Cannibal Man

CM8 Мы все прекрасно знаем, как недобросовестные маркетологи и рекламщики, которые стремятся подогреть интерес к тому или иному зарубежному фильму, довольно часто кардинально изменяют его оригинальное название и тем самым извращают суть картины, вводя в заблуждение незадачливого зрителя. Этим грешат не только российские дистрибьютеры, но и их западные коллеги. Жертвами этих «околокиношных» специалистов стали многие очень неплохие ленты.

Примером тому может послужить испанский фильм 1972 года «Cannibal Man» («Человек-каннибал»), выпущенный в неподцензурной версии на первозонном DVD компанией Blue Underground. Эта картина практически не имеет ничего общего с каннибализмом, даже напротив, в одном из моментов фильма напрочь отвергается сама идея людоедства. Американские и английские дистрибьюторы, видимо, для привлечения интереса публики решили сделать скандальную рекламу испанской ленте, причислив ее (хотя бы по названию) к печально знаменитым итальянским садистским фильмам про дикарей-каннибалов, берущих свое начало с ленты Умберто Ленци 1972 года «Человек с Глубокой реки». Именно на волне нездоровой популярности фильмов про кровожадных туземцев конца 70-х – начала 80-х годов («Ад каннибалов» Руджеро Деодато, «Ад каннибалов 2» и «Каннибалы» того же Умберто Ленци, «Бог людоедов» Серджио Мартино и т.д.) компанией Anchor Bay в США был впервые издан на DVD «Человек-каннибал». В оригинале лента называлась «La Semana del Asesino» («Неделя убийцы»), что наиболее полно отражало ее содержание. Кстати, в США фильм имеет альтернативное название «Apartment on the 13th Floor» («Квартира на 13-м этаже»), которое бесспорно лучше, чем «Человек-каннибал».

CM1

Картина была снята покойным ныне испанским режиссером Элоем де ля Иглесия («Болгарские любовники», «Убийство в голубом мире», «Священник»), известным своими остросоциальными провокационными работами, как обличающими авторитарный режим Франко, так и бросающими вызов демократическому обществу, в которых он затрагивал проблемы преступности, наркомании и нетрадиционного секса (последняя тема, фигурирующая так или иначе почти во всех его картинах, была наиболее близка режиссеру как стороннику однополой любви).

«Человек-каннибал» никогда не демонстрировался в США на широком экране. В Великобритании же фильм был занесен в «черный» список «видеогадостей» («video nasties») и вообще запрещен к показу в кинотеатрах и на домашнем видео (его лицензионная копия на DVD появилась с купюрами на Туманном Альбионе только в 1993 году, а в США – в 2000 году). «Человек-каннибал» знаменит еще и тем, что стал первым фильмом, во время показа которого в кинотеатрах (в тех странах, где он был разрешен) зрителям выдавались специальные пакетики, такие же, какие предоставляются авиапассажирам в самолетах (надеюсь, вы понимаете, для чего).

CM2

Так что же за кошмарный фильм снял де ля Иглесия? А ничего кошмарного здесь нет и в помине. Хотя «Человек-каннибал» в мировом кинематографе причисляется к славной когорте фильмов ужасов, я с этой точкой зрения решительно не согласен. Лично я бы охарактеризовал его как драму с элементами триллера, имеющую глубокий социальный подтекст.

В картине много убийств, причем достаточно откровенно показанных (крупным планом вонзившийся в лицо и разрубивший его пополам мясницкий тесак, перерезанное горло несчастной жертвы и т.д.), однако все эти шокирующие сцены здесь не смакуются и не эстетизируются, как это, например, делается в лентах гениальных Лучио Фульчи и Дарио Ардженто, а воспринимаются как необходимый элемент сюжетной канвы картины. В «Человеке-каннибале» отсутствует модный нынче в мире «хоррора» показ отрубленных конечностей, катающихся по полу голов, избытка кровищи. Да, в фильме есть расчленение тел убиенных, однако оно не демонстрируется, а подразумевается – мы видим только тень человека с тесаком в замахивающейся руке и слышим характерный хруст костей. На сегодняшний день «Человек-каннибал» по уровню жестокости и насилия не выдерживает никакого сравнения с обоими «Хостелами», «Границей» и другими представителями современных киноужасов. К чести режиссера, ему удалось не переступить тонкую грань, разделяющую качественный и серьезный фильм про серийного убийцу от банального и дешевого «слэшера» (поджанр фильма ужасов про маньяков, убивающих колюще-режущими предметами – от английского to slash – резать, полосовать, глубоко ранить).

CM3

На радость эротоманам в фильме наличествует красивая женская «обнаженка», однако она строго дозирована и весьма пристойна.

«Человек-каннибал» – это история одинокого, неудовлетворенного жизнью, малообеспеченного и немного неуравновешенного человека, живущего во франкистской Испании, который по воле судьбы становится серийным убийцей. Он живет в обществе, где до минимума ограничены права и свободы граждан, где большая часть населения работает лишь за кусок хлеба, где процветает произвол полицейских и военных, где существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Его никто не понимает, даже самые близкие люди – возлюбленная и собственный брат – заняты своими делами и не интересуются его проблемами и чувствами. Характерно, что его единственным другом, который действительно пытается понять и помочь, становится сосед из фешенебельного многоэтажного дома напротив, являющийся гомосексуалистом. Несмотря на свою обеспеченность (хорошая машина, шикарная квартира) этот сосед тоже является изгоем общества, где нетрадиционная сексуальная ориентация находится вне закона. Герой, вернее, антигерой фильма не является бездушным убийцей. Убийства даются ему очень нелегко. Он страдает и мучается, однако обстоятельства складываются именно так, что он вынужден убивать снова и снова. По большому счету он сам – жертва, а преступления, совершаемые им, отражают своеобразный протест против общества, которое лишило его счастья и планов на светлое будущее.

CM4

Совершенно очевидно, что симпатии режиссера на стороне убийцы. Мастерство де ля Иглесия заключается именно в том, что несмотря на все бесчеловечные злодеяния маньяка (его и маньяком даже нельзя назвать), у зрителя он вызывает не ужас и отвращение, а жалость и сострадание.

Маркос (блестящая игра Висенте Пара – «Сиеста», «Смертельный треугольник», «Хлеб, любовь и Андалузия») трудится на самой низкооплачиваемой работе в скотобойне при мясокомбинате и живет вместе со своим братом Стивом (Чарли Браво – «Город без границ», «Кровь и песок», «Собака-монстр»), которого практически никогда не бывает не дома, в полуразваленной лачуге с окном на потолке. Его девушка Паула (очаровательная Эмма Коэн – «Скрытое», «Дед», «Путешествие в никуда»), которую заботит только карьерный рост Маркоса, встречается с ним тайком от родителей, не приветствующих общения дочери со всякими работягами. Как-то поздно вечером возвращаясь домой на такси, Маркос и Паула вступают в перебранку с шофером, которому не понравилось, что молодые люди целуются на заднем сидении машины. Водитель высаживает их по дороге и требует денег за проезд. Маркос отказывается, ссылаясь на то, что их не довезли до места назначения. Тогда шофер избивает Маркоса и толкает вступившуюся за него Паулу. Разъяренный Маркос хватает первый попавшийся под руку камень и бьет им по голове обидчика, который падает без чувств на землю. Подумав, что он просто потерял сознание от сильного удара, влюбленные убегают. На следующий день газеты пестрят сообщениями об убийстве таксиста. Паула приходит к Маркосу и уговаривает его сдаться полиции. Маркос пытается убедить девушку, что у него нет средств оплатить услуги адвоката, и что его, как представителя низших слоев общества, обязательно посадят в тюрьму. Паула настаивает на своем, и Маркос, не в состоянии доказать свою правоту, душит ее во время страстного поцелуя. Труп девушки он прячет в комнате брата под его кровать. На следующий день появляется брат, которому Маркос во всем сознается. Стив также заставляет его пойти в полицию. Отчаявшийся и вконец напуганный Маркос убивает и его ударом тяжелого гаечного ключа по голове. Так начинается Неделя убийцы, в ходе которой Маркос загубит еще немало человеческих душ. При этом он ежедневно ходит на работу, общается с людьми и даже знакомится с богатым соседом из дома напротив по имени Нестор (Эусебио Понсела – «Хрустальные глаза», «Борджиа», «Интакто»), имеющим явно гомосексуальные наклонности. Вечерами Нестор прогуливается с совсем запутавшимся Маркосом, оказывая ему недвусмысленные знаки внимания и намекая на то, что знает истинную причину странного поведения нашего антигероя (дело в том, что Нестор давно заприметил привлекательного Маркоса, когда из своей квартиры на 13-м этаже осматривал в бинокль прилегающую к дому территорию). Он даже советует Маркосу «похоронить свои проблемы» и выражает готовность помочь ему в этом деле. Маркосу нравится дружба с Нестором, потому что ищет сочувствия и понимания, которые тот ему предлагает. Общение с Нестором не дает Маркосу совсем потерять человеческий облик и полностью низвергнуться в пучину безумия. Завуалированное сексуальное напряжение в отношениях двух мужчин достигает своего апогея, когда Маркос, наконец, приходит в гости к Нестору и узнает, что сосед, оказывается, хорошо осведомлен обо всех его преступлениях…

CM5

Элой де ля Иглесия создал фильм-анализ преобразования обычного человека в серийного убийцу под воздействием внешних и внутренних факторов. В этом плане картина отчасти напоминает гениальнейшую ленту Романа Полански «Отвращение», где в главной роли снялась совсем еще молоденькая Катрин Денев. Такое сравнение дорогого стоит.

«Человек-каннибал» – мрачный, депрессивный и тяжелый фильм про безысходность, получивший в наши дни культовый статус. Любителей откровенных лент про каннибалов прошу не беспокоиться. А поклонникам хорошего, вдумчивого европейского кино, не боящихся жестоких сцен, настоятельно рекомендуется.

CM6

Релиз Blue Underground весьма посредственный. Отсутствует оригинальная (испанская) звуковая дорожка, звук моно. Из дополнений – только кинотеатральный трейлер. Благо, хоть, что «картинка» не квадратная.

В России «Человек-каннибал», к сожалению, не выходил на лицензионном DVD.

CM7

Navis

Комментарии

  1. June 23rd, 2008 | 11:21 am

    Интересный фильм, мне понравился

  2. June 23rd, 2008 | 6:45 pm

    Действительно, фильм очень хорош.

  3. June 25th, 2008 | 9:48 pm

    Я бы фильм с таким названием не стал смотреть даже

  4. June 26th, 2008 | 9:41 pm

    Уважаемый кулинар, все дело-то как раз в том, что название не имеет ничего общего с самим фильмом. “Спасибо” за это западным промоутерам.

  5. June 30th, 2008 | 5:11 pm

    Смотрел этот фильм, мне очень он понравился! Да и насчёт названия, извратили как могли, так же как и названия вдругих фильмах..

  6. July 1st, 2008 | 5:33 pm

    согласен с кулинаром ни название ни этикетка не вызывает у меня польшого желония его смотреть. но почитав описание может перегляну если попадётся

  7. July 1st, 2008 | 7:26 pm

    Посмотреть действительно стоит. Фильм неординарный. А название и картинка – происки рекламщиков. Очень рекомендую к просмотру.

  8. Kaij
    September 10th, 2008 | 1:40 am

    Хорошая работа!

  9. Andr2
    September 10th, 2008 | 1:52 am

    Спасибо за статью оказалась очень полезной.

  10. September 10th, 2008 | 7:54 pm

    Мы рады, что статья оказалась полезной. Вопрос к Kaji: что имелось в виду под “хорошей работой” – сам фильм или же рецензия?

  11. September 18th, 2008 | 8:35 pm

    Надеюсь на продолжение! буду рада заглянуть!

  12. September 30th, 2008 | 2:29 pm

    Horoshaya rabota!

  13. Xavier
    December 8th, 2008 | 5:02 am

    Достаточно интересная и познавательная тема

  14. Elie
    December 8th, 2008 | 7:03 am

    Действительно полезняк! А то сколько не лазишь по нету сплошное бла бла бла. Но не тут, и это радует!

  15. Кирилл
    May 3rd, 2009 | 11:48 am

    Добро пожаловать на блог самого большого хранилища русских (и не только!) субтитров для сериалов. Мы надеемся, что вам здесь понравится. На данный момент у нас есть субтитры к таким сериалам

  16. http ://chich8.livejournal.com/</A>
    May 3rd, 2009 | 11:49 am

    На данный момент у нас есть субтитры к таким сериалам

Оставить комментарий