Патерсон / Paterson (2017)

Обычная жизнь обычных людей. Маленький городок где-то на кайме звёздно-полосатого флага. Время течёт, как неторопливая река, кажется, здесь нечему меняться, и ничто не в силах потревожить это сонное болотце. И кому могло прийти в голову снять фильм на столь тривиальный сюжет? Ответ – Джиму Джармушу. Его независимое мышление и тончайшее восприятие действительности, а также исключительный стиль её отображения дают ему безграничные возможности видеть мельчайшие детали мозаики под названием «жизнь».

Paterson_1

Это история водителя автобуса (Адам Драйвер) по имени Патерсон, живущего в городке Патерсон, чью ровную и, в общем-то, обычную жизнь скрашивает выдающаяся, по меркам среднестатистического городишки, тайная страсть. Всё в этой рутине выглядит обыденным, но парень находит себя в поэзии. Его грубые, но наполненные глубоким чувством строки разливаются по фильму, наводняя равнину обыденности философией и смыслом. С самой первой строчки ваше внимание начинает цепляться за все мелочи жизни в этом захолустье, пусть даже они и напомнят вам вашу собственную кухню или дачу.

Paterson_2

Стихи рвутся с экрана, точно свежий ветер в открытое окно. Они напоминают вкусный и уютный аромат кофе с корицей. Они заставляют замирать в ожидании волшебной трансформации обычных дней, ситуаций и людей в замысловатое кружево событий, выбивающих героев из привычной колеи. Зритель становится наблюдателем, свидетелем, если угодно; и это созерцательное настроение не отпустит вас и много дней спустя после просмотра фильма. В этом магия Джармуша – он знает, как сделать всё вокруг необычным без использования специальных декораций или эффектов, и даже без лишних персонажей (действующих лиц в фильме и вправду немного).

Paterson_3

В основе фильма – сложность в простоте, наряду с глубоким символизмом. Эти неслучайные совпадения рассыпаны по, казалось бы, одинаковым будням Патерсона, его регулярным вечерним визитам в паб, беседам по душам с его артистичной и милой девушкой, прогулкам с их собачкой, по его мыслям и наблюдениям, приходящим к нему незваными гостями. Всё идёт своим чередом, и нерушимость этой мерной жизни может поколебать только нечто непредсказуемое. Когда оно происходит, знакомая тропинка может сделать резкий поворот. А может и не сделать.

Paterson_4

Адам Драйвер великолепен. Его талант позволяет выхватить этого недосказанного персонажа из рутины, выделить его из остальных, разбить на счастье хрустальную молчаливость фильма и оживить спрятанную лирику повседневной прозы. Его герой – хороший добрый парень, немного неуклюжий, немногословный, привыкший, казалось бы, ко всему, и вроде бы довольный этими ленивыми обстоятельствами, однако неустанно обрамляющий обычные вещи в рамки своей чудной поэзии. Его «тайная тетрадь» – как отдельный персонаж, хранящий его воспоминания, впечатления и невысказанные мысли. И в этом нет никакого противоречия – он не замкнут, он лишь чётко видит грань между всеобщим и личным пространством, работой и досугом, буднями и выходными. Для него это как смена дня и ночи, в его собственном уставе нет ничего важнее времени, он буквально чувствует его и не позволяет ему проходить впустую.

Paterson_5

В истории, которую рассказывает Джармуш в пыльных красках летних дорог, нет практически никаких значимых событий с точки зрения современной массовой кинодраматургии. Но внезапно начинаешь понимать, что любая скучная рутина или невнятный незнакомец может оказаться скрытым бриллиантом, какими часто оказываются маленькие городишки, никогда не попадающие на страницы туристических путеводителей. Камера Джармуша ведёт наш взгляд вслед за малейшим движением и настроением. Вперёд, автобус 23, мы будем твоими пассажирами.

PS от Navis’а: Весьма интересная рецензия Кота-пофигиста на, на мой взгляд, весьма необычный фильм. Вообще все творчество Джима Джармуша крайне необычно. На любителя. Тех, кого заинтриговала эта рецензия, хочу обрадовать, что премьера “Патерсона” в московских кинотеатрах состоится 16 февраля. Сведений о выходе фильма на “лицензионках” пока нет.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Мила Северная
    February 21st, 2017 | 10:14 pm

    «Патерсон» не просто понравился, очень понравился!! Мне кажется, многие люди давно ждали возвращения человечности на экраны, соскучились по хорошим фильмам о нормальной жизни нормальных и талантливых людей. Запрос на такое кино давно витал в воздухе. Кстати, «Ла Ла Ленд», ставший главным претендентом на Оскар в нескольких номинациях, из того же ряда.
    Итак, «Патерсон» Джима Джармуша, одного из самых значительных неформальных режиссёров современности. Патерсон – простой хороший парень, водитель автобуса. Что мы знаем о нём? Он любит свою девушку, работу, пассажиров автобуса с их бытовыми разговорами, свой город, завсегдатаев небольшого бара, куда заходит после трудового дня пропустить кружку пива, любит даже очаровательного хитрого пса-шкоду, который, похоже, ревнует его к девушке. Патерсон служил в армии, помните, фотографию в форме у него на столике? Рядом – фотографии родителей, понятно, что он ещё и хороший сын. Честный и порядочный, сильный и добрый. Живет такой парень, одним словом. Но самое главное, что мы узнаем о Патерсоне – это его богатый внутренний мир. Он пишет стихи, очень искренние, о простых вещах, но при этом космически важных. В малом ему видится большое, и он умеет это выразить в оригинальной стихотворной форме (послушайте внимательно его стихи о синем спичечном коробке – это потрясающие стихи о любви).
    Мы видим героев в состоянии счастья (не путать с отсутствием проблем), а это такая редкость в наше непростое время. Оно, это состояние, никак не связано с богатством, известностью или величием. Нет, это то счастье, которое есть у каждого из нас: семья, друзья, работа, прогулки, увлечения, творчество. Мне очень понравилось вплетение литературы в ткань фильма: Патерсон внутренним голосом прочитывает стихи и записывает обычной ручкой в свою «тайную» тетрадь (не в комп), одновременно текст появляется на картинке экрана. Хорошо, что фильм не дублирован, мы слышим подлинные голоса актёров, это особенно важно при чтении стихов – чувствовать интонации, ритм, мелодику стиха. Другого актёра в этой роли, кроме Адама Драйвера, не представляешь.
    Рецензия kot_pofigist-а очень тонко расставляет акценты и рассказывает о поэтичном настроении фильма. Можно много написать о «Патерсоне», но тогда невольно начнёшь раскрывать сюжет и интригу, ведь Джармуш не мог снять просто повествовательный фильм. Сюжет должен был совершить поворот, и он его совершил, с мудрым подтекстом: спасение придёт, ситуация выправится даже при самом нелепом и неожиданном стечении обстоятельств. Тот, кто ищет выход, его найдет, помощь придёт. В роли доброго волшебника может выступить тот, кто об этом даже не узнает. А разве с вами такого не бывало?
    М.С.

Оставить комментарий