Дикие сердцем

На днях пересмотрел очень странный и завораживающий фильм 1990 года великого и несравненного мастера «подсознательного» кино, называемого многими критиками «лучшим режиссером американского кинематографа», Дэвида Линча «Дикие сердцем» («Wild at Heart») и сразу же решил написать на него рецензию. Эта замечательная картина была выпущена на отличном коллекционном DVD в России компанией «Universal Pictures Rus» с большим количеством дополнений – фильмом о съемках, комментариями от создателей ленты, различными документальными фильмами и т.д. Отрадно, что российский релиз ни в чем не уступает американскому первозонному 2004 года.

WAH1

Вообще, писать рецензии на творения Линча дело весьма неблагодарное и сложное. Как можно рецензировать его талантливейшие, но необъяснимые и сюрреалистические произведения «Шоссе в никуда», «Твин Пикс», «Малхолланд Драйв», «Голова-ластик»? Думаю, что для того, чтобы их понять нужно быть самим Дэвидом Линчем или же уметь читать его самые сокровенные мысли. Тем не менее, я решил рискнуть, так как «Дикие сердцем» наряду с «Простой историей» и «Человеком-слоном» можно назвать одним из самых доступных для понимания фильмов Дэвида Линча, хотя и в нем достаточно гротеска, необычных персонажей и аллегорий.

Фильм является своеобразной экранизацией романа «Дикие сердцем: история Сэйлора и Лулы» американского писателя и поэта Барри Гиффорда, который сотрудничал с Линчем и в дальнейшем – в 90-х годах он написал сценарии для телевизионного сериала «Номер в гостинице» и ленты «Шоссе в никуда».

Эта картина типично американская, и ее мог снять только режиссер из США. Во-первых, это «road movie» (дорожный фильм), исконно американский жанр, культурный феномен США, про людей, убегающих от ненавистного им общества и ищущих своего счастья на дороге за рулем автомобиля. Во-вторых, главные герои ленты, Сэйлор (Николас Кейдж) и Лула (Лора Дерн), олицетворяют собой поп-иконы американского образа жизни – Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, даже несмотря на их разительную несхожесть во внешности. Сэйлор, воплощая в себе дух бунтаря экранных героев другого популярного в Америке киноактера Джеймса Дина, любит петь песни Элвиса (кстати, Кейдж сам поет в фильме, и следует признать, очень профессионально). Лула, такая же яркая и женственная блондинка, как и Монро, хрупкая и нежная девушка 20-ти лет, готова идти на край света за своим неистовым возлюбленным. В-третьих, фильм является полной иносказаний осовремененной версией любимейшей сказки американских детей и взрослых «Волшебник страны Оз» (не путать с плагиатом – «Волшебником Изумрудного города» А.М. Волкова). Как и в этой сказке, Сэйлор и Лула выехали на «желтую кирпичную дорогу» в поисках своей мечты и удачи. Луле представляется, что их постоянно преследует злая ведьма на метле, персонифицирующая ее психически неуравновешенную мать. Когда же ей угрожает изнасилованием один из ублюдков, посланных ее матерью для убийства Сэйлора, Лула, закрыв глаза, стучит каблучками своих туфелек друг о друга в надежде, что этот волшебный прием унесет ее в безопасное место (потрясающая сцена с Бобби Перу – Виллемом Дэфо). В финале фильма Сэйлор в полубессознательном состоянии видит добрую фею, которая дает ему добрый совет, меняющий всю его жизнь.

Практически во всех фильмах Линча большое внимание уделяется символизму. В этом смысле «Дикие сердцем» тоже не стали исключением. Образ огня является неотъемлемой частью фильма, его главной движущей силой (близкие ракурсы зажженной спички, тлеющего табака в сигаретах, языков пламени пожара в доме Лулы). Кроме того, что огонь играет чисто сюжетную роль (объятый огнем погибает отец Лулы, главные персонажи часто и много курят), он символизирует всепоглощающую страсть между Сэйлором и Лулой, их духовное и физическое единство, а также стремление к свободе. При этом Линч как бы дает нам понять, что огонь может быть и деструктивным – он может опустошить главных героев, «сжечь дотла» их любовь. Еще одним колоритным образом в картине служит куртка Сэйлора из змеиной кожи, подчеркивающая бунтарский и независимый характер протагониста. Сам же он говорит по этому поводу: «Это (куртка) символ моей индивидуальности и моей веры в личную свободу» (к слову сказать, куртка на самом деле принадлежала Николасу Кейджу – после съемок он подарил ее своей партнерше по картине Лоре Дерн).

В картине Линча много откровенного насилия и жестокости (порой даже парадоксальной). Кроме показа многочисленных подонков, убийц и психопатов, режиссер изобличает все современное общество, демонстрирует, что у него нет будущего. В этой связи очень характерна сцена, когда в машине Лула пытается поймать по радио музыкальную программу, однако ей это не удается – на всех каналах идут репортажи об убийствах, некрофилии и т.д. Лейтмотивом фильма служит фраза Лулы о том, что мир, в котором мы живем, «дикий внутри и странный снаружи». Именно от этого страшного общества бегут Сэйлор и Лула в отчаянной надежде найти идеальную страну Оз. И тем не менее, это все-таки полный оптимизма фильм о вечной любви и о верности, о страсти и доброте. В нем романтика противостоит жестокости и в конце концов побеждает ее (даже сами создатели фильма говорили, что зритель очень устает, если всегда все мрачно).

Линч не был бы Линчем, если бы он не разнообразил ленту своими фирменными абсурдистскими сценами, имеющими смысл только для него самого. В качестве примера можно привести рассказ Лулы о своем кузене-невротике Дэлле (превосходный Криспин Гловер), каждый день ожидающем Рождества, по ночам делающем себе на завтрак сэндвичи и засовывающем в свои трусы тараканов. Совершенно непонятен (для нас с вами, но не для Линча) эпизод в баре, когда к Луле и Сэйлору подсел странный старик и начал квакать фальцетом что-то о голубях как о разносчиках болезней. Таких сцен много и они лишний раз подчеркивают, что мы смотрим фильм культового и «смурного» Дэвида Линча.

WAH2

Как и во всех работах режиссера, в «Диких сердцем» отличное музыкальное сопровождение. Музыку к фильму написал замечательный композитор Анджело Бадаламенти, имеющий большой опыт сотрудничества с Линчем («Синий бархат», «Твин Пикс», «Шоссе в никуда», «Простая история», «Малхолланд Драйв»). Одна из самых красивых сцен в фильме (танцы Лулы и Сэйлора в поле у дороги), сопровождается тяжелым роком, плавно переходящим в классическую музыку Рихарда Штрауса. В нем также звучат незабываемые песни Криса Айзека и Элвиса Пресли (как уже отмечал ранее, последние – в исполнении Кейджа).

WAH3

Верный «своим» актерам Линч задействовал в «Диких сердцем» многих участников своих прежних лент – Шэрил Ли («Твин Пикс»), Джека Нэнса («Голова-ластик», «Дюна», «Синий бархат»), Шэрилин Фенн («Твин Пикс»), Грейс Забриски («Твин Пикс»), Изабеллу Росселини («Синий бархат»). Лора Дерн, сыгравшая Лулу, тоже раньше снималась у Линча в «Синем бархате». Кроме «постоянных» актеров Линча фильм обогащен игрой других замечательных профессионалов – уже упомянутых Николаса Кейджа («Власть луны», «Покидая Лас-Вегас», «Скала», «Говорящие с ветром») и Виллема Дэфо («Взвод», «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», «Последнее искушение Христа»), Дж. И. Фримана («Перекресток Миллера», «Игры патриотов», «Чужой: воскрешение»), Гарри Дин Стэнтона («Побег из Нью-Йорка», «Чужой», «Париж, Техас») и, конечно же, восхитительной Дайаны Лэдд («Надвигается беда», «Черная вдова», «Самый быстрый “Индиан”». Актеры в фильме не играют, они живут своими ролями. Особенно удалась работа Кейджа и Дерн – создается впечатление, что они действительно буквально «сгорают» в своей страсти. Очень интересный тандем Дерн-Лэдд. Линч сделал хитрый ход, пригласив на роль обезумевшей матери героини Дерн ее настоящую мать, Дайану Лэдд. Это углубило их экранные отношения, придало им чувство реальности и правдоподобности (хочется надеяться, что в жизни между мамой и дочкой нет такого кошмарного антагонизма).

WAH4

В фильме рассказывается история про двух влюбленных – Сэйлора (Морячка) Рипли (Николас Кейдж) и Лулы Форчун (Лора Дерн). Мать Лулы Мариэтта Форчун (Дайана Лэдд), ненавидящая Сэйлора, нанимает убийцу для устранения возлюбленного дочери. В ходе драки, на глазах у Лолы и Мариэтты, Сэйлор голыми руками забивает насмерть незадачливого киллера и его сажают в тюрьму почти на два года за непредумышленное убийство. По прошествии этого срока верная Сэйлору Лула встречает его на машине у ворот тюрьмы. Они решают уехать из Северной Каролины в Калифорнию, несмотря на то, что Сэйлор все еще отбывает условное заключение. Мариэтта просит своего сожителя, частного детектива Джона Фэррагута (Гарри Дин Стэнтон), найти их и привезти Лолу домой. Когда же мягкому и интеллигентному Фэррагуту не удается напасть на их след, Мариэтта обращается за помощью к своему бывшему любовнику, гангстеру Мареселлесу Сантосу (Дж. И. Фриман). Сантос обещает убить Сэйлора с одним условием – Мариэтта должна разрешить ему убить Фэррагута, так как тот слишком много знает о темных делах Сантоса. Не получив добро от Мариэтты, Сантос все же отправляется на поиски беглецов. При этом он подключает к поимке других убийц, которые должны перехватить Сэйлора и Лулу по дороге в Калифорнию. Истеричная Мариэтта, боясь потерять Фэррагута, летит к нему в Новый Орлеан, чтобы предупредить его об опасности. Она с ним встречается в гостинице, где позднее до него добираются люди Сантоса. Сантос говорит Мариэтте, что Фэррагут не выдержал напряжения и сбежал. Мариэтта, в душе понимающая, что ее сожителя уже больше нет в живых, соглашается продолжать погоню вместе с Сантосом. В это время Сэйлор и Лула, оставив позади Новый Орлеан, находятся недалеко от техасского городка Биг Туна. В перерывах между жаркими любовными сценами (кстати, очень красивыми и романтичными – никакой «грязи» и пошлости) и частыми перекурами Сэйлор и Лула делятся между собой секретами из своей прошлой жизни. Оказывается, что раньше Сэйлор работал водителем у Сантоса и хорошо знал родителей Лулы. Накануне своего ухода от Сантоса он сидел в машине и ждал босса, который приехал в гости к Мариэтте. В доме Мариэтты Сантос оглушил отца Лулы, а затем облил его керосином и поджег. С тех пор Мариэтта считает, что Сэйлор стал свидетелем убийства, и хочет его смерти. На самом же деле, Сэйлор видел только пожар, а о злых умыслах Мариэтты и Сантоса мог только догадываться. В свою очередь Лула рассказывает ему, что в тринадцать лет ее изнасиловал коллега ее отца.

WAH5

По дороге в Биг Туна возлюбленные становятся очевидцами страшной автокатастрофы – они пытаются спасти единственную оставшуюся в живых девушку (Шерилин Фенн), однако из-за смертельной черепной травмы она умирает у них на руках. Лула говорит, что это дурной знак, предзнаменование несчастья. Тем не менее, они успешно добираются в городок и размещаются в мотеле, где знакомятся с отвратительным типом с гнилыми зубами по имени Бобби Перу (Виллем Дэфо). В мотеле Лула говорит Сэйлору, что беременна. Бобби уговаривает его принять участие в «легком» ограблении никем не охраняемого местного продовольственного склада. Сэйлор не хочет идти на этот шаг, но осознание того, что у него нет денег на содержание будущей семьи, заставляет его принять приглашение Бобби. Сэйлор не знает только одного – что Бобби Перу является подручным Сантоса…

WAH6

«Дикие сердцем» – отличный фильм, справедливо считающийся одним из лучших работ Дэвида Линча. Он по праву приобрел культовый статус. Тем не менее, я считаю, что эту картину нужно смотреть только подготовленному зрителю, хорошо знакомому с творчеством Линча. С другой стороны, лучшую картину для первого знакомства неискушенного зрителя с довольно непростым режиссерским языком Линча представить себе сложно. Ее нельзя воспринимать как драму, боевик, триллер или комедию. Ее нужно воспринимать как очередную великолепную ленту талантливого режиссера, высоко стоящую над жанровыми условностями.

WAH7

Скажу честно, я не очень доверяю фильмам, получающим главные призы на международных кинофестивалях. В основной массе они скучны, затянуты, назидательны и даже политизированы. Награждение же «Диких сердцем» Золотой пальмовой ветвью в Каннах в 1990 году стало праздником не только для Дэвида Линча и его творческой группы, но и для всех поклонников этого поистине неординарного и гениального режиссера, к которым с гордостью причисляет себя и ваш покорный слуга.

Купить “Дикие сердцем”

Navis

Комментарии

  1. jull
    September 4th, 2006 | 9:04 pm

    мне понравилась ваша статья, Navis. первый фильм линча который я просмотрела,был голова-ластик, абсолютно неподготовленная я была в восторге от такого дикой,сюрреалистической работы линча.мне кажется в его картинах очень близко огонь и лед,любовь и пошлость,это завораживает.Ксати,что меня больше всего тронуло в дикие сердцем,так это отношения сейлора и лолы,такая детская нежность,фантастическая вера в друг друга,ради этого стоит жить и смотреть фильмы…

  2. September 4th, 2006 | 11:27 pm

    Уважаемая Jull, большое спасибо за душевные слова. Мы тоже очень любим творчество гениального Линча.

Оставить комментарий