7-й фестиваль норвежского кино в Москве

norge_1

В середине октября в столичном кинотеатре «Формула кино Горизонт» прошёл 7-ой фестиваль норвежских фильмов. Уже седьмой! Обидно, что первые шесть прошли мимо, но лучше поздно, чем никогда. Моё открытие норвежского кино состоялось именно этой осенью, в связи с чем хочу поделиться впечатлениями с сообществом кинолюбителей, кинокритиков и обозревателей BlogProFilm.

Обращаю ваше внимание на кинопоказы в «Горизонте». Фестивали и тематические просмотры там проводятся постоянно, из последних событий: в конце октября прошёл двухдневный кинопоказ эпической гангстерской саги Ф.Ф. Копполы «Крёстный отец»; в начале ноября закончился 17-й Фестиваль нового британского кино. Пока пишутся эти строки в «Горизонте» проходит 50-й фестиваль кинофильмов Японии (до 29 ноября), желающие ещё могут успеть. Но вернёмся в Скандинавию.

Главное, что нужно отметить, норвежское – это хорошее, качественное кино. Сценарии, актёры, режиссёрская и операторская работы, музыка, костюмы и стиль – на достойном уровне. В программе было заявлено и показано 7 новых разножанровых фильмов. Общее для них – это Норвегия, её самобытная история и современность.

Открывала фестиваль эпичная лента «Последний король». Несколько слов о режиссёре фильма Нильсе Гаупе. В Норвегии он знаменит. 30 лет назад Гауп снял историко-приключенческую ленту «Проводник» (саамск. Ofelaš, норв. Veiviseren ), вышедшую на экраны в 1987 году. Сюжет основан на древнесаамской легенде о мальчике, заманившем врагов своего племени на погибель в горное ущелье, где их накрыла снежная лавина (такой саамский Сусанин – сюжет-то вечный). Фильм снимался в Лапландии, в «декорациях» первозданно-прекрасной природы и был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Н. Гауп – режиссёр международного уровня, имеющий опыт создания исторических боевиков.

norge_2

Оригинальное название «Последнего короля» – «Birkebeinerne» (Биркебейнеры). Коротко, чтобы определиться в терминах: биркебейнеры (т.е. «лапотники», «берёзовоногие», прозванные так за бедное снаряжение) – одна из противоборствующих сторон эпохи гражданских войн в Норвегии XII и XIII веков (вначале – объединение крестьян, затем более широкая группа населения, включая дворянство). Лапотники противостояли баглерам («посошникам»), сторонникам клерикалов, ратовавших за расширение прав католического духовенства и власти Папы Римского. У каждой партии был свой лидер – конунг (король), никто не хотел уступать, посему борьба длилась долго, переворотов было много.

Историческая драма «Последний король» явно заинтересует зрителей. Время действия – 1204 год, глухое Средневековье. Король-холостяк Хакон III Сверрессон отравлен мачехой по наущению своего единокровного брата (кипят шекспировские страсти). Род конунга Сверрира должен прерваться, но… у короля есть внебрачный, но законный сын. Верные сторонники короля, биркебейнеры, спасают чудесного младенца и единственного наследника, будущего Хакона IV Хаконссона, прозванного впоследствии Старым. А пока он совсем мал, его берегут от коварных врагов двое лыжников-асов Торстейн и Шервальд. За младенцем ведется охота, он оказывается в центре противостояния соперничающих феодальных кланов.

События разворачиваются на фоне великолепной зимней природы Норвегии. Захватывающая гонка биркебейнеров на лыжах, да ещё с малышом в корзине за спиной, увлекает зрителя в непредсказуемый полёт по заснеженным горам. Понятно, почему существует поговорка, что каждый норвежец рождается с лыжами на ногах.

norge_3

Фильм суров, брутален и красив. Великолепен на большом экране, но и скачав его на свой компьютер, можно получить не меньшее удовольствие. В фильме снимался Кристофер Хивью, он же Тормунд Великанья Смерть в «Игре престолов». Фильм хорош ещё и тем, что его можно (и нужно!) смотреть всей семьёй.

«Добро пожаловать в Норвегию» (Welcome to Norway) можно назвать смелой социальной комедией на самую животрепещущую современную тему – беженцы в Европе. Снял картину звёздный режиссёр Руне Денстад Лангло, создатель культовых фильмов «Север» (Nord, 2009) и «Погоня за ветром» (Jag etter vind, 2013). Почему фильм можно назвать смелым? Совершенно неожиданно оказалось, что в норвежской глубинке жители отнюдь не в восторге от нашествия представителей иных цивилизаций и культур, и до политкорректности им (слава богу!) далеко.

Этот фильм реалистично показывает, как плохо всем. И несчастным людям, бежавшим от войны и насилия, и местным жителям, жизнь и быт которых стремительно меняется. Главным героем Праймусом (отличная актёрская работа Андерса Баасмо Кристиансена) движут меркантильные интересы, он хочет заработать на приёме 50 мигрантов, получив от государства солидный грант (по 100 тысяч крон в год за каждого!). Однако чтобы получить реальные деньги и отремонтировать свой разваливающийся отель, хозяин должен обеспечить беженцам человеческие условия проживания. Контроль строгий – и полиция, и социальные службы постоянно проводят проверки и могут запросто вынести вердикт: «Почему вы не обеспечили всех туалетной бумагой? Деньги не получите». Задействовать беженцев на ремонте развалюхи-гостиницы не очень-то удается, они ленивы, им подавай всё готовое. Из 50 только 2 человека более-менее работящих, остальные поначалу только смотрят телевизор и пинают балду. Мечты о ремонте накрываются медным тазом, как и тают надежды на получение государственных денег. Ушлый беженец говорит хозяину: «У нас нет отдельных комнат, не у всех есть телевизор, не надо вешать нам лапшу на уши, я уже 10 лет беженец, я свои права знаю!». Беженцы, как дети лейтенанта Шмидта, уже профессия!

При остроте поднимаемых вопросов, это классическая комедия положений, ситуации по-настоящему смешные, смотрится фильм легко, но задуматься заставляет о многом. Политика переселения – непродуманная, одиночество и оторванность европейцев друг от друга – от семьи, детей, друзей – нарастает, свободные отношения между однополыми уже узаконены церковью, власти встают на сторону пришельцев в любом случае, презрев интересы своих сограждан. Потому как есть один закон и имя ему – толерантность.

Действие происходит зимой, видимо, чтобы усилить диссонанс понаехавших смуглых людей с норвежскими заснеженными пейзажами. Что они тут делают? Зачем? Два помощника главного героя-норвежца, к которым, конечно, проникаешься симпатией, оказываются нелегалами, которых надо депортировать. Праймусу приходится для одного из них организовать побег в Швецию, нельзя же бросить друга в беде, а они и правда подружились. Норвежец хороший семьянин, но жена не поддерживает и не понимает его, дочка живёт своей жизнью. В фильме звучит живая речь, нередко и крепкое словцо. Соседи Праймуса скептически оценивают его затею: «Зачем ты нам в деревню этих черно—ых привезёшь? Нашим женщинам покоя не будет!». Беженцы тоже ругаются, норвежец-хозяин у них «викинг хренов». Работящего и проворного кенийца метелит местная шпана, но Праймус не остаётся в долгу – мстит обидчикам за своего друга. Все актеры замечательные, играют искренне, правдиво.

Драма «Гранд отель» (Grand Hotel) Арилда Фрёлиха о том, что человек может изменить свою жизнь, выход из тупика есть. Некогда знаменитый писатель Аксель Фарштад, автор романа на все времена со знаковым названием «Бремя» понимает, что исписался, нет вдохновения. Раньше слова сами укладывались в текст легко и свободно, а теперь – ни строчки. Он неудачник, сбитый лётчик. Деньги заканчиваются, так как издатель отказывает ему в авансе под будущую книгу. Как результат профессиональной неудовлетворённости – алкоголизм (наша водка «Столичная» льётся рекой почти весь фильм). Диагноз врачей неутешителен – цирроз печени, жить осталось месяц-два. Жизнь не имеет смысла, к такому заключению приходит Аксель в один совсем не прекрасный день. Семья давно распалась, девушки помятую бывшую знаменитость больше не любят, с сыном от первого брака понимания нет. И откуда взяться пониманию, когда, будучи богат и знаменит, даже не интересовался, как и чем тот живёт. Взрослый сын отвечает ему полным равнодушием. Аксель снимает шикарный номер в Гранд отеле, в котором когда-то любил творить и просто хорошо проводить время. Заплатить за него он не может, кредитка пуста, но договаривается под своё всё ещё известное имя об отсрочке платежа на месяц, надеясь за это время либо написать очередную нетленку, под которую издатель даст денег, либо умереть в этом шикарном отеле и опять оказаться, пусть так, но на первых полосах газет.

norge_4

Гранд отель в Осло место знаковое. Строгое серое здание без излишеств элегантно и дорого. Излюбленное место встречи знаменитых людей за столиками ресторана, Нобелевские лауреаты обязательно снимают номера в этом отеле, такова традиция. Расположен Гранд отель в самом центре города, гуляя по Осло, вы обязательно пройдете мимо, а вот зайти внутрь сможет не всякий. Режиссёр предоставляет нам уникальную возможность посмотреть на отель изнутри, глазами служащих и постояльцев. Аксель снимает не просто номер, а Tower Suite – самый известный из всех сьютов отеля. Номер расположен на 3-х небольших этажах и имеет выход на башню с часами, откуда открывается фантастический вид на город.

Случайно и неожиданно для себя Аксель обретает в отеле друга в лице 10-летнего мальчика, сына сотрудницы службы размещения, которому друг нужен не меньше, чем всеми забытому писателю. Мальчику сложно среди своих сверстников, он замкнутый, другой. Они подружились по-настоящему. Одинокие души встретились – мальчик обрёл строго (но доброго внутри) отца, а прошедший огонь, воду и медные трубы Аксель понял отцовские чувства, ранее ему неведомые. Фильм заканчивается на светлой ноте, с надеждой, что всё будет хорошо, писатель вновь обрёл умение творить, нашел свою тему и, возможно, семью. Хочется отметить убедительную игру Атле Антонсена в роли человека на грани физической и личностной катастрофы. При этом, фильм не тягостный, наоборот, в нём много смешных моментов и комичных положений.

norge_5

«Гранд отель» имеет перекличку с замечательным фильмом Глеба Панфилова 1979 года «Тема» (лежал «на полке» до 1986 года), кто помнит, с Чуриковой, Ульяновым, Никоненко, Любшиным, Весником и другими прекрасными советскими актёрами. Ставший конъюнктурщиком, некогда блестящий драматург Ким Есенин, тоже глушит водку с приятелем и любовницей, зная о себе, что как писатель он кончился. Он успешен и востребован, а счастья и вдохновения нет. В Суздале, куда компания приезжает погулять, «драмодел», как он сам себя уничижительно называет, Ким встречает девушку Сашу, которая единственная говорит правду о бездарности его последних пьес. Её искренность, истинный непоказной талант переворачивает в нём всё – слетает хмель, дурь, в финале фильма он говорит ей: «Я изменюсь, Сашенька, вы дали мне тему! Тему!».

«Дриады – девочки не плачут» (Dryads – Girls Don’t Cry) – мелодрама о стремлении девочки-подростка найти себя, сложностях и перепутьях переходного возраста. В фильме много музыки, звонких девичьих голосов («Дриады» – название рок-группы), так что фильм вполне тянет на мюзикл. И это неудивительно – режиссер фильма Стен Хеллевиг занимался выпуском рекламных роликов и музыкальных клипов. Фильм «Дриады» – его первый художественный фильм. Неплохой, но, как мне кажется, имеет конкретную адресную направленность на подростковую аудиторию со всеми заморочками взросления.

Документальный фильм «Магнус» (Magnus) Беньямина Рее показывает нам детство, отрочество, юность шахматиста № 1 Магнуса Карлсена. Мальчик-вундеркинд на наших глазах превращается в симпатичного улыбчивого юношу, ставшего в 23 года 16-м чемпионом мира. Кульминацией биографического фильма становится борьба за шахматную корону на чемпионате мира 2013 года. В решающем поединке Магнус, прозванный коллегами «Викингом», обыграл маститого индийца Вишванатана Ананда. В фильме участвует наш соотечественник (или уже бывший?) Гарри Каспаров, большой поклонник игры Карлсена. Любители шахмат должны быть в восторге, но кинозал, увы, зиял пустотой.

norge_6

Мультипликационный «Солан и Людвиг: сырная гонка» (Solan og Ludvig: Herfra til Flåklypa) Расмуса Сивертсена хорош для всех. Смешной и добрый фильм о приключениях двух неразлучных друзей – авантюрного и отчаянного селезня Солана и застенчивого и трусоватого ёжика Людвига, обитающих на ферме добродушного дядьки Реодора. Фильм отличает хорошая графика, увлекательный сюжет, забавные персонажи и особый национально-исторический колорит. Можно рекомендовать его для всей семьи, как любую сказку с ярлычком «Сделано в Скандинавии» (вспомним Карлсона, Пеппи Длинныйчулок, мумми-троллей, норвежских Папу, Маму и восемь детей в лесу и других любимых многими поколениями сказочных персонажей). У кого есть дети-внуки, посмотрите с ними, имея в виду, что «Сырная гонка» является продолжением «Снежных приключений Солана и Людвига» (2015).

Фестиваль завершился фильмом «Месть» (Hevn) с очень выразительной афишей – загадочная и решительная женщина в черном на фоне потрясающей красоты фьорда сжимает в руке огромный нож. Режиссер Кьерсти Стейнсбё представил одну из ипостасей скандинавского кинематографа – психологический триллер с элементами мистики. Главная героиня Андреа (Сирен Йоргенсен) – не та, за которую себя выдает. Беспощадностью и мстительностью она напоминает героинь скандинавского эпоса. Пересказывать такой фильм даже намёками не стоит. Хочу отметить великолепные съемки, отличную игру актёров. Месть свершилась, страшный нож мелькал в начале и конце фильма (как ружьё, которое уж если висит на стене, должно выстрелить) – но как? В этом-то и интрига. Интересны изменения тактики, психологического настроя главной героини, плана мести и его осуществления.

norge_7

Природа в фильме потрясает. Как, невольно задаешь себе вопрос, как может жить зло рядом с этими чистыми фьордами и водопадами, голубым ледником, чудесными домикам? Это же сказочная страна, мечта! Но зло гнездится везде, где человек теряет ответственность за свои поступки, цинично не думает об их последствиях в будущем. Это фильм о бумеранге зла, который всегда возвращается. Порадовала концовка – героиня уезжает, камера снимает её автомобиль сверху – машина едет по шоссе вдоль фьорда и выезжает из его тени на солнечную сторону. Она перешла на светлую сторону силы, с облегчением вздохнём мы.

Р.S. Для ценителей скандинавского кино. Вечер кино Фарерских островов (автономия в составе Дании, население – менее 50,0 тыс. чел.).

Необычный кинопоказ состоялся в московском Доме кино 7 ноября 2016 года. Фарерцы очень гордятся своим фольклором, древним языком, сохранившим многие черты древнескандинавского, и молодым кинематографом. Самое любопытное, что первые фильмы на фарерском языке с участием местных актеров были сняты ещё в 70-х гг. прошлого века испанцем Мигелем Мартином Идальго, который провел на северных островах несколько лет (фильмы: Rannvà, 1975; Heystblómur, 1976; Pall Fángi; 1977).

Фильмография Фарер составляет более двадцати кинолент. На островах функционирует Ассоциация фарерских кинематографистов, образование в области киноискусства фарерцы получают преимущественно в Исландии или Дании. В Доме кино были показаны две небольшие работы последних лет: «Долина» (Dalur) Хайрика О Хэйюна и "Бочка" (Tunnan) Йонфинна Стенберга и Йоннеса Ламхоге.

Психологическая драма "Долина" рассказывает о водителе такси, которому не дает покоя чувство вины. Оно усиливается при неожиданной встрече с пассажиркой, которую также мучают проблемы, коренящиеся в прошлом. Случайное путешествие прочно переплетает их жизненные пути и открывает обоим глаза на то, что позволит освободится от душевных страданий.

"Бочка" основана на реальных событиях. Завязкой истории становится неожиданная находка четырех друзей – во время отлива они вылавливают таинственную бочку, которую волны прибили к берегу одного из островов. Однако они не спешат рассказать соседям о находке, а решают до поры до времени спрятать найденное в доме одного из друзей, потому что первое, что приходит им в голову – в бочке алкоголь отборного качества, но что же там оказалось на самом деле? Надо смотреть. Сразу срабатывает память – в 1997 году в прокат вышла российская комедия с Михаилом Евдокимовым в главной роли «Не валяй дурака», помните? Главный герой с друзьями тоже выловили бочку, в которой оказался чистый спирт. Но то Россия, а то Фарерские острова…

Надеюсь, уважаемый Navis найдёт все упомянутые в этом обзоре фильмы и сообщит заинтересованным любителям скандинавского кинематографа, как и где их можно посмотреть.

Мила Северная

P.S. от Navis‘а: С огромнейшим удовольствием представляю нового автора нашего блога – Милу Северную, которая также является активнейшим комментатором размещенных на сайте рецензий. Благодаря Миле Северной у нас открывается новая рубрика – "Кинофестивали", убежден, что она понравится нашим читателям (естественно, как и сама статья). Мне лично особенно приятно, что первая статья Милы Северной посвящена норвежскому кинематографу – как человеку, прожившему в Норвегии много лет, все, что связано с этой замечательной страной, мне очень близко.

Уважаемая Мила Северная, благодарю Вас за достойный вклад в наш блог, очень хочется надеяться, что мы еще увидим интереснейшие материалы, вышедшие из-под Вашего пера!

Наш блог развивается и становится более разнообразным – УРА!

Что же касается замечания Милы Северной относительно информации по релизам на видеоносителях норвежских фильмов, упомянутых в ее обзорной статье, то я предоставлю ее позднее – требуется дополнительная проработка вопроса.

Navis

Комментарии

  1. November 30th, 2016 | 11:27 am

    Отличный обзор! Hevn заинтересовал, но пока не нашел его, будем ждать…

  2. Мила Северная
    November 30th, 2016 | 1:48 pm

    Любую статью выносить на суд взыскательных читателей очень волнительно, поэтому моя искренняя благодарность за добрые слова!:)
    Всем любителям нестандартных фильмов, новых режиссеров, актёров, сюжетов сообщаю: в «Формуле Кино Горизонт» сегодня, 30 ноября, начался 15-й Фестиваль немецкого кино. Кинопоказ обещает быть очень интересным, многие фильмы получили признание зрителей и уже отмечены наградами международных фестивалей.
    Сегодня в 19.00 будет показана комедия «Ну всё, я пошёл!» (зал № 1), снятая по мотивам автобиографической книги известного немецкого шоумена Ханса Петера Керкелинга. На презентации фильма ожидаются гости фестиваля: режиссёр Юлия фон Хайнц и исполнитель главной роли актёр Дэвид Штрисов. Сегодня же, но в 22.00, на суд зрителей будут представлены ещё 2 фильма: «Человек с головой-печатной машинкой» и «Ночной кошмар» (зал № 1). Спешите, ценители фестивального кино!
    В программе фестиваля: «Я и Камински»; «Гуд бай, Берлин!»; «Тони Эрдманн» (претендент на премию «Оскар»); «Он снова здесь!»; историческая лента «Государство против Фрица Бауэра»; «Фассбиндер» (документальный) и другие не менее интересные работы немецких кинематографистов.
    Фестиваль пройдёт с 30 ноября по 05 декабря 2016 года в “Горизонте” (Комсомольский просп., 21/10).
    Мила Северная

  3. kot_pofigist
    November 30th, 2016 | 3:00 pm

    Уважаемая Мила,
    Рады приветствовать вас на просторах BlogProFilm в качестве постоянного автора! Не сомневаюсь, что после ваших ярких комментариев, полных глубоких познаний в кинематографе и массы дополнительных сведений, наши читатели ждали ваших статей с нетерпением!
    Действительно, скандинавское кино – очень интересная и объёмная тема, особенно для знатоков и любителей северных стран. После вашего рассказа о “Последнем короле” захотелось освежить свои познания в истории Норвегии, да и посмотреть сам фильм, который по зрелищности в моём представлении должен превосходить навязшую в зубах “Игру престолов”.
    Соглашусь с впечатлениями о “Гранд Отеле”: свет в конце тоннеля и масса неожиданных жизненных ситуаций в столь знакомых пейзажах Осло, кризис творческого и жизненного вдохновения и отчаянная эстетика монотонного скандинавского алкоголизма.
    И, конечно же, безумно интригует “Месть”. Буду смотреть на любом источнике, который только будет доступен. Хочу отдельно отметить, что в норвежском, и в скандинавском кино в целом всегда отменные саундтреки. Благодаря трейлеру “Мести” открыла для себя массу необычнейших исполнителей, в частности, певицу Thea Hjelmeland.
    К комментарию CoolRunning: у фильма Hevn есть официальная страница на Facebook, там может быть информация об англоязычном релизе.

  4. Мила Северная
    December 17th, 2016 | 9:54 pm

    Пересмотрела в связи с «Гранд Отелем» советский фильм «Тема», который упомянула в обзоре. Фильм и сейчас смотрится современно, он очень талантливо снят и сыгран. Отличный сценарий. Я не совсем точно привела цитату из этого фильма – «драмоделом» себя называет не герой Ульянова. Так его характеризует герой Любшина, добавляя еще несколько нелицеприятных характеристик. Ким Есенин (Ульянов), случайно подслушав чужой разговор о себе, думает: «Да, точный мой портрет». Кстати, думала, что замечательное слово «драмодел» придумано сценаристами (Г. Панфиловым и А. Червинским). Оказалось, нет. В период литературных битв 30-х годов прошлого века советские писатели не стеснялись в выражениях о произведениях коллег. Например, «Литературная газета» от 30 сентября 1938 года выступила с резкой критикой современных драматургов, утверждая, что театры ставят пьесы «ищущих лёгкой удачи драмоделов».
    Фильмы «Гранд Отель» и «Тема» схожи основной сюжетной линией, хотя сняты в разных странах и временах. Но есть общие темы, которые независимо друг от друга появляются в кинопроизведениях разных стран. В этой связи возникла мысль написать о таких параллельных темах, как они решаются режиссёрами с разным мировоззрением, возрастом, взглядами. Будет ли это интересно нашим обозревателям и читателям?
    М.С.

Оставить комментарий