам фильм. Актёрский состав замечательный. Уже не терпится посмотреть, как Гэри Олдман, совершенно не похожий на Черчилля, воплотил его образ. Но когда же фильм выйдет на экраны России?
    М.С.

  2. kot_pofigist
    December 9th, 2017 | 2:21 pm

    Спасибо за то, что цените мою неутомимость)) Предпремьерный показ – хорошо, а живое общение с экранными персонажами – ещё лучше!
    Надо сказать, что все без исключения участники пресс-конференции – а это, на секундочку, два номинанта на “Оскар” (Гэри Олдмэн и Энтони МакКартен) и “Золотой глобус” (Бен Мендельсон и Джо Райт – очень скромные и приятные в общении люди.
    Российская премьера фильма назначена на 18 января.

  3. Mila Severnaya
    December 10th, 2017 | 10:00 pm

    Спасибо за информацию и ещё раз – за виртуозную рецензию, в которой интрига фильма не раскрывается, но его сразу хочется посмотреть. Понятно, как было интересно на пресс-конференции, можно было вести непосредственное общение с создателями картины, которые при всей своей голливудской звёздности, отвечали на вопросы живо и заинтересованно, без пафоса и напускного величия :)) Нормальные талантливые люди.
    М.С.

Оставить комментарий