10-й фестиваль ирландского кино

С 15 по 26 марта 2017 года в рамках Недели Ирландии в Москве в киноцентре «Каро 11 Октябрь» проходит 10-й фестиваль ирландского кино.

На фестивале представлены только новые фильмы за исключением легендарной музыкальной ленты 2007 года «Однажды» режиссёра и сценариста Джона Карни, которая была показана в специальной рубрике «Легенда фестиваля». После просмотра состоялась дискуссия о современной ирландской музыке. Напомним, что именно с этой романтичной истории любви началось знакомство российского зрителя с современным ирландским кинематографом – фильм входил в программу первого фестиваля ирландского кино в 2008 году. В этом году Джон Карни привёз свой новый музыкальный фильм «Синг Стрит», который и открыл фестиваль.

На суд зрителей также представлены: мелодрамы «Свидание для безумной Мэри», «Чертовски симпатичен», «Юг», «Млекопитающее»; комедия «Хулиганьё»; боевики «Рейд тигров», «Осада Жадовиля», триллер «Трейдеры»; документальный «Крутой вираж». Для знакомства со всем разнообразием кинематографических жанров ирландцы привезли сборники анимации и короткометражек. Практически все фильмы имеют награды или номинации различных фестивалей и конкурсов, как ирландских, так и международных. В ходе работы фестиваля организованы встречи с режиссерами и актерами, которые проходят при полных залах (надо отдать должное российскому зрителю) с активным обсуждением после просмотров.

Неофициальной темой фестиваля стала жизнь молодёжи во всём её многообразии: сложность отношений со взрослыми, одиночество, открытость миру и замкнутость в себе, поиск места в обществе, плохие компании, эпатаж, любовь к музыке, пробуждение чувств и т.д. Открывший фестиваль «Синг Стрит» – это немного «Ла-Ла Ленд» только про подростков. Видно, существует запрос на музыкально-романтические сюжеты, которые каким-то образом улавливают (или формируют?) чуткие к модным тенденциям режиссёры и сценаристы.

Фильм «Синг Стрит» рассказывает о подростковой романтике 80-х годов, о юных дублинцах, создавших школьную музыкальную группу. Конечно, у главного героя проблемы в семье, конечно, он в поиске себя (но он на правильном пути – музыка его стезя), и, конечно, в юных сердцах зарождается любовь. Эта атмосфера талантливо передана режиссёром: хорошая музыка и песни, задорные молодые актёры в стилистике 80-х – что ещё нужно, чтобы создать хит?

«Чертовски симпатичен» (режиссёр и сценарист Джон Батлер). Двое юношей-школьников Нэд и Конор вроде бы разные совсем, но есть у них одно общее увлечение – игра на гитаре. В школе все помешаны на спорте, а они выбирают музыку. Эта дружба озадачивает учителей – хороша ли она для самих мальчиков и школьной команды регби? Вопрос, на который только сами ребята должны дать ответ.

«Свидание для безумной Мэри» (режиссёр Даррен Торнтон) – один из самых интересных фильмов фестиваля с великолепной актёрской игрой Шоны Керслэйк. История девушки, которая вышла из тюрьмы, отсидев 6 месяцев за поножовщину. Оказалось, что за это время многое в жизни её друзей изменилось – её лучшая подруга Шарлин, с которой они любили хулиганить, отрываться и потрясать устои маленького провинциального городка, выходит замуж и стала респектабельной дамой. Другие знакомые и приятели сторонятся Мэри, она диковатая, да и тюремный опыт не прибавил хороших манер. С мамой и бабушкой понимания нет, отец давно ушёл из семьи. Шарлин, хоть и немного стесняется общества Мэри, всё же приглашает её быть первой подружкой невесты. На свадьбу все знакомые девушки придут с парнями, и только у Мэри пары нет. Она ищет парня среди бывших приятелей, в службе знакомств – всё неудачно. Её друзья переросли уличные тусовки, и только Мэри застряла в подростковом агрессивном максимализме. Девушка страдает от одиночества, от обиды на весь мир и на саму себя. Вся гамма переживаний героини проходит перед зрителем с потрясающей достоверностью. Она встречает ещё одну одинокую душу – это очень симпатичная девушка Джесс, из хорошей семьи, модный фотограф и певица (очень хороший вокал под гитару). Их дружба перерастает в нечто большее, но это скорее эпатаж, вызов обществу и месть за непонимание. Мэри как маленькая девочка, ей хочется тепла и ласки. Любви. Когда мама обнимает плачущую Мэри, реально ощущаешь, как ей этого не хватало – уткнуться в родное плечо и отвести душу, даже в слезах. Было много упреков, обидных слов, а понимания не было.

Мэри борется со своими внутренними демонами. Мне показалось, что одна из самых сильных сцен в фильме – случайная встреча с девушкой, которую она полоснула ножом по лицу, за что и получила срок. Мэри работает в кафе быстрого питания и однажды к её кассе подходит девушка со шрамом на щеке. Она хочет расплатиться, но тут они встречаются глазами и замирают. В глазах девушки со шрамом нет страха, скорее презрение, Мэри смотрит на «дело рук своих» огромными, полными ужаса глазами, она хочет что-то сказать, наверное, повиниться, но не знает, как, её трясёт, потом она даже не может работать, и только курит и курит в подсобке. Надо менять свою жизнь и не ломать чужую – к этому выводу Мэри (зрителю хочется в это верить) окончательно приходит на свадьбе бывшей лучшей подруги, где она одна, без спутника, но такая нарядная, красивая, женственная. Когда она сменила старые треники и кроссовки на элегантное платье и туфли, мы видим не девку-оторву, а красавицу, которая этого ещё не осознаёт.

19 марта в рамках показа состоялась встреча с исполнительницей главной роли Шоной Керслэйк, вызвавшая большой интерес зрителей.

«Млекопитающее» (режиссёр Ребекка Дэйли). Эта лента рассказывает о необычных отношениях взрослой женщины Маргарет и бездомного подростка Джо, которого она неожиданно приютила у себя в доме после получения известия о том, что её сын, которого она оставила ещё в младенчестве бывшему мужу, пропал без вести.  В сюжетную линию вплетены отягчающие ситуацию обстоятельства: горе бывшего мужа о потере сына и связь юного Джо с подростковой бандой. Одним словом, 18+. Фильм прошёл под рубрикой «Только один показ».

Фильм «Юг» (режиссёр и сценарист Джерард Уолш) рассказывает о путешествии юноши из Голуэя в Дублин (типичный роуд-муви). Юный Том музыкант, но у него большая проблема – страх сцены, боязнь публичных выступлений. Отец был его единственным настоящим другом, понимал и поддерживал во всём, но внезапно умер на руках у сына от сердечного приступа, и мальчишка остался один на один со своим горем и одиночеством. Денег от отца осталось немного, работы у него нет, поэтому он решает найти в Дублине мать, которая когда-то бросила мужа и его, тогда 4-х летнего малыша. Единственное, что у него осталось от матери – старая чёрно-белая фотокарточка. Простой дороги в столицу не получается. Доверчивого юношу сначала избивает и грабит подросток-гопник, потом местный бомж стаскивает с него ботинки, а славная Garda (ирландская полиция) отказывается ловить грабителей («Дохлый номер, – говорит полицейский, – Какие видеокамеры? Там ничего не видно. Ага, щас-с, к твоему делу может ещё ФБР и ЦРУ подключить…» и т.д. – очень правдоподобный ответ потерпевшему). От полиции парень получает только старые ношеные-переношенные ботинки. Ничего нет, кроме раздолбанной гитары, полный тупик, поэтому он решает путешествовать автостопом.

Какие только персонажи не попадаются ему на пути! И старая полуслепая бабка за рулём, и бизнесмен, не отрывающий уха от мобильного, и страшноватый татуированный рокер, и бородатый старый хиппи, и соблазнительная девушка. Апофеозом его автостопа стал пожилой священник, подобравший его в ночи. Подозрительно добрый сладкоречивый дяденька, накормивший бедолагу бутербродами, от домогательств которого парень потом отбился, надавав хороших тумаков похотливому старикану. Сбежав, куда глаза глядят, и устроившись на ночлег в парке под деревом, утром он обнаруживает, что это частное владение. И именно в этот момент ситуация стала меняться в лучшую сторону. Разбудила его хозяйка сада – хорошая добрая девушка, отвела в дом, напоила, накормила, выслушала, поняла. И как только молодой человек почувствовал родственную душу, он раскрылся – и на гитаре сыграл, и песню спел, будто его расколдовали. Вместе на машине они поехали в Дублин искать блудную мать. И нашли! История оказалась горькой: мама была молодой и глупой и, загуляв, подсела на наркотики. В этом причина ухода из семьи. Сын её выслушал, но не простил, детская травма предательства матери оказалась слишком глубока. Но фильм светлый, он оставляет подсказку, что парень обретёт недостававшую ему по жизни уверенность, у него сложатся отношения с девушкой, и он будет выступать на сцене. Очень искренняя работа молодого, но уже известного актёра Дары О’Тула.

Ирландцы привезли хит проката-2016 – комедию в стиле роуд-муви «Хулиганьё» (режиссёр и сценарист Питер Футт). Трудные подростки (сильно не в ладах с законом) ищут большую партию наркотиков, чтобы разбогатеть. Garda идёт за ними по пятам, они удирают на краденных велосипедах и колесят по ирландской провинции, попадая в разные забавные передряги. Сюжет основан на реальных событиях: в 2007 году в Ирландии полиция накрыла многомиллионную партию наркотиков.

Что можно сказать об ирландских фильмах о молодежи? Они реалистично отражают проблемы западного общества в целом: дети предоставлены сами себе, у взрослых своя жизнь, теплоты между детьми и родителями мало, матери нередко бросают маленьких детей (!), молодёжная среда криминализирована, подросткам скучно и нечем себя занять в маленьких городках и т.д. Но при этом – молодые люди романтичны, искренни, музыкальны (каждый ирландец хорошо играет на гитаре и поёт), ищут понимания, верных друзей, хотят любить и быть любимыми.

Но не только молодёжными проблемами жив фестиваль. Показано 3 фильма из разряда крутых и кровавых: «Рейд тигров» (режиссёр и сценарист Саймон Диксон) и «Осада Жадовиля» (режиссёр и сценарист Ричи Смит) –  из редких для ирландского кинематографа военных фильмов; «Трейдеры» (режиссёры и сценаристы Рэйчел Мориарти, Питер Мёрфи) – ирландский триллер.

Сюжет «Рейда тигров» (18+) вроде бы прост: два наёмника идут через иракскую пустыню, чтобы похитить человека. Но фильм не об этом, а о том, что прошлое настигает человека, где бы он ни был, от него не спрячешься. Это лента о безумии войны и безумии человека на войне. В главной роли – Брайан Глисон («Кредо убийцы») Организаторами фестиваля этот фильм назван самым стильным.

«Осада Жадовиля» (16+) – лента о миротворческой миссии ООН в Конго, где после обретения независимости началась гражданская война. В 1961 году 150 ирландских солдат попали в осаду и противостояли 3 тысячам наёмников горнодобывающей компании. Коротко – это история о мужестве и отваге на войне. В главной роли: Джейми Дорнан («50 оттенков серого», «Мария-Антуанетта»). Самый высокобюджетный ирландский фильм 2016 года.

«Трейдеры» (18+). Главный герой фильма Гарри Фокс потерял работу, его жизнь катится под откос, поэтому он соглашается на безумное предложение заняться нелегальным трейдингом, поставив на кон всё. В ленте затрагиваются вопросы морали и справедливости в современном обществе. Фильм о мрачной, тёмной стороне ирландской жизни.

Документальный фильм «Крутой вираж» (режиссёр Шон О’Куалан) повествует об ирландском гонщике Томми Бёрне, человеке неординарном, со сложным характером. Его называют «талантливый неудачник». Обладая великолепными спортивными данными, Томми сумел растратить свой талант на выпивку, наркотики и скандалы. Судьба Т.Бёрна поучительна – не признавая дисциплину и спортивный режим, попустительствуя «излишествам разным нехорошим», он не сумел достойно выступить в Формуле-1 и, в общем-то, бесславно завершил свою карьеру. Судьба по русской поговорке: весь пар ушёл в свисток. В настоящее время живёт в США, работает гоночным инструктором.

 

Mila S.

kot_pofigist

Комментарии

  1. March 22nd, 2017 | 10:31 am

    Отличный материал, позволяющий читателям нашего блога ближе познакомиться с не особо известным российскому зрителю ирландским кинематографом. Да, Ирландия – не только Guinness, Irish Coffee и Riverdance, но и самобытное, профессиональное и, одновременно, независимое кино, охватывающее все жанры – от серьезных драм до натуралистических ужасов. Тут и политика (“Майкл Коллинз”), и война (“Ветер, что качает вереск”), и драма (“Во имя отца”), и комедийный детектив (“Однажды в Ирландии”), и ужасы (“Изоляция”, “Грибы”). А какие актеры – Гэбриэл Бирн, Киллиан Мерфи, Пирс Броснан, Брендан Глисон, Дэниэл Дэй-Льюис! Не стоит забывать также великолепного ирландского режиссера Нила Джордана, снявшего ряд весьма качественных лент. Смотрите ирландское кино, не пожалеете! У вас еще осталось несколько дней до завершения кинофестиваля.

  2. kot_pofigist
    March 26th, 2017 | 9:20 pm

    спасибо Navis-y за краткий обзор выдающихся деятелей и произведений ирландского кинематографа, и по этому поводу как absolutely Celtic-minded не могу не вставить свои “пять копеек”. в список актёров добавила бы великолепную и естественную Руни Мара, неустанно возвращающегося к корням Майкла Фассбендера, не меняющуюся с годами Женевьев О’Райли, разноликого Лиама Нисона, терпко-мужественного Колина Фаррелла, харизматично-загадочного Эйдана Гиллена.
    А ещё ирландское кино – это великолепные саундтреки, ведь более музыкальной и чувствительной к гармонии звука нации, пожалуй, не сыщешь во всём свете. Здесь нет человека, который бы не пел, не танцевал и не играл хотя бы на одном инструменте, здесь есть города, где живая музыка перетекает из одной улицы в другую и звучит едва ли не круглые сутки, как в моём любимом Голуээ.
    Одним словом – смотрите ирландское кино, открывайте для себя многогранную и очень интересную страну!

  3. Мила Северная
    March 28th, 2017 | 3:32 pm

    И ещё несколько имён, которые, наверняка, на слуху: Кеннет Брана, Сирша Ронан, Роберт Шиэн.

Оставить комментарий